Переживаете, когда утром по пути на работу стоите в заторе, хотя видите, что впереди уже давно зеленый свет? Пишете шефу, что опоздаете на 10 минут из-за мелкого ДТП, которое перекрыло две полосы на крупном перекрестке? Простоять 20 минут в пробке, не проехав и метра, кажется «вечностью»? Что ж, 10 крупнейших пробок в истории слегка подкорректируют ваши представления о серьезных заторах. Мы составили список 10 наиболее серьезных пробок за всю автомобильную историю. Бывали случаи, когда заторы не рассасывались по две недели! Причины самые разные: рок-концерт, снежная буря, эвакуация 2,5-миллионного города, падение Берлинской стены или просто крупные тягачи с негабаритным грузом. В общем, желаем вам никогда не попасть ни в одну из описанных ниже ситуаций.
Эта статья уже выходила на Onlíner. Мы обновили и дополнили ее — рейтинг самых больших автомобильных пробок стал еще точнее и актуальнее.
Все по-настоящему крупные автомобильные заторы произошли в последние 50 лет. В начале прошлого века попросту не было такого количества транспорта, чтобы создать серьезную пробку. Первый затор, который упоминается в мировых рейтингах, случился в 1969 году в самой «автомобильной» на то время стране на планете — США. Пятнадцатого августа в местечке Бетел (пригород Нью-Йорка) стартовал «Вудсток» — трехдневный музыкальный фестиваль. Тогда не было интернета, зрители не проходили никакой регистрации, поэтому организаторы попросту не могли оценить, сколько поклонников рок-музыки прибудет на мероприятие.
По грубым подсчетам, послушать рок-н-ролл приехали полмиллиона хиппи на автомобилях и, конечно же, встали в бесконечную пробку — даже современная ширина проезжей части в этом районе не смогла бы обеспечить нормальный проезд, а полвека назад там и 20 тыс. машин образовали бы коллапс. За три дня дорожный затор так и не растворился, варьируясь от 30 до 70 километров. Многие люди оставили свои машины прямо на дороге и отправились на концерт пешком. Музыкантов, автобусы которых тоже застряли по пути в Бетел, доставили к сцене на вертолете. Это был крупнейший на тот момент рок-фестиваль в мире.
Многие жители Парижа на время отпуска покидают столицу и отправляются на машине в какую-нибудь другую часть страны, благо Франция имеет выход к двум морям, Лазурный берег с пальмами и несколько крупных горнолыжных курортов. Именно покататься на лыжах решили несколько десятков тысяч жителей столицы Франции в начале 1980 года. Отправились они в Лион — снежные горы там разбавлены прекрасными соборами, загородными дачами многих парижан и виноградниками.
Как назло, отпуска у большинства жителей Парижа закончились одновременно, и огромная вереница машин хлынула из горнолыжного курорта в столицу. Возможно, ничего страшного бы и не произошло, если бы не матушка-погода. Сильный снегопад спровоцировал несколько ДТП и полностью парализовал въезд в Париж. Пробка растянулась на 175 километров. Это крупнейший дорожный затор в истории Франции.
В конце 1989 года пала Берлинская стена, отделявшая ГДР от остальной Германии, и в апреле 1990-го огромное количество немцев отправилось с востока на запад, чтобы отпраздновать Пасху со своими родственниками после 40 лет разлуки. Граница была открыта, но пункт досмотра на ней был, поэтому автомобили проезжали с небольшой задержкой (буквально минута).
Каждый день пограничный пункт фиксировал от миллиона до полутора миллионов авто. А в первый день Пасхи 1990 года, когда миллионы немцев спешили к своим близким, граница «встала» — не из-за Берлинской стены, а из-за дорожного затора. Официально зафиксирован затор в 51 километр, который брал свое начало в пункте досмотра. Очереди выстроились и на местных АЗС. Более серьезных пробок история Германии не знает, притом что это самая автомобильная страна в Европе.
У японцев, как и у любой другой нации, есть праздник поминовения усопших. В Стране восходящего солнца он называется «Обон» и отмечается с 13 по 15 августа. В эти дни на японских трассах, и без того переполненных автомобилями, возникают жуткие заторы. Один из самых напряженных участков — магистраль, соединяющая префектуры Хиого и Сига. Люди на три дня отправляются к своим родственникам, чтобы вместе вспомнить ушедших в мир иной.
Каждый год вечером 12 августа на данной автостраде возникают заторы. Но в 1990-м ситуацию ухудшило предупреждение о надвигающемся тайфуне, которое объявили именно днем 12 августа. Десятки тысяч японцев, живущих на берегу моря, покинули свои дома и отправились на автомобилях подальше от воды. В итоге между Хиого и Сига образовался 135-километровый затор из 15 тыс. автомобилей — крупнейшая пробка в истории Японии. По данным японских СМИ, гигантская пробка подтолкнула власти страны к поиску решений проблемы. И уже в 1996 году была запущена информационно-коммуникационная система для транспортных средств (VICS), которая передавала информацию о загруженности дорог и правилах в автомобильные навигационные системы. Больше такие ситуации в Японии не повторялись.
Дата 11 сентября 2001 года навсегда останется в памяти не только американцев, но и всего мира. Атака на башни Всемирного торгового центра в буквальном смысле слова парализовала весь Нью-Йорк. Несколько дней после теракта мосты и тоннели города были открыты только для автомобилей спасателей. Жители мегаполиса фактически потеряли возможность передвигаться по Нью-Йорку: общественный транспорт не работал, воздушное сообщение тоже оказалось под запретом.
Все основные транспортные артерии города стали в бесконечный затор, как и дороги в аэропорт, который на несколько дней полностью закрыли. Сейчас сложно подсчитать, какая была общая протяженность пробок в те дни — властям явно было не до этого. По некоторым данным, в Нью-Йорке вечером 11 сентября автомобили «застыли» минимум на 200 километрах городских дорог.
Еще одной гигантской пробкой в США стал затор, случившийся на 45-м шоссе в штате Техас. Произошло это, как и в Японии, из-за надвигавшейся стихии. Двадцать первого сентября 2005 года крупнейший город штата — Хьюстон — был эвакуирован из-за урагана «Рита», одного из крупнейших в истории Америки. Два с половиной миллиона человек сели в свои машины и отправились на север по направлению к Далласу.
В итоге образовался 160-километровый затор, который продержался 48 часов. Конечно, основная часть пробки пришлась на пригород Хьюстона, хотя пострадало транспортное сообщение во всем штате. Средняя скорость передвижения по 45-му шоссе в