ГАЙД

С каким приводом выбрать машину: плюсы и минусы всех типов, управляемость в разных условиях

30 887
14 августа 2025 в 7:00
Автор: Вероника Сайко. Фото: архив onliner.by, открытые источники
ГАЙД

С каким приводом выбрать машину: плюсы и минусы всех типов, управляемость в разных условиях

Автор: Вероника Сайко. Фото: архив onliner.by, открытые источники

Передний, задний или полный привод — от выбора зависит, как ведет себя автомобиль на дороге, насколько он проходим и управляем. В статье разберем устройство каждого типа привода, их преимущества и недостатки, особенности эксплуатации и ремонта, а также подскажем, какой привод лучше выбрать для города, бездорожья или спортивной езды.

О чем пойдет речь в статье

Как работает передний привод?

Передний привод (FWD — Front Wheel Drive) — это схема, при которой двигатель через трансмиссию крутит передние колеса, а задние при этом свободно вращаются. Точнее, схема выглядит так: мотор — КПП — дифференциал — приводные валы с шарнирами (ШРУСами) — колеса. При этом если двигатель достаточно компактный по размеру, то его можно расположить поперечно кузову. В таком случае коленвал двигателя оказывается параллельным ведущей оси, поэтому отпадает необходимость в сложной конической передаче в трансмиссии.

Чаще всего автомобили с передней ведущей осью компактные, не сильно мощные и недорогие. Массово собирать машины с таким приводом начали в 1960-х годах, а первые полвека автомобилестроения предпочтение отдавали заднему. По одной из версий, первым серийным авто с передними ведущими колесами стал Cord L29, производство которого стартовало в 1929 году.

Поскольку передним колесам нужно еще и поворачиваться, самыми сложными и важными элементами при такой компоновке являются шарниры равных угловых скоростей — ШРУСы. Благодаря им двигатель и вращает даже повернутые колеса. Важный нюанс: ШРУС должен передавать крутящий момент равномерно, без рывков, еще и под разными углами. Задача непростая, поэтому изначально задний привод был более распространен.

Особенности машины с передним приводом (достоинства и недостатки)

Переднеприводные модели считаются достаточно беспроблемными. Задний привод чаще всего требует от водителя большей аккуратности и лучших навыков (особенно при гололеде или на мокром покрытии), поэтому новичкам лучше выбирать машины с ведущей передней осью, если они рассматривают бюджетные модели.

Какие преимущества есть у переднего привода?

  • Машины с передней ведущей осью в большинстве условий более устойчивы и управляемы, а значит, подходят даже неопытным водителям.
  • Передний привод более предсказуемо ведет себя на гололеде и мокром асфальте по сравнению с задним.
  • Выбираться из грязи или снежной «каши» также будет проще на переднем приводе.
  • Передний привод — это экономия на деталях, ведь не нужен кардан и задний редуктор (которые к тому же необходимо обслуживать). Отсутствие «лишних» узлов также экономит пространство: багажник и салон становятся более вместительными, машина в целом — легче.

Для переднего привода характерна легкая недостаточная поворачиваемость: при прохождении поворота машина из-за тяги передних колес стремится вернуться к прямой траектории. Это плюс: автомобиль устойчивее выходит из виража и реже уходит в занос. Но если эффект выражен слишком сильно, это уже минус — машина будет уходить в снос при поворотах, будет сложнее перестроиться или повернуть.

Недостатки переднего привода:

  • Переднеприводные автомобили менее спортивны и динамичны, чем авто с задними ведущими колесами. Опытным водителям, любящим скорость, больше по вкусу придется задний привод.
  • Также при резком старте возможно пробуксовывание передних колес у машин с таким приводом.
  • Переднеприводные машины имеют ограничения по мощности в силу компоновки — это требует более сложных и дорогих конструктивных решений для двигателя. Поэтому чаще всего гоночные машины являются задне- или полноприводными.
  • ШРУСы, упомянутые выше, — это сложный и достаточно дорогой узел трансмиссии, который рано или поздно потребует внимания и вложения денежных средств.
  • Шины на передних колесах изнашиваются быстрее, чем у заднеприводных авто, так как отвечают и за поворот, и за разгон, и за торможение.
  • Тесное расположение компонентов трансмиссии и двигателя в передней части автомобиля может затруднять доступ к некоторым деталям при ремонте.
  • Переднеприводным автомобилям может требоваться больше места для разворота по сравнению с заднеприводными.
серый, внедорожник, электро, автоматическая, полный привод
31 800$ / 27 232€
черный, внедорожник, бензин 2 л, автоматическая, передний привод
28 800$ / 24 663€
серый, внедорожник, электро, автоматическая, полный привод
62 950$ / 53 908€
Автобарахолка
мобильное приложение

Как работает задний привод?

