Тест-драйв

Чем хуже дороги, тем лучше. Чем удивит «Соболь NN» 4х4?

35 414
29 апреля 2025 в 8:00
Автор: Иван Кришкевич. Фото: Максим Малиновский
Тест-драйв

Чем хуже дороги, тем лучше. Чем удивит «Соболь NN» 4х4?

Автор: Иван Кришкевич. Фото: Максим Малиновский
Разыгрываем путевку в Дубай! Подробности здесь!

Угадайте загадку. Подключаемый полный привод и блокировка заднего дифференциала. Нет, не внедорожник. Двухрядная 6-местная кабина и большой грузовой отcек. Нет, не пикап. Ладно, можно посмотреть фото. Нет, это не «какая-то новая „Газель“», а более компактная модель Нижегородского завода — «Соболь NN» в грузопассажирском исполнении и в полноприводной версии. Это интересный, хотя и специфический автомобиль, о котором действительно есть что рассказать.

Все для водителя

Первое впечатление: ого, какой же он высокий! «Соболь NN» и сам по себе рослый малый, но его полноприводный вариант с увеличенным до 220 мм дорожным просветом и вовсе вымахал почти до 2,5 метра. Поэтому в кабину приходится буквально взбираться, и мощные поручни здесь весьма кстати. Еще здорово, что в этот момент не держишь в руке брелок — ведь тут есть система бесключевого доступа.

Ну а сам салон радует простором, хорошим круговым обзором (за это спасибо большой площади остекления и крупным зеркалам с дополнительными секторами) и обилием мест для мелких предметов, документов, бутылок и прочего. С ходу не так уж просто насчитать точное количество USB-розеток и подстаканников. А если у вас неважно с памятью, лучше сразу определиться, что документы вы всегда будете складывать в одно и то же место. Иначе замучаетесь искать их в «тайниках», разбросанных по всему салону.

Правда, при всем этом многообразии подходящей полочки для смартфона не нашлось, в итоге лично я отправлял его в один из подстаканников. Справедливости ради, на верхушке передней панели имеется специальный прижим — держатель для планшетов. Но телефон становится туда не очень хорошо.

Посадка водителя вертикальная, автобусная, руль регулируется по наклону на коротком плече. Почему-то крайнее положение педали сцепления при выжиме оказалось намного ниже, чем у педалей тормоза и газа, так что изначальную посадку пришлось корректировать и делать более «плотной».

Зато какое здесь кресло! С подвеской, настраиваемой под массу водителя, с регулировками в 18 направлениях — по высоте и одновременно углу наклона подушки, причем последнюю можно еще двигать вперед-назад относительно всего кресла, изменяя таким образом ее длину. Не забыли и про поясничный упор. Жаль, что пассажирское кресло намного проще и, соответственно, менее комфортно.

А еще, как выяснилось, здесь очень быстрый и мощный двухступенчатый подогрев сидений. Нажал на кнопку, и уже через какую минуту начинает здорово припекать. После «китайцев», которые вынуждают ждать по пять минут и по итогу выдают что-то слегка теплое, это совсем другой уровень. Добавим к этому полный обогрев лобового стекла, обогреваемый руль и предпусковой подогреватель. В общем, теплыми опциями «Соболь NN» не обделен.

С оснащением, в принципе, все неплохо, учитывая утилитарное предназначение автомобиля. Так, здесь есть кондиционер, круиз-контроль, мультимедийная система с 9-дюймовым экраном. Среди немногочисленных приложений имеется Navitel, но лучше бы была возможность подключить iPhone через Apple CarPlay…

Для людей и груза

На самом деле шик в другом. Не выходя из машины, можно сразу перейти на второй ряд. Делать это, правда, придется чуть пригнувшись — в полный рост не встанешь даже в такой просторной кабине.

Задние пассажиры тоже не обделены элементами комфорта. Помимо плафона имеется подсветка порога, под 4-местным диваном скрывается просторный ящик для вещей и инструмента, на левом подоконнике разместились розетки на 12 В и USB-розетка, еще и подвод воздуха организовали.

Но спинка дивана установлена слишком вертикально — сидеть не очень удобно. А крайнему правому пассажиру с посадкой в принципе не очень повезло: чтобы правая нога не соскочила вниз к подножке, ее придется пристроить между креслом переднего пассажира и стойкой.

