Передний, задний или полный привод — от выбора зависит, как ведет себя автомобиль на дороге, насколько он проходим и управляем. В статье разберем устройство каждого типа привода, их преимущества и недостатки, особенности эксплуатации и ремонта, а также подскажем, какой привод лучше выбрать для города, бездорожья или спортивной езды.
Передний привод (FWD — Front Wheel Drive) — это схема, при которой двигатель через трансмиссию крутит передние колеса, а задние при этом свободно вращаются. Точнее, схема выглядит так: мотор — КПП — дифференциал — приводные валы с шарнирами (ШРУСами) — колеса. При этом если двигатель достаточно компактный по размеру, то его можно расположить поперечно кузову. В таком случае коленвал двигателя оказывается параллельным ведущей оси, поэтому отпадает необходимость в сложной конической передаче в трансмиссии.
Чаще всего автомобили с передней ведущей осью компактные, не сильно мощные и недорогие. Массово собирать машины с таким приводом начали в 1960-х годах, а первые полвека автомобилестроения предпочтение отдавали заднему. По одной из версий, первым серийным авто с передними ведущими колесами стал Cord L29, производство которого стартовало в 1929 году.
Поскольку передним колесам нужно еще и поворачиваться, самыми сложными и важными элементами при такой компоновке являются шарниры равных угловых скоростей — ШРУСы. Благодаря им двигатель и вращает даже повернутые колеса. Важный нюанс: ШРУС должен передавать крутящий момент равномерно, без рывков, еще и под разными углами. Задача непростая, поэтому изначально задний привод был более распространен.
Переднеприводные модели считаются достаточно беспроблемными. Задний привод чаще всего требует от водителя большей аккуратности и лучших навыков (особенно при гололеде или на мокром покрытии), поэтому новичкам лучше выбирать машины с ведущей передней осью, если они рассматривают бюджетные модели.
Какие преимущества есть у переднего привода?
Для переднего привода характерна легкая недостаточная поворачиваемость: при прохождении поворота машина из-за тяги передних колес стремится вернуться к прямой траектории. Это плюс: автомобиль устойчивее выходит из виража и реже уходит в занос. Но если эффект выражен слишком сильно, это уже минус — машина будет уходить в снос при поворотах, будет сложнее перестроиться или повернуть.
Недостатки переднего привода:
Задний привод автомобиля (RWD — Rear-Wheel Drive) предполагает передачу крутящего момента от двигателя к задним колесам, которые и толкают автомобиль вперед. Передние колеса в этом случае отвечают только за управление. Двигатель, коробка передач, карданный вал, дифференциал и задний мост — основные компоненты механизма заднего привода при расположении двигателя спереди. При нажатии на педаль газа крутящий момент передается через эти элементы на задние колеса, заставляя их вращаться.
Чаще всего все премиальные и спортивные автомобили выпускают либо с полным, либо с задним приводом. Водители, любящие драйв и динамичные маневры, чаще всего присматривают себе те авто, где ведущей является задняя ось.
Какие есть достоинства у заднего привода?
Недостатки заднего привода:
Полный привод автомобиля распределяет крутящий момент двигателя на все четыре колеса, повышая сцепление с дорогой и улучшая проходимость, особенно на скользких или неровных поверхностях.
Всего различают три основных типа полного привода:
Постоянный полный привод обеспечивает лучшее сцепление и управляемость на любых дорогах, включая скользкие и сложные покрытия. Подключаемый полный привод (Part-time 4WD) больше подходит для экстремальных условий бездорожья, но не рекомендуется для ежедневной эксплуатации на сухих дорогах из-за худшей управляемости и повышенного износа трансмиссии. В случае с Torque on-demand (или AWD) распределение крутящего момента между осями происходит автоматически, без участия водителя. Электроника анализирует различные датчики и сама решает, когда и как распределять крутящий момент между колесами.