Задний привод автомобиля (RWD — Rear-Wheel Drive) предполагает передачу крутящего момента от двигателя к задним колесам, которые и толкают автомобиль вперед. Передние колеса в этом случае отвечают только за управление. Двигатель, коробка передач, карданный вал, дифференциал и задний мост — основные компоненты механизма заднего привода при расположении двигателя спереди. При нажатии на педаль газа крутящий момент передается через эти элементы на задние колеса, заставляя их вращаться.

Особенности машины с задним приводом (достоинства и недостатки)

Чаще всего все премиальные и спортивные автомобили выпускают либо с полным, либо с задним приводом. Водители, любящие драйв и динамичные маневры, чаще всего присматривают себе те авто, где ведущей является задняя ось.

Какие есть достоинства у заднего привода?

  • Распределение веса между осями у заднеприводного авто более уравновешенно, что улучшает управляемость и стабильность на дороге.
  • Автомобили с задней ведущей осью быстрее на старте.
  • У автомобилей с задним приводом меньше радиус разворота благодаря более простой конструкции подвески передних колес. Это также плюс к маневренности.
  • Задний привод распределяет нагрузку более равномерно, отчего покрышки и тормозные колодки меньше изнашиваются.
  • Задний привод лучше справляется с крутыми подъемами, так как при увеличении нагрузки на заднюю ось улучшается сцепление шин с дорогой.
  • Задний привод обеспечивает более плавную и комфортную езду за счет отсутствия вибраций, передаваемых на кузов от вращения передних колес.
  • На автомобиле с задним приводом можно уходить в управляемый занос — дрифтить (на переднеприводных тоже, однако методы и эффектность различаются). Некоторые молодые водители выбирают авто с задней ведущей осью именно из-за этой «опции».

Недостатки заднего привода:

  • Ухудшенная проходимость в условиях снега, грязи и склонность к заносу не на сухом покрытии.
  • Конструкция заднего привода сложнее и требует больше деталей, что повышает стоимость автомобиля в принципе. Также все «дополнительные» элементы необходимо своевременно обслуживать.
  • Заднеприводный автомобиль тяжелее переднеприводной версии. Отсюда увеличенный расход топлива за счет большого веса конструкции.
  • Карданный вал отнимет место в салоне, образуя «тоннель» под полом. У задних пассажиров, скорее всего, будет меньше пространства для ног. Объем багажника также будет меньше.
серый, внедорожник, электро, автоматическая, полный привод
31 800$ / 27 232€
черный, внедорожник, бензин 2 л, автоматическая, передний привод
28 800$ / 24 663€
серый, внедорожник, электро, автоматическая, полный привод
62 950$ / 53 908€
Автобарахолка
мобильное приложение

Как работает полный привод?

Полный привод автомобиля распределяет крутящий момент двигателя на все четыре колеса, повышая сцепление с дорогой и улучшая проходимость, особенно на скользких или неровных поверхностях.

Всего различают три основных типа полного привода:

  • Part-time — принудительно (вручную) подключаемый привод;
  • Full-time (или 4WD) — постоянный полный привод;
  • Torque on-demand (или AWD) — автоматически подключаемый привод (зависит от электроники).

Постоянный полный привод обеспечивает лучшее сцепление и управляемость на любых дорогах, включая скользкие и сложные покрытия. Подключаемый полный привод (Part-time 4WD) больше подходит для экстремальных условий бездорожья, но не рекомендуется для ежедневной эксплуатации на сухих дорогах из-за худшей управляемости и повышенного износа трансмиссии. В случае с Torque on-demand (или AWD) распределение крутящего момента между осями происходит автоматически, без участия водителя. Электроника анализирует различные датчики и сама решает, когда и как распределять крутящий момент между колесами.

Постоянный или подключаемый привод — что лучше?

Обе системы имеют свои преимущества и недостатки. Распространенное мнение: AWD лучше подходит для улучшения сцепления на дорогах с плохим покрытием, особенно в условиях скользкой дороги, снега или дождя. В то время как система 4WD более эффективна в условиях серьезного бездорожья и менее — для асфальта.

Таким образом, системы AWD лучше подходят для повседневной езды в условиях, например, ближнего пригорода. 4WD — для поездок на природу, в места, где не каждая машина может проехать. Но нужно учитывать: стоимость ремонта AWD, как правило, выше из-за сложности конструкции и обилия датчиков. Также машины с подключаемым полным приводом расходуют больше топлива (если говорить о повседневной эксплуатации).

Особенности машины с полным приводом (достоинства и недостатки)

Преимущества полного привода:

  • Повышенная проходимость.
  • На скользких дорогах полный привод обеспечивает лучшую устойчивость и снижает риск заноса.
  • Машины с полным приводом показывают лучшую динамику по сравнению с авто, у которых крутящий момент передается только на одну ось.