для внедорожников/минивенов и кроссоверов/легковых автомобилей, индекс скорости: Q (до 160 км/ч), индекс нагрузки: 100 (800 кг)
для легковых автомобилей/минивенов и кроссоверов/внедорожников, индекс скорости: Q (до 160 км/ч), индекс нагрузки: 115 (1215 кг)

В настоящий момент полноприводный «Соболь NN» доступен в двух вариантах исполнения: грузовой фургон, вмещающий до 7,8 м³ (в него войдут три европалета), и 6-местная грузопассажирская версия с отсеком объемом 5,1 м³. Грузоподъемность — до 1 тонны, полная масса — до 3,5 тонны, что позволяет управлять машиной водителю с категорией В.

Но обратите внимание на «грузовые» номера, что вносит свои ограничения, например, в части выезда на отдельные дороги. Недавно ГАЗ сертифицировал пассажирский «Соболь NN» как легковой автомобиль. Но такой вариант пока доступен лишь с задним приводом. Возможно, когда появится полноприводная версия, ее тоже переведут в разряд легковой техники.

Увеличенный дорожный просвет сказался не только на удобстве посадки/высадки людей, но также и на погрузочной высоте, которая стала больше в сравнении со стандартным «Соболем NN» (850 мм против 760 мм).

Грузовой отсек имеет обивку боковин и настил пола из ламинированной влагостойкой фанеры, что защищает внутренние панели кузова от механических повреждений. Внизу стенки, отделяющей отсек от кабины, имеется люк для длинномеров (до 3,2 метра), в полу расположились монтажные петли, есть плафон освещения на потолке. Ладно, здесь все понятно. Спешу вернуться за руль, ведь самое интересное — в движении.

В потоке не потеряется

До акустического комфорта легкового автомобиля все же далеко: дизель хорошо слышно и на холостых, и тем более при разгонах. Зато как он тянет! Пустая машина играючи опережает во время разгона городской поток, легко едет в крутые подъемы, да и на трассе динамики достаточно. А ведь автомобиль даже толком не обкатан, на одометре всего 900 км.

Как раз по этой причине я старался интенсивно его не разгонять и не мучить повышенными нагрузками. Но отмечу, что благодаря 6-й передаче можно «пилить» по трассе, не держа двигатель на слишком высоких оборотах, что идет на пользу топливной экономичности и тому самому акустическому комфорту.

Sobol NN 4x4 оснащается 2,5-литровым дизельным двигателем ГАЗ G-серии, развивающим 150 л. с. и 420 Н·м, и 6-ступенчатой механической коробкой передач.

Кстати, о коробке. К ней пришлось привыкать и подстраиваться. Нет, с четкостью работы кулисы все хорошо, но передаточные числа низших ступеней очень «короткие». Переход с первой на вторую и со второй на третью требует сноровки: переключаешься быстро — «упирается» синхронизатор, действуешь медленнее — падает скорость, и двигатель начинает колбасить на низких оборотах.

В какой-то момент я понял, что первая здесь — фактически для движения на слабонесущих покрытиях вроде песка, а в городе запросто можно стартовать и со второй. Вопросов с переключениями стало меньше.

Средний расход в течение нескольких тестовых дней держался на уровне 12—13,4 литра. С одной стороны, многовато для незагруженного автомобиля. С другой — мы пробовали его в разных режимах, включая легкое бездорожье (с использованием режима полного привода).

Под стать хорошим динамическим качествам и управляемость. Я помню, как лет 20 назад тестировал полноприводный ГАЗ-22177 «Баргузин». Дикие вибрации при движении из-за крестовин в приводах передних колес вместо ШРУСов — это полбеды. Динамический коридор расширялся уже на скорости 60 км/ч: автомобиль гулял по полосе, требуя постоянных подруливаний. Курсовая устойчивость была условной, управляемость тоже.

А задранный над дорогой «Соболь NN» едет как обычный микроавтобус. Да, на руле информативности немного, но есть надежное удержание курса и моментальная реакция на управляющие действия водителя. К тому же, несмотря на свои габариты, автомобиль демонстрирует хорошую маневренность: чуть адаптировавшись, на что требуются считаные километры, начинаешь ехать уже как на кроссовере. А высокая посадка с приличным обзором обеспечивает комфортное движение в городском потоке.

