В новом цикле статей мы вспоминаем самые значимые, популярные и просто любимые автомобили, которые продавались в первой четверти ХХI века. Многие из них доехали и до Беларуси. А какая машина круче? Послушаем владельцев на этот счет. Ну а выбор «народной» тачки 25-летия по традиции остается за вами — читателями Onlíner. Брать или даже не смотреть? Ответ — в конце статьи, в результатах опроса. Сегодня рассказываем про Renault Duster.
Серебристый Duster тихо урчит дизелем, а шильдик на крышке багажника подтверждает, что это версия с полным приводом. Мечта дачника? Впрочем, Сергею подобный кроссовер был нужен немного для других целей, и своим выбором он совершенно доволен. У него один из поздних экземпляров первого поколения, выпущенный в 2019 году (то есть уже после рестайлинга). Автомобилю идет шестой год, на одометре — 138 500 км. Но, похоже, Duster еще в самом расцвете сил.
— Перед этим у меня была полноприводная Honda HR-V. После кроссовера ничего другого уже не хотелось покупать. Такой автомобиль мне действительно был нужен: я занимался подводной охотой, а подъезжать к рекам часто приходилось по не самым ровным дорогам. Пробираться по ним на легковой машине было страшновато, а Honda приучила, что это можно делать проще, — объясняет Сергей.
4,3-метровый Duster относится к классу субкомпактных кроссоверов (B-SUV). Он базируется на платформе Renault B0 и во многом унифицирован с легковыми моделями Logan и Sandero.
Для Европы Duster под маркой Dacia выпускали в Румынии с 2009 по 2017 год, в России — под маркой Renault с 2011 по 2021 год. А еще на нашем рынке продавали Nissan Terrano (2013—2022 годы выпуска), который отличается лишь внешними панелями кузова, интерьером и комплектациями. В 2015 году российский Duster обновили, причем наибольшие изменения коснулись моторов.
Тогда, шесть лет назад, Duster показался ему оптимальным вариантом среди новых кроссоверов. Причем первые же километры убедили в правильности выбора: размеры автомобиля, работа двигателя, подвески — все, как говорится, зашло. Ну и цена тоже имела значение.
— Почему дизель? На самом деле это был эксперимент. Принято считать, что это наиболее сбалансированный для Duster вариант. И к нему я вообще не привыкал. А в плане тяговитости на низах это было настоящее открытие. После своей машины сажусь сейчас на служебную Lada Largus, давлю на педаль, а она не едет, — уверяет владелец.
Мужчина признает, что разгонная динамика ему не так важна и интересна, но оснащенный турбодизелем автомобиль очень нравится в плане отзывчивости на педаль газа. Радует и средний расход в районе 6 литров.
Базовый двигатель для Duster — бензиновый «атмосферник» 1.6. До 2015 года применяли К4М (102 л. с.) — с чугунным блоком и ременным приводом ГРМ. Затем под капотом прописался H4M (114 л. с.) с алюминиевым блоком и цепью.
Двухлитровый F4R (также с чугунным блоком и ремнем в приводе ГРМ) до 2015 года развивал 135 л. с., затем начали ставить модернизированный вариант с фазовращателем на впуске (143 л. с.).
Дизельные версии 1.5 dCi также отличаются: до 2015 года применяли 90-сильный K9K с топливной системой Delphi, после — 109-сильный вариант с аппаратурой Siemens.
Как Duster едет по дорогам разного качества, Сергею тоже нравится. Говорит, что подвеска в меру мягкая, но удары держит. И для его стиля езды этого достаточно. Устраивает и управляемость. Ну а как насчет проходимости, которая традиционно считается одной из сильных сторон этой модели?
— Летом обычно езжу на переднем приводе. Осенью и весной выбираю режим Auto, — уточняет владелец. — Иногда приходится съезжать с дороги. Проблем с проходимостью не было: автомобиль всегда довозил до места назначения, застревать не доводилось. Но, правда, и совсем в грязь я никогда не залазил, в основном это снег был.
Коробка здесь 6-ступенчатая, но первая передача очень короткая, фактически пониженная, как раз для бездорожья. Только тогда ее и использую. А так всегда стартую на второй.
Duster с передним приводом комплектовали 5-ступенчатой МКП или 4-диапазонной АКП DP2, такие автомобили оснащались задней полузависимой подвеской. Полноприводные версии шли с 6-ступенчатой «механикой» или же 4-диапазонным «автоматом» DP8, а сзади применялась независимая подвеска на поперечных рычагах. Привод на задние колеса передает электронноуправляемая муфта, имеющая три режима работы (2WD, AWD, Lock).
Duster — не самый большой и вместительный кроссовер, но Сергею хватает и размеров салона, и возможностей багажного отделения. Хотя он признает, что если на пассажирское кресло сядет кто-то крупный, места для заднего пассажира за ним останется немного.