Обе системы имеют свои преимущества и недостатки. Распространенное мнение: AWD лучше подходит для улучшения сцепления на дорогах с плохим покрытием, особенно в условиях скользкой дороги, снега или дождя. В то время как система 4WD более эффективна в условиях серьезного бездорожья и менее — для асфальта.
Таким образом, системы AWD лучше подходят для повседневной езды в условиях, например, ближнего пригорода. 4WD — для поездок на природу, в места, где не каждая машина может проехать. Но нужно учитывать: стоимость ремонта AWD, как правило, выше из-за сложности конструкции и обилия датчиков. Также машины с подключаемым полным приводом расходуют больше топлива (если говорить о повседневной эксплуатации).
Преимущества полного привода:
Недостатки полного привода:
Выбор машины с тем или иным типом привода зависит от навыков и предпочтений конкретного водителя. Однако, по распространенному мнению, заднеприводные машины являются менее популярными в наших широтах, так как им труднее справляться со снежной «кашей» или ледяной коркой на дорогах. Хотя современные системы стабилизации и электронные «помощники» снижают риск ухода в неконтролируемый занос.
Передний привод считается более безопасным и управляемым на скользком асфальте. Полный привод обеспечивает лучшую проходимость и устойчивость, но требует от водителя большего опыта для правильного управления, особенно в случае с заносами.
Лучше всего с настоящим бездорожьем, очевидно, справится постоянный полный привод (4WD). Если сравнивать передний, задний и подключаемый полный привод, то в случае с грязью и неровностями дороги преимущество будет у последнего.
Спортивные автомобили чаще всего имеют задний или полный привод. Передний подходит, скорее, для размеренного движения без резких ускорений и динамичных маневров.
Заднеприводные машины имеют лучшую маневренность и обеспечивают хорошую динамику и управляемость на сухом асфальте. Однако полный привод добавляет больше сцепления и стабильности, что может быть полезно на сложных трассах или в холодное время года. Тем не менее существуют спортивные версии автомобилей с передним приводом, которые показывают неплохие динамические характеристики.
В случае с передним приводом ремонт часто связан с трансмиссией, включая замену ШРУСов, полуосей и других элементов. Заднеприводная машина может потребовать ремонт карданного вала или редуктора заднего моста. Элементы задней оси тоже изнашиваются быстрее.
Если говорить о полном приводе, то тут может понадобиться ремонт как передней, так и задней трансмиссии, а также межосевого дифференциала и других элементов.
Стоимость ремонта зависит от модели авто, года его выпуска и сложности конкретной поломки. Однако, как правило, обслуживание полного привода дороже.
На этот вопрос нет однозначного ответа. Все зависит от личных предпочтений водителя и его навыков. И еще один наиболее важный фактор — условия эксплуатации ТС.
Если кратко, то передний привод (FWD) подходит для городской езды и размеренных водителей, которые хотят экономить на топливе. Задний привод (RWD) обеспечивает лучшее ускорение и динамику, но может быть менее устойчивым на скользкой дороге, поэтому важно объективно оценивать свои навыки езды. Полный привод лучше всего подходит тем, кто живет там, где нет хорошего асфальта. Или тем, кто часто выбирается на природу. Но важно быть готовым к более высоким расходам на топливо, обслуживание и ремонт в случае необходимости.
Полноприводные версии авто дороже, чем переднеприводные. Возможно, дешевле купить автомобиль с ведущей передней осью, а затем его переоборудовать? Можно ли из переднего привода сделать полный? С таким вопросом мы обратились к Александру Шляхтину, руководителю автосервиса TAEX и одному из создателей приложения — сервисной книги Taexel.
— В гражданских целях это нецелесообразно. Подумайте: инженеры разрабатывали автомобиль, подбирали оптимальную компоновку узлов — не имеет смысла в это лезть. Если мы говорим о машинах, которые имеют две версии с разными приводами, то в теории переоборудовать такое авто можно: нужно поменять коробку, поставить раздатку, кардан, задний мост с редуктором... Однако это трудоемкий процесс — легче продать машину и купить другую. Другое дело — спортивные проекты, «дрифт-корчи» и т. д.
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by