Как часто вы моете свой велосипед? И как вы это делаете? Трудно даже вообразить, насколько разными могут быть ответы на такие простые вопросы. Одни моют после каждой поездки, другие не моют совсем, полагая, что грязь отвалится сама, а то, что не отвалится, — не грязь. Одни трут велосипед мочалкой в собственной ванной, другие рассчитывают на хороший весенний дождь. Мы не станем делать как одни и как другие, а найдем собственный сбалансированный подход, чтобы и транспорт был в меру чистым, и фетишизм из этого процесса не устраивать.
Явных причин несколько.
Во-первых, чистый велосипед, как и чистый автомобиль — это опрятно. Разве приятно садиться на что-то непонятного цвета, немытое, оставляющее гадкие пятна на одежде и теле?
Во-вторых, ходовая часть велосипеда открыта, и если не заниматься ее чисткой, то она, как любой механизм, быстрее придет в негодность. Грязь будет все больше мешать ходу цепи, работе переключателей, будет незаметно ограничивать вас и в конце концов одолеет совсем.
В-третьих, для многих остро стоит вопрос хранения велосипеда. И если нет гаража или велобокса, то вам придется убеждать домашних в том, что стоящий где-то в углу за шторой велик — это нормально, и вообще, вы практически атлет, вы имеете право голоса в этом доме. Так вот совет: с чистым велосипедом убеждать проще, а если с него сыплется всякое и на шторе уже черные разводы, то велик риск, что вам дома и рта не дадут раскрыть — выставят за дверь со всем вашим атлетизмом, да и все тут.
Есть нюанс — отмыть велосипед бывает не так просто. Моющее средство, брызги, грязь, вода — дома сложно найти для этого место, а вариант с ванной многим покажется неприемлемым. Значит, мыть будем на улице.
— Нам понадобится: ведро с водой, мочалка, щетка, какая-нибудь ветошь, — перечисляет Виталий, мастер велосервиса и веломойки Borant, открывшихся в этом году с первым теплом. — Если есть доступ к портативной высоконапорной мойке — отлично, только помните, что нужно выбрать правильную насадку: фреза не подойдет, нужен слабый напор. Если мойки нет, можно использовать ручной садовый опрыскиватель.
В качестве именно моющей составляющей можно использовать специальные средства. А можно и что-нибудь универсальное, к примеру средство для мытья посуды.
— Идея в том, чтобы расщепить и удалить грязь, в том числе маслянистую, попавшую с дороги, и очистить цепь, — поясняет мастер.
Из практики: чем чаще велосипед моешь — тем проще его отмывать. Бывают, конечно, сложные случаи: велопоходы, броски вброд, отрезки по заболоченной местности — измазаться можно в прямом смысле по самые уши. Но если мы говорим о более массовом использовании велика, о покатушках выходного дня по велодорожке, к примеру, или о фитнес-тренировках — бывает достаточно уделить каких-то 15 минут, чтобы привести велосипед в опрятный вид.
ВелоПетрович:
— Люблю ездить на чистом велосипеде — каприз, конечно, но себя не сломаешь. А мыть велик дома, вот так с ведрами и щетками — не вариант: выселят за нарушение санитарной обстановки в семье с ребенком. Во двор тоже не пойдешь — от соседей никакой лояльности ждать не приходится.
Придумал для себя такой выход: дома всегда есть пачка влажных салфеток, универсальных, для уборки. Там в составе есть какое-то моющее вещество. И этими салфетками не составляет труда протереть велосипед после каждого выезда, тем более что на шоссе они достаточно длительные. Протираю все, включая колеса, звезды, цепь, занимает это минут 20 от силы. Использованные салфетки идут в урну, а чистый велосипед со смазанной заново цепью отправляется в место хранения.
Главное — не запускать. Потому что не составит труда протереть велосипед салфетками после заезда на 100 км. Но очищать застарелую грязь раз в сезон — это что-то из подвигов Геракла.