— Обивка из искусственной кожи — заводская. Но я хотел сидеть на натуральной ткани, поэтому купил мебельный лен и мне из него сделали накидки. Правда, за эти годы они уже заметно износились, надо поменять, — отмечает владелец.
Отсутствие регулировки руля в продольном направлении его не смущает, и вообще регулировок ему хватает. Но все же традиционные претензии к эргономике «Дастера» он разделяет.
— Пульт управления стеклоподъемниками расположен неудачно: очень низко, где-то за коленом. Джойстик регулировки зеркал разместили под рычагом ручника, и это тоже очень странное решение. Как спрятали кнопки включения подогрева сидений — вообще отдельная история. Их невозможно увидеть, надо только нащупывать и вслепую нажимать, — сетует Сергей. Впрочем, он признает, что к этим «чудачествам» уже привык. Ну и положительные качества автомобиля перевешивают эти недостатки.
После первой зимы владелец решил установить предпусковой подогреватель Webasto. К системе отопления салона он не подключен, его задача — прогревать перед запуском двигатель (котел греет антифриз, а его по системе охлаждения гоняет электрический насос).
— Дело в том, что зимой во время коротких поездок машина даже не успевает толком прогреваться. А сейчас никаких проблем: дома дистанционно через приложение Webasto запустил — и пока до машины дошел, двигатель уже теплый, — говорит собеседник. По его словам, расход из-за работы подогревателя увеличивается несущественно, в среднем выходит 6,5 литра, зато сразу тепло и мотор не страдает от холодного пуска.
В 2021 году установка подогревателя обошлась примерно в 2000 рублей, а в какой-то момент пришлось обращаться к специалистам для очистки котла. По какой причине он оказался в саже, достоверно определить не удалось.
Первые несколько лет Сергей обслуживал автомобиль у дилера, а затем перешел на частную СТО. Расценки официального сервиса устраивали, просто он стал ездить к знакомому на станцию, которая к тому же удобно расположена. Да и какая разница, если все в основном сводится к плановому обслуживанию? Впрочем, ремонты иногда тоже случались:
— В какой-то момент на насосе высокого давления начал сопливить один штуцер. Машина была еще на гарантии, поэтому я обратился с этим вопросом к дилеру — и он мне заменил ТНВД в сборе. Вместо того чтобы просто поменять этот штуцер… В результате я получил еще и новый ремень ГРМ — при пробеге 45 000 км. Этот ремонт обошелся бесплатно. Ну а во второй раз ремень я поменял уже на пробеге 130 000 км.
Передние тормозные колодки отходили 112 000 км. Сам был очень удивлен — ни на одной машине они столько не выдерживали. Задними тормозами тоже уже занимались, в том числе менялись тросики ручника. Но это все можно отнести к расходникам.
Из внеплановых работ — ремонт кондиционера, который несколько лет назад перестал холодить, лишившись хладагента.
— Мне потом рассказали, что одна из трубок идет вдоль бампера, в местах соприкосновения с хомутами она со временем повреждается. Как я понимаю, под эти хомуты попадает песок, грязь, трубка протирается, и фреон уходит. Мне объяснили, что если поставить новую деталь, то через какое-то время проблема повторится. Поэтому взамен предложили использовать шланг из дюрита. После ремонта прошло более 20 000 км, и все пока хорошо, — утверждает владелец.
А вот трансмиссия скоро потребует вмешательства. Сергей говорит, что при старте под нагрузкой, например на песке, машина начинает дергаться. Скорее всего, причина в слабых демпферных пружинах сцепления, но специалисты сказали, что можно еще поездить. Аналогичный совет владелец получил, когда пожаловался на характерный «тычок» при включении первой передачи. Его связали со «слабыми» крестовинами карданного вала, но также порекомендовали еще поездить. Вот когда начнутся вибрации, надо будет отдать карданный вал в ремонт, и эту проблему устранят.
Ну а что с кузовом?
— Антикор сделал сразу же после покупки. Сначала на одной станции, но затем они перестали оказывать такие услуги, поэтому поехал к другим ребятам. И периодически провожу обработку, — говорит Сергей.
Тем не менее без очагов коррозии не обошлось. Не прошло и года после покупки, как под хромированной накладкой «зацвела» крышка багажника (известная болячка этой модели). По гарантии деталь перекрасили, но затем история повторилась. Так что крышка крашена уже дважды, а «жучки» снова проступают. Но в остальном по кузову все хорошо.
На задние крылья нанесена пленка — она была уже при покупке. Со своей задачей защита справляется, сколов краски на выступающих задних арках нет. Видно, что владелец следит за автомобилем, и тот отвечает на эту заботу примерным поведением.
— Duster мне очень нравится. Купил бы его и второй раз, но сейчас такие машины у нас не продаются, — отмечает Сергей. — Смотрю в сторону подержанного Scenic — он уже как кроссовер выглядит. Но это так, только мысли. Пока езжу на этом автомобиле, и он меня полностью устраивает.
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by