Использовать по предназначению

Уверенно чувствуешь себя за рулем и на гравийных дорогах, и на легком бездорожье. Прежде всего благодаря внушительному дорожному просвету и энергоемкой подвеске. Это же позволяет брать некоторые препятствия ходом. Также можно не бояться глубокой колеи. Скорее мы пытались держаться подальше от веток деревьев и кустов, чтобы не поцарапать кузов.

Независимая передняя подвеска с коваными стальными рычагами собрана на оригинальном штампосварном подрамнике, к нему же крепится и рулевая рейка. А сзади установлен неразрезной мост на рессорах.


И немного цифр. Ход подвески — 200 мм, дорожный просвет — 220 мм, допустимый угол крена — 40 градусов, глубина преодолеваемого брода — 500 мм.

А если придумать что посерьезнее? Нашли небольшую «песочницу» с не очень крутыми горками. Покатались, не застряли. Кое-где хватало и заднего привода — главное, ехать внатяг, не допуская пробуксовки, а горки брать ходом, благо мотор позволяет.

Но кое-где уже понадобился полный привод — скорее для перестраховки и большей уверенности, что не придется идти за трактором. Главное, не забыть вернуться в режим 2WD перед выездом на асфальт, чтобы не мучить шины и трансмиссию.

Полный привод реализован по схеме part-time (постоянный привод на задние колеса и жестко подключаемая передняя ось). Раздаточная коробка оснащена демультипликатором с передаточным числом 2,82, управление — электронное. Также имеется блокировка заднего дифференциала.

Режим раздаточной коробки выбирается при помощи шайбы на передней панели, рядом с которой соседствует кнопка включения блокировки заднего дифференциала — удобно. Попробовать работу трансмиссии довелось на раскисшей грунтовке, которая шла в одну горку. Шины быстро «замылились» и не хотели цепляться за грунт, а попытки выскочить из колеи не увенчались успехом.

Включив полный привод, блокировки и даже понижающую передачу, попробовал заползти внатяг. До какого-то момента получалось, но когда подъем стал чуть круче, автомобиль просто начал буксовать на месте. Возможно, стоило сдать назад и попробовать еще разок-другой, бóльшим ходом. Но задачи прорваться наверх во что бы то ни стало не было. Заодно в очередной раз убедились: помимо геометрической проходимости для трансмиссии очень важны и шины. Штатные покрышки «Кама-218» хоть и имеют агрессивный рисунок протектора, но все же они далеко не «грязевые».

Оценка Onlíner
Полноприводный «Соболь NN» кажется интересным вариантом для организаций, которым нужен автомобиль для работы «в полях», а частников он может привлечь как хорошая заготовка для постройки автокемпера, на котором не страшно съезжать с асфальта. Но последним стоит учитывать: все же это больше коммерческий, чем легковой автомобиль, за его рулем работаешь. Поездил пару часов — считай, отпахал смену.
Еще один важный момент — цены: от 176 916 рублей за грузовой фургон и от 179 898 за грузопассажирскую версию. Согласитесь, впечатляет. Ну а с другой стороны, какие альтернативы среди официально поставляемых автомобилей такого же плана? Вот то-то и оно.
Нравится
Просторная кабина
Водительское кресло
Мощный тяговитый двигатель
Хорошая маневренность и вообще управляемость
Проходимость
Не нравится
Относительно высокий уровень шумов и вибраций
Переключения коробки на низших передачах
Неудобный задний диван

Технические характеристики «ГАЗ Соболь NN»

Длина/ширина/высота 5110/2179/2490 мм
Колесная база 3005 мм
Снаряженная / полная масса 2745 / 3500 кг
Диаметр разворота 11,4 м
Размеры грузового отсека 1850/1830/1630 мм
Объем грузового отсека 5,1 куб. м
Погрузочная высота 850 мм
Двигатель Дизельный, с наддувом, Euro 3
Макс. мощность 110 кВт (150 л. с.)
Макс. крутящий момент 420 Н·м
Трансмиссия 6МКП, подключаемый полный привод

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by