Сам процесс несложный и интуитивно понятный. Сначала жесткой щеткой (но ни в коем случае не металлической) удаляем налипшую грязь, если она есть. Затем наносим моющий раствор, намыливаем, трем.
— Намыливаем все подряд, потому что грязь, пыль попадают везде. Порядок может быть разный, мне больше нравится такой: сначала колеса, потом сверху вниз велосипед целиком, в конце трансмиссия — ей уделяем особое внимание, — рассказывает Виталий.
Хорошенько тереть нужно цепь, звезды, также грязь любит забиваться в промежутках между звездами.
Можно использовать специальные машинки для чистки цепи. Но они тоже оставляют за собой немало грязи, поэтому вряд ли применимы на коврике в прихожей.
— По сути, все зависит от того, в каком состоянии цепь. Потому как бывают такие случаи, что никакая машинка не поможет. Иногда цепь просто снимают и бросают в емкость с бензином — чтобы уж наверняка все отошло, — добавляет мастер.
Следующий этап — смываем все водой. Тут снова портативная мойка будет наилучшим вариантом. Смываем сверху вниз, до тех пор, пока велосипед не станет чистым.
Мастер советует не направлять воду под давлением во втулки, в каретку, в рулевую колонку — то есть туда, где подшипники. С этими зонами лучше быть поделикатнее. В остальном — ничего трудного.
В довершение стоит протереть велосипед сухой тряпкой — чтобы разводов не осталось.
И имейте в виду, что после мойки тормоза могут внезапно заскрипеть. Впрочем, стоит оттормозиться раз-другой — и скрип должен пропасть.
Мыть велосипед нужно по мере необходимости, другое дело, что у одних эта необходимость обостряется после каждой поездки, а у других не пробуждается годами. Многое зависит от стиля катания, погоды, даже километража за одну поездку.
Неплохая идея — привязать обязательную мойку велосипеда к обслуживанию цепи. Если уж собрались очищать и смазывать трансмиссию, то почему бы не вымыть и остальные детали велосипеда?
И обратная закономерность: после каждой мойки, после каждого трудного заезда, после дождя нужно заняться цепью.
— С этим вообще лучше не затягивать, — предупреждает Виталий. — Если цепь начинает свистеть-шелестеть, значит она сухая, значит пора ее смазать. Вообще, любые посторонние звуки — это признак того, что велосипед требует внимания.
Перед тем как смазать цепь, ее нужно очистить — мы это сделали на этапе мойки. После этого дадим ей хорошо просохнуть, после чего смажем. Процесс несложный и достаточно короткий.
Потребуется масленка со смазкой для цепи: вариантов много, от синтетических масел до жидкого парафина. У каждого типа смазки есть свои особенности, свои сильные и слабые стороны, советовать что-то конкретное трудно.
— У парафина, например, преимущество в том, что после него цепь чистая. И в походах с тяжелыми условиями он себя показал отлично, — говорят специалисты.
А вот спреи все чаще ругают. Как ни старайся, как не используй специальные насадки, обязательно содержимое попадет не только на цепь, но и туда, куда попадать совсем не должно: к примеру, на тормозной диск или обод, что чревато проблемами.
Парафин или масло — это уже нюансы, главное — смазать цепь хоть чем-то подходящим.
— Не надо лить на всю цепь, на звезды, на переключатель. Просто капаем из узкого носика, по капельке, на каждый ролик (пин) цепи. Вот так, на каждый. Покрутим цепь, подождем, пока масло попадет внутрь, где ему и полагается быть, а затем сухой и чистой тряпкой уберем излишки, протрем цепь. Снаружи она должна быть сухой, чтобы на нее не налипал песок и грязь с дороги. А внутри все должно быть смазано, — предупреждает Виталий.
Если набить руку, то весь процесс мойки велосипеда и смазки цепи займет ненамного больше времени, чем ушло на чтение этого руководства. Но уход за велосипедом обеспечит удовольствие от катания и долговечность механизмов — есть ради чего стараться.
Благодарим магазин и велосервис Borant за помощь в подготовке материала.
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by