Статистика продаж новых автомобилей в Беларуси кажется позитивной: в 2024 году наблюдался двукратный рост рынка, а за первые три месяца текущего года было реализовано более 13 тыс. новых легковых автомобилей, что в 1,7 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года. Но представители БАА, подводя итоги 2024 года, обращают внимание на то, что в марте было продано на 7% меньше машин, чем месяцем ранее. И это тревожный признак, который готовит нас к возможному падению рынка уже в этом году.
— Еще осенью 2024 года БАА задалась вопросом о том, каково качество стремительного роста рынка в 2024 году? Видим ли мы признаки сбалансированного роста, или это своего рода пузырь? — говорит директор ООО «Автоцентр на МКАД», председатель правления Автомобильной ассоциации Сергей Варивода.
— Оглядываясь назад, можно с уверенностью сказать, что в прошлом году, особенно во второй половине, автомобильный рынок перешел в состояние перегрева. Он вырос беспрецедентно (за 25 лет мониторинга БАА не видела роста в 2,2 раза). Очевидно, что после столь стремительного роста рынок рано или поздно переходит к состоянию коррекции, которую мы ожидали.
Очевидно, что рынок перешел в состояние рынка потребителя, когда предложение существенно превышает спрос. Это подтверждается такими наблюдаемыми данными, как избыточные стоки автомобилей у большинства дилеров, это снижение цен, которые зафиксировал в марте Белстат по группе потребительских товаров «легковые автомобили» (март относительно февраля) — несмотря на то что в конце января были приняты изменения по ставкам утилизационного сбора, которые объективно должны были толкать цены вверх.
При этом Сергей Варивода уточнил, что рынок по-прежнему растет, причем растет двузначными темпами. Да, во многом за счет эффекта низкой базы первого полугодия прошлого года. Но, по его мнению, темпы роста рынка к соответствующему периоду прошлого года будут замедляться. Возможно, уже в апреле мы получим околонулевой рост. Насколько активно следует включать меры денежного стимулирования спроса через каналы автокредитования, лизинга, станет понятно по итогам второго квартала.
По мнению членов БАА, причинами коррекции рынка в 1-м квартале 2025 года по мере убывания значимости являются:
— Вернемся к самому значимому (по мнению дилеров) фактору — ужесточению денежно-кредитной политики. Дилеры считают, что важнейшим фактором является ограничение темпов роста потребительского кредитования. Вторым по значимости фактором дилеры считают введение с 1 марта требований оценки показателя долговой нагрузки (ПДН) в лизинге для физлиц. Третье — это запрет на совершение сделок псевдовалютного лизинга с физическими лицами. И только на четвертой позиции — рост ставок, как по кредитам, так и у лизинговых организаций, — перечисляет факторы Сергей Варивода.
По словам председателя правления БАА, в основном в свои бизнес-модели опрошенные дилеры в этом году закладывают коррекцию, ожидая снижения объема рынка новых легковых автомобилей в Беларуси.
— Мы с лизингодателями провели мониторинг. По его результатам пока очевидно, что влияние фактора ПДН носит больше символический, психологический характер, поскольку законодательство позволяет лизинговым организациям использование в определенных пределах определенного лимита, который считается от имеющегося портфеля. Это объем сделок, которые можно совершать с превышением ПДН. Этот резерв небольшой, он может быть достаточно быстро исчерпан, что и происходит. Вот тогда мы действительно реально упремся в крайне существенное влияние ПДН в лизинге.
При этом, по словам Сергея Вариводы, у большинства дилеров доля проникновения лизинга в продажах в последние годы была близка к 50%, а у некоторых и выше.
— В этой связи мы обращались в правительство и Нацбанк с предложением приостановить с учетом ситуации на товарном рынке, с учетом необходимости поддерживать производство автомобилей в Беларуси действие нормы Национального банка (постановление №100) в части оценки ПДН в лизинге, — говорит Сергей Варивода.
— Первый квартал складывается, скажем так, непросто и требует от нас дополнительных усилий, чтобы сохранять, а тем более наращивать продажи, — признает гендиректор СЗАО «БелДжи» Геннадий Свидерский.
— Конечно, мы не можем не замечать высокую ставку банковского процента в Российской Федерации, не можем игнорировать наши союзные обязательства. Ясно, что если ставка там высокая, а у нас низкая, а у нас единый рынок, то пылесосом часть ресурсов денежных вымывается в сторону РФ, соответственно, кредитование у нас в стране становится более сложным.
Плюс есть некоторое ограничение по лизинговой деятельности, которое совсем не позитивно влияет на увеличение объемов продаж.
Надеюсь, что те предложения, которые звучали от ассоциации и от нашего завода, в первую очередь по кредитованию и лизингу продукции отечественного производства, будут услышаны госорганами и Нацбанком.
Мы исходим из того, что финансовые программы должны давать возможность покупателям со средним доходом иметь возможность покупать легковой автомобиль.
Мы сразу почувствовали отказы от людей, которые имеют не самые большие доходы. Самая массовая категория лишилась такой возможности.
Мы давали предложение, чтобы ПНД был, как в прошлом году. Это тоже полезно для экономики, это выгодно для государства.
Физические лица, покупая автомобиль, 20% НДС платят в бюджет. Когда мы ограничиваем продажи под флагом ужесточения денежно-кредитной политики, мы должны понимать, что тем самым мы ограничиваем доходы бюджета, ограничиваем весь кластер, который касается производства, продажи, сервиса, обслуживания — всего, что касается легковых автомобилей.
По мнению председателя правления БАА, утилизационный сбор, который включается в розничную цену автомобиля, является проинфляционной мерой. Почему она до сих не сработала?
— Это следствие избыточных стоков дилеров и импортеров. Дилеры, которые предполагали, что такие решения могут быть приняты, ввозили значительные объемы автомобилей по старым ценам. При этом они столкнулись с существенным снижением спроса. Все это вынуждает многих дилеров, например, для возврата привлеченных кредитов под закупки, удерживать цены на приемлемом для рынка уровне, чтобы обеспечить продажи, — объясняет сложившуюся ситуацию Сергей Варивода.
— Так будет не всегда. Запасы не вечные. При любом состоянии рынка, безусловно, в течение нескольких месяцев эти запасы рассосутся. Вновь ввезенные автомобили станут дороже, или их вообще не станет на автомобильном рынке.
Сейчас дилеры столкнулись с новыми вызовами. По сути дела, встал вопрос: что делать с потраченными инвестициями, созданными точками продаж и обслуживания автомобилей, созданными рабочими местами?
Поэтому, когда принимаются подобные решения, мне кажется, должна быть комплексная, глубокая, заинтересованная и в кругу профессионалов, включая представителей БАА, регуляторная оценка.
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by