Вы тоже считаете, что на отдых в Грузию лучше отправляться на автомобиле? И что было бы неплохо, если бы это был экономичный дизельный универсал или комфортный минивэн? Да, но Евгений и Павел решили поехать на «Нивах»! Для офроуда — отличный выбор. Но не для дальнобоев. Модели через два года полтинник стукнет, она тесная, «прожорливая» и шумная — ну какая Грузия? Так скажет каждый вменяемый человек. Но ребята только улыбаются и убеждают, что их выбор транспорта был верным. Что ж, давайте послушаем.
— С чего начать? Наверное, с того, что все наши знакомые говорят: «Лучше бы вы за эти деньги 15 лет назад купили биткоины, сейчас бы поехали в Пиренеи на Range Rover». Но мы не такие прозорливые, как они, — вспоминает реакцию окружения на появление «Нивы» Женя.
— Вообще, меня подбил на это Паша… Он купил ее первым. Но, в общем-то, мы стали владельцами этого чуда российского автопрома практически одновременно. Обкатали, сделали ТО-0 и фактически сразу поехали на море.
— Зачем вообще покупать «Ниву»?
— Это самый дешевый новый внедорожник на сегодняшний день. Альтернатив нет, — лаконично отвечает Павел.
— Я ради интереса ездил смотреть Suzuki Grand Vitara, причем «капсулу времени» с пробегом всего 100 000 км и якобы в идеальном состоянии. Внешне выглядит отлично, но подлез под низ — она вся ржавая. Потом посмотрел еще несколько классических рамных внедорожников в эквиваленте 10—12 тыс. долларов, но они все уже подуставшие. Чтобы были в огне, надо раза в два больше денег, — объясняет Женя.
— «Нива» — это новая машина, на которой тебе не жалко ехать по бездорожью. У нее очень высокая моральная проходимость — это когда ты ни в чем себя не ограничиваешь на офроуде, боясь поцарапать кузов или что-нибудь оторвать. Но надо понимать, что и у меня, и у Паши это не единственные машины, так что и отношение к ним соответствующее.
— Но разве подобный автомобиль подходит для дальних путешествий?
— Отлично подходит. У него просто всеядная подвеска. Он не замечает ни выбоины, ни «лежачие полицейские», его не трясет нигде — отличное качество при езде по не самым лучшим дорогам. А когда ты съезжаешь с асфальта, ты просто бог. От нас сразу отставали все, даже на рамных внедорожниках, — утверждает Павел.
— Понятно, что с динамикой все сложно, но до своих крейсерских 110 км/ч ты рано или поздно разгонишься, я даже обгоны умудрялся на ней совершать, — говорит Женя.
— У нас дальнобой получился таким, что везде искали офроуд. И, самое главное, его находили.
— Вообще-то сразу, когда разговор зашел о море, подумали про Крым. Но наши знакомые поехали в Грузию в эти же даты. И тогда мы решили догнать их и провести отдых вместе. Кто-то выехал раньше нас, кто-то — позже, но в итоге получилась большая белорусская тусовка, — вспоминает предысторию Павел.
— Быстро мы ехать не могли, — признается Женя. — Нет, на самом деле «Нива» спокойно держит скорость 120 км/ч и даже больше. Кроме повышенных шумов других проблем нет. Но у Паши была палатка на крыше — а это настоящий аэродинамический тормоз. А я взял экспедиционный багажник, в котором были инструменты, канистры с топливом.
— У меня салон тоже был загружен под крышу: лебедка, пила, болгарка. Мы же не знали, где по итогу окажемся и что понадобится. Поэтому взяли с собой все, как в последний раз, — дополняет Павел.
— Вы бы еще траки взяли…
— Так их уже положили в машину, но потом решили, что это лишнее…
— В общем, поскольку быстро ехать мы не могли, Паша, как опытный гид, предложил двигаться мимо трассы М4 — через Волгоград. Во-первых, дорога бесплатная, во-вторых, идет через степь. Это красивее, меньше пробок. Ты проезжаешь через всю Калмыкию, а это отдельное государство внутри России. Я вообще не представлял, что там будут буддисты, что там есть храмы Будды. Вот это прям открытие для меня было, — признается Женя.
— Мы вообще не видели смысла ехать по трассе «Дон». Летом там все равно плотный поток машин, особо не разгонишься или, по крайней мере, долго быстро ехать не будешь. Заехали в Волгоград, искупались в Волге и через Владикавказ поехали в сторону Грузии.
— Подожди, у нас же еще была миссия переночевать на Эльбрусе! — напоминает Павел.
— Точно!
— Конечно, мы поехали не на сам Эльбрус, а на плато Бермамыт, с которого открывается вид на эту гору. Это одно из лучших мест для этих целей, — уточняет Женя.
— Есть варианты доехать до смотровых площадок по асфальтовым дорогам, но это не наш метод, — добавляет Павел. — Мы выбирали те дорожки и тропинки, которые на картах обычно отмечены пунктирными линиями.
Но я так скажу. Мы когда ездили там два года назад на багги, я для себя отметил, что дорога там пологая, ничего страшного нет. Удивлялись еще тогда: мы такие крутые пацаны, едем на багги, а белые опущенные «Калины» там тоже пробираются.
При этом я читал рекомендации: мол, ни в коем случае не едьте ночью в горы, потому что это опасно.
Ну естественно, мы поехали в горы ночью.
Еще и по другой дороге, где даже на второй пониженной передаче не уверен, взберется машина наверх или нет. Но быстрее и ехать не хочется: там везде промоины, камни по днищу стучат, начнешь гнать — еще бензобак пробьешь. А дорога шириной с «Ниву», справа — обрыв, в который если уже улетишь, то тебя очень долго будут искать. Но, собрав волю в кулак, поднялись на это плато. Мы видео, конечно, покажем, но надо понимать: оно ни разу не отражает того, как это все воспринимается вживую.
— Получилось реально классно, учитывая, что это сочеталось с темнотой, — с улыбкой вспоминает Павел.
— Да, по светлому вообще было бы страшно ехать. А так при свете фар мы просто не видели всего масштаба бедствия, — признается Женя.
— Спускались мы уже по пологой хорошей дороге, там вообще ничего особо сложного не было. Ну а виды на Кавказе просто фантастические. Скалы, горы. Все очень красиво.
Но ночью на Эльбрусе было весело: +4 градуса и страшный ветер. Вот там я оценил автомобильную палатку, она реально классная. Думал купить себе такую перед поездкой, но не успел, взял в аренду, — говорит Павел.
— А я использовал обычную туристическую палатку. И когда я начал ее раскладывать в ту ночь, ветер был такой, что я понял: еще чуть-чуть, и я с ней просто улечу, — смеется Женя. — Но мне повезло: там только-только построили глэмпинг, и сторож любезно разрешил за 10 000 российских рублей переночевать в одном из домиков.
— Российско-грузинский переход в Верхнем Ларсе — это, конечно, что-то. Там такая вакханалия… Если ты привык встать и стоять, то будешь проходить границу часов восемь. Просто постоянно кто-то будет перед тобой вклиниваться. Надо быть дерзким, чтобы быстро пройти границу, — утверждает Женя.
— Еще впечатлило, что очереди из фур, которые выезжают из Грузии, начинаются километров за 100 до границы, — добавляет Павел. — В горах же нигде особо не встанешь, поэтому грузовики накапливаются в тех местах, где можно.
Ну а дорожное движение очень своеобразное, со своей спецификой. Я, например, так и не понял, как в Грузии проезжают круговые развязки. Кажется, кто первым посигналил, у того и приоритет.
А еще там везде коровы на дорогах. Даже на автобане. То, что они там на разделительной полосе могут стоять, травку жевать, это еще мелочи. Они могут лежать прямо на проезжей части — и попробуй их объехать.
— Как решали вопросы со страховкой, связью и прочим?
— Еще в России купили грузинские сим-карты, и оказалось, что одна из них не активировалась, нам ее сразу поменяли. Интернет работает хорошо, 5G. Страховку в Грузию делали в России, в киоске, за 20 евро, а потом узнали, что ее можно было купить онлайн за какие-то смешные деньги. Ну а на границе она будет стоить 50 евро.
При въезде в Грузию обязательно нужна официально заверенная нотариусом доверенность. В Турцию она тоже нужна — если вдруг собираетесь туда выезжать. Вообще, лучше ехать на своей машине: если она на другом владельце или в лизинге, могут быть вопросы.
— У Паши вскоре супруга прилетела в Батуми, и надо было ехать к морю. Но, как назло, целую неделю шли дожди, поэтому план отлежаться пару дней на пляже реализовать не удалось, — вздыхает Женя. — Пришлось ездить по стране.
Мы заселились в апартаменты и просто каждый день куда-нибудь выбирались. Страна же небольшая, там все достопримечательности находятся в пределах 200 км. Горячие источники, Мартвильский каньон, государственный парк «Кинтриши»… В Грузии объективно есть все для отдыха: горы, море, красивая природа и вкусная еда. Ну и разные варианты по интересам: кому пляж, кому офроуд.
— В Грузии надо ездить по достопримечательностям. Или на своей машине, или напрокат брать, или вообще с гидом и микроавтобусом заказывать. Лет 12 назад когда там отдыхали, так и делали. Каждый день ездили на новую локацию, — вспоминает Павел. При этом сразу уточняет, на какой технике лучше ездить по Грузии, если хочешь увидеть все самое интересное: — Там ведь если с асфальта съезжаешь, на легковой машине не поедешь, сразу нужен внедорожник — ровных гравиек, как у нас, нет. Там камни большие, сели сходят, броды разной глубины.
— И на чем там ездят вне асфальта?
— В России туристов по таким местам возят на УАЗах, а в Грузии используют полноприводные Mitsubishi L300 с трансмиссией от Pajero.
— А как же «Нивы»?
— В Грузии они есть, но старые. Новых не видели. Сейчас там ездят в основном на «японцах». Много машин с правым рулем, они дешевые, на них таксисты ездят.
Много гибридов, тех же Toyota Prius. И минивэнов, тоже «праворуких».
— После Грузии я поехал назад снова через Россию, причем уже через трассу «Дон» (и убедился, что быстро по ней сейчас не поедешь — постоянные пробки), — говорит Женя.
— Ну а мы решили усложнить себе задачу: проехать через всю Турцию, преодолеть пролив Босфор и вернуться через Болгарию, Румынию, Венгрию и Польшу — в общем, через Европу, — расписывает свой маршрут Павел. — На круг получилось 8000 км, у Жени — 7000. То есть разница составила около одной тысячи километров. И это мы еще заезжали по пути в разные места. Например, в Стамбуле два дня провели, в Румынии замок Дракулы посмотрели, в Венгрии в Будапеште побывали, в Польше Освенцим посетили. То есть дорога домой стала продолжением путешествия.
В Болгарию из-за санкций нас не хотели пускать на белорусских номерах (якобы если нет ВНЖ или недвижимости, то на машине нельзя), мы прорывались буквально с боем. Купить страховку на автомобиль — это была отдельная история, нам пришлось пешком границу для этого переходить. Зато потом уже по всей Европе она работала, что несколько компенсировало ее приличную стоимость (около 100 евро). Дальше надо было лишь при въезде в каждую страну виньетки для платных дорог покупать.
Каким вышел средний расход топлива? У Евгения — 12,2 литра, у Павла — 11,8. Сказались ухудшающие аэродинамику предметы на крыше (бокс и палатка соответственно), а также далеко не оптимальные с точки зрения расхода топлива маршруты и режимы движения.
— Какие-то технические проблемы или нюансы с машинами были?
— Я когда еще только машину купил, от дилера выехал, пошел дождь — и практически сразу же зависла щетка стеклоочистителя. Оказалось, ослабла гайка на поводке дворника, — вспоминает Женя. — Это была первая поломка. А вторая случилась уже на Эльбрусе. Перестал работать один из вентиляторов системы охлаждения (их там два). Какое-то время ездил так, двигатель не перегревался. А потом решил разобраться, в чем дело — и оказалось, что надо было всего лишь чуть поджать клеммы в коробке с предохранителями.
— Чего не хватает этой машине?
— Хотелось бы, что у мотора было больше тяги, то есть даже не мощности, а крутящего момента.
— Пока нет гор, мотора хватает. А там да, надо использовать определенные приемы, чтобы скорость не терять, — дополняет Павел.
— Сейчас планируем очередную поездку, — предупреждает Женя. — На юге уже были, сейчас думаем про север. Ну а машины еще до этого доработаем по мелочи.
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by