Недостатки полного привода:

  • Автомобили с таким типом привода, как правило, стоят дороже. На их обслуживание также понадобится больше средств. Более того, не все специалисты берут в работу авто с полным приводом.
  • Более сложная трансмиссия и больший вес автомобиля приводят к увеличению расхода топлива.
  • В отдельных случаях автомобиль может уходить в занос всеми четырьмя колесами, что усложняет контроль над ним.
серый, внедорожник, электро, автоматическая, полный привод
31 800$ / 27 232€
черный, внедорожник, бензин 2 л, автоматическая, передний привод
28 800$ / 24 663€
серый, внедорожник, электро, автоматическая, полный привод
62 950$ / 53 908€
Автобарахолка
мобильное приложение

Как машины с разным приводом ведут себя зимой?

Выбор машины с тем или иным типом привода зависит от навыков и предпочтений конкретного водителя. Однако, по распространенному мнению, заднеприводные машины являются менее популярными в наших широтах, так как им труднее справляться со снежной «кашей» или ледяной коркой на дорогах. Хотя современные системы стабилизации и электронные «помощники» снижают риск ухода в неконтролируемый занос.

Передний привод считается более безопасным и управляемым на скользком асфальте. Полный привод обеспечивает лучшую проходимость и устойчивость, но требует от водителя большего опыта для правильного управления, особенно в случае с заносами.

Как машины с разным приводом ведут себя на бездорожье?

Лучше всего с настоящим бездорожьем, очевидно, справится постоянный полный привод (4WD). Если сравнивать передний, задний и подключаемый полный привод, то в случае с грязью и неровностями дороги преимущество будет у последнего.

Какой привод должен быть в спортивной машине?

Спортивные автомобили чаще всего имеют задний или полный привод. Передний подходит, скорее, для размеренного движения без резких ускорений и динамичных маневров.

Заднеприводные машины имеют лучшую маневренность и обеспечивают хорошую динамику и управляемость на сухом асфальте. Однако полный привод добавляет больше сцепления и стабильности, что может быть полезно на сложных трассах или в холодное время года. Тем не менее существуют спортивные версии автомобилей с передним приводом, которые показывают неплохие динамические характеристики.

Ремонт машин с разным приводом

В случае с передним приводом ремонт часто связан с трансмиссией, включая замену ШРУСов, полуосей и других элементов. Заднеприводная машина может потребовать ремонт карданного вала или редуктора заднего моста. Элементы задней оси тоже изнашиваются быстрее.

Если говорить о полном приводе, то тут может понадобиться ремонт как передней, так и задней трансмиссии, а также межосевого дифференциала и других элементов.

Стоимость ремонта зависит от модели авто, года его выпуска и сложности конкретной поломки. Однако, как правило, обслуживание полного привода дороже.

Машину с каким приводом выбрать?

На этот вопрос нет однозначного ответа. Все зависит от личных предпочтений водителя и его навыков. И еще один наиболее важный фактор — условия эксплуатации ТС.

Если кратко, то передний привод (FWD) подходит для городской езды и размеренных водителей, которые хотят экономить на топливе. Задний привод (RWD) обеспечивает лучшее ускорение и динамику, но может быть менее устойчивым на скользкой дороге, поэтому важно объективно оценивать свои навыки езды. Полный привод лучше всего подходит тем, кто живет там, где нет хорошего асфальта. Или тем, кто часто выбирается на природу. Но важно быть готовым к более высоким расходам на топливо, обслуживание и ремонт в случае необходимости.

Можно ли из переднего привода сделать полный?

Полноприводные версии авто дороже, чем переднеприводные. Возможно, дешевле купить автомобиль с ведущей передней осью, а затем его переоборудовать? Можно ли из переднего привода сделать полный? С таким вопросом мы обратились к Александру Шляхтину, руководителю автосервиса TAEX и одному из создателей приложения — сервисной книги Taexel.

— В гражданских целях это нецелесообразно. Подумайте: инженеры разрабатывали автомобиль, подбирали оптимальную компоновку узлов — не имеет смысла в это лезть. Если мы говорим о машинах, которые имеют две версии с разными приводами, то в теории переоборудовать такое авто можно: нужно поменять коробку, поставить раздатку, кардан, задний мост с редуктором... Однако это трудоемкий процесс — легче продать машину и купить другую. Другое дело — спортивные проекты, «дрифт-корчи» и т. д.

для легковых автомобилей/минивенов и кроссоверов, без шипов, индекс скорости: H (до 210 км/ч), индекс нагрузки: 100 (800 кг)

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by