Полезные режимы или маркетинг? Функции АКП, которыми почти не пользуются

 
17 972
23 апреля 2025 в 16:30
Автор: Иван Кришкевич. Фото: архив Onliner
Автор: Иван Кришкевич. Фото: архив Onliner
Разыгрываем путевку в Дубай! Подробности здесь!

Старые «автоматы» помимо режима Drive имели возможность переключать передачу не выше второй или третьей. Был и зимний режим, в котором старт происходил на второй передаче. Затем в АКП (а сюда отнесем и вариаторы, и «роботы») появился спортивный режим, а заодно и возможность ручного управления коробкой (в некоторых моделях — даже с подрулевыми лепестками). Загвоздка в том, что этими режимами мало кто пользуется.

Например, скажу за себя и своих коллег. Во время тест-драйвов дотошный журналист обязательно пощелкает передачи вручную или перейдет в «спорт» — просто для того, чтобы проверить работу коробки в разных режимах. Но все остальное время будет ездить в «драйве». Рискну предположить, что аналогичным образом поступает большинство владельцев, которые покупают машину с автоматической коробкой именно для того, чтобы не переключать передачи самим. И зачем тогда ручной режим?

Он подойдет для сложных режимов, когда водитель хочет получить лучшее взаимодействие с автомобилем и, в частности, контролировать обороты двигателя. Не секрет, что максимальная отдача достигается в определенном диапазоне, выпасть из которого можно как раз в случае, если коробка сама переключится вверх. А это может иметь принципиальное значение, например, при движении по скользкой дороге, особенно в поворотах, во время езды по рыхлому песку или снегу — то есть тогда, когда вам меньше всего нужны сюрпризы в виде некстати переключившейся вверх передачи и упавших оборотов двигателя.

Ну и, конечно, остается еще спортивная езда — например, если водитель участвует в трек-днях или тренировках и хочет по полной использовать возможности двигателя. А также применяет специальные приемы вождения (например, загрузку передней оси под сброс газа). Впрочем, даже в этом случае некоторые уже выбирают автоматическое переключение, просто в спортивном режиме.

Тогда используется иной алгоритм работы коробки: передачи переключаются на более высоких оборотах, в случае равномерного по скорости движения дольше держат текущую передачу, что позволяет автомобилю быстрее реагировать на нажатие газа. Как раз по этим причинам некоторые водители переходят в спортивный режим при совершении обгонов на трассе.

Стоит заметить, что хорошо настроенная и способная адаптироваться под стиль езды водителя коробка адекватно работает и в обычном «драйве», и для повседневной езды этого режима более чем достаточно. Правда, современные агрегаты заточены под максимальную экономию и экологию, поэтому норовят держать передачу повыше, чтобы двигатель работал на небольших оборотах. Использование спортрежима как раз и позволяет «держать тонус» во время динамичной езды.

В последних ДВС-моделях, кстати, ручного режима уже может не быть — по задумке производителей, достаточно «драйва» и «спорта». Тем более что все чаще даже в масс-сегменте у водителя уже есть возможность выбирать общие ездовые режимы, в которых меняется отзывчивость двигателя на газ, усилие на руле, чувствительность тормозов, жесткость подвески и настройки электрических систем безопасности.

Используете специальные режимы автоматической коробки?

Чтобы сделать свой выбор, войдите или зарегистрируйтесь

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро