Больше года Госавтоинспекция активно использует в своей повседневной работе квадрокоптеры. С этим нововведением надежда на то, что обгон в неположенном, но глухом месте никто не заметит, иссякла: где-то в небе могут шелестеть лопасти железной и глазастой «птички», даже если служебной машины ГАИ нигде не видно. Кстати, о служебных машинах... Вы же помните, что инспекторы могут вести скрытый контроль, то есть патрулировать улицы и трассы на «гражданских» авто? Так что лучше оставить страсть к адреналину для закрытых автодромов: если любите опасные маневры — остаться без прав как никогда легко. Вместе со спецподразделением «Стрела» и дроном мы отправляемся на трассу под Минском, чтобы узнать, как новые технологии помогают инспекторам в работе.
«Стрела» — специальное подразделение ГАИ МВД, которое вы наверняка могли видеть в качестве сопровождения для высокопоставленных лиц. Однако его сотрудники ежедневно выезжают и в рейды по всей Беларуси. Говорят, попасть на службу в «Стрелу» может не каждый, а машины здесь — мощнее и быстрее. Из внешних отличительных особенностей — соответствующая эмблема на крыльях и тонировка на стеклах. Как на Geely Tugella, на которой мы отправились в рейд. Но сегодня в деле не только она, но и «гражданский» Atlas. «Только номера нигде не показывайте», — подмигивает нам инспектор, кивая на машину без оклейки.
Собственно, то, что ГАИ ведет скрытый контроль на дорогах, — не новость. И то, что в оснащении инспекции появились квадрокоптеры, — вы тоже наверняка слышали. У «Стрелы» они бренда DJI, причем есть как побольше, так и поменьше. Инспектор по имени Валерий признается: коллеги, да и он сам, предпочитают брать малютку — она легче по весу, быстрее раскладывается и, главное, менее заметна. Скоро, кстати, техники в подразделении станет больше.
Новые технологии сотрудникам ГАИ только на пользу. По словам представителей «Стрелы», квадрокоптеры очень сильно помогают в профилактике нарушений ПДД. Ведь водители теперь знают, что даже если в поле зрения нет служебной машины ГАИ, над ними может летать «всевидящее око».
Как правило, водители боятся «Стрелы» больше, чем «обычной» ГАИ: считают, что сотрудники спецподразделения более суровые. Но инспекторы утверждают, что это не так. Говорят, мол, все одинаково строго относятся к грубым нарушениям ПДД, но при этом могут обойтись устным замечанием в случае, если видят, что перед ними добропорядочный и вежливый автолюбитель, который разово «накосячил». Или, например, не уследил за тем, что срок действия в/у истек накануне… Конечно, возможность «пожурить и отпустить» должна быть предусмотрена законом. Но в случае с обгоном в запрещенном месте (это нарушение нередко фиксируется коптером) устным «выговором» не обойтись.
Согласно ч. 9 ст. 18.13 КоАП, за нарушение правил обгона либо выезд на полосу встречного движения в случаях, когда это запрещено ПДД, грозит штраф от 2 до 10 б. в. (84—420 рублей) с лишением в/у на срок до года или без лишения.
Двумя машинами мы следуем на трассу Н-9031 (Колодищи — Заславль), а конкретно — в район деревни Лапоровичи. Нет, не для того, чтобы порассматривать с дрона веранды известных спортсменов. Просто на этом участке преобладает двухполосное движение (по полосе в каждую сторону), а еще часто ездят медлительные большегрузы. Есть знаки, запрещающие обгон, однако у некоторых водителей сдают нервы из-за «тихоходов» — и они решаются на опасный маневр. Дорога виляет, много крутых подъемов и спусков… Легко не заметить «встречку» и улететь вместе с ней куда-нибудь в кювет.
— «Обгон запрещен» чаще всего стоит на крови, — инспектор, запуская коптер, указывает на соответствующий знак на трассе. Пока дрон взмывает вверх, Tugella уезжает от «гражданского» Atlas на значительное расстояние. Это нужно, чтобы специалист, работающий с дроном, мог успеть связаться с коллегами и сообщить о нарушении, а те — перехватить нужную машину.
Дежурим на трассе почти час: ни одного нервного водителя. Легковушки терпеливо едут за самосвалами, ожидая разрешенного для обгона места. Поэтому переезжаем на мядельскую трассу (точнее, на Р-58 Минск — Калачи — Мядель), минуя деревню Карпиловка. На этом участке сплошная линия разметки, пересекать которую нельзя. По словам инспекторов, у каждой трассы — свои «проблемы». Где-то водители регулярно выезжают на встречку, несмотря на запрет, или нарушают скоростной режим, на другой же дороге нередко можно встретить нетрезвых пешеходов… Обо всех «болячках» того или иного участка в ГАИ, конечно, знают. Поэтому руководители подразделений направляют экипажи туда, где они больше всего нужны в определенное время суток.
— А правда, что у вас есть «планы» — число штрафов, которое вы должны выписать за смену или месяц? — задаем провокационный вопрос инспекторам.
— Известная байка, — улыбаются сотрудники ГАИ. — Может, когда-то они и были, но сейчас точно нет.
Двумя машинами мы сворачиваем на второстепенную дорогу, где Tugella в оклейке паркуется за «гражданским» авто, чтобы ее не было видно с дороги. Правда, вскоре замечаем, что водители все равно умудряются рассмотреть спецсигналы и прочую атрибутику служебной машины ГАИ и морганием фар предупреждают «встречку» об экипаже. Инспекторы, однако, отмечают, что ничего плохого в этом не видят. Наоборот, воспринимают такую форму взаимопомощи водителей как профилактику нарушений.
— Был у нас случай с коптером. На служебном автомобиле остановились на обочине, дрон «увели» на расстояние. Следим за происходящим через экран и видим: одна из машин моргнула встречному авто, предупредив, мол, дальше ГАИ стоит. Это авто тут же остановилось, мужчина-водитель пересел на пассажирское сиденье, машину дальше повела женщина. Когда они приблизились к нам, мы их остановили и, конечно, поинтересовались, зачем люди поменялись местами. Парочка все отрицала — и тогда мы показали им видео с коптера. В результате выяснилось, что мужчина — «бесправник». У женщины (это была его сожительница) в/у имелось, но у нее почти не было навыков вождения, — рассказали инспекторы.
Вновь меняем локацию. Сворачиваем на второстепенную дорогу, которая находится в низине, — теперь с трассы нас точно не видно. В какой-то момент даже расстраиваемся — кажется, рейд закончится без «экшена». Но тут оператор коптера дает сигнал коллегам: бежевая Toyota, обгон через двойную сплошную.
Прыгаем в служебную Tugella и спешим за нарушителем. Он останавливается не сразу, несмотря на включенные маячки, — неужели будет погоня? Но нет: вскоре Toyota уходит на обочину. Мужчина в годах (к слову, он оказался народным артистом Беларуси) смотрит на инспектора с легким удивлением. Сотрудник ГАИ озвучивает, что обгон был зафиксирован с помощью квадрокоптера. Тогда водитель с тоской в глазах признает: «Да, было».
— Многие водители ошибочно думают, что за обгон через двойную сплошную наказание более строгое, чем за обгон через одну линию. Мол, в первом случае обязательно грозит лишение прав, а во втором — только штраф. Но это не так, — комментирует инспектор.
Водителя приглашают в служебную машину для составления протокола. Какое наказание грозит мужчине — пока неизвестно, для разбирательства он будет вызван в отдел ГАИ. Инспекторы объясняют: если водитель является злостным нарушителем, то, конечно, рассматривать его дело будут строго. Если же это первый «косяк» — все обойдется штрафом.
— Вы наверняка уже посмотрели по базе историю водителя. Злостный он или нет — к чему готовиться? — уточняем у сотрудника ГАИ.
— Средний — нарушал скоростной режим, — отвечает инспектор и добавляет: — Водитель имеет право предоставить в ГАИ ходатайство (от своего имени или в форме характеристики с работы, например) с просьбой не лишать его прав. Также следует привести аргументы, почему не стоит этого делать. Если причины окажутся весомыми, это повлияет на результат разбирательства.
Пока сотрудник ГАИ заполняет протокол, оператор коптера по рации передает, что нужно остановить серебристый Opel. Дело было так: инспектор, сложив технику, выдвинулся за Tugella на машине скрытого контроля, чтобы передать видеоподтверждение с дрона — вдруг водитель Toyota начнет все отрицать. По дороге прямо перед сотрудником ГАИ на обгон через сплошную линию пошел Opel — это зафиксировал видеорегистратор в служебном автомобиле.
Водитель отпираться не стал — он все понял, когда за ним остановился черный Atlas и оттуда вышел человек в форме. Признался: спешил, ехал с работы к семье. В общем, его тоже ждет посещение ГАИ, а нас — возвращение на «базу»: на часах 18:00, и это значит, что долгая 12-часовая смена сотрудников «Стрелы» подошла к концу.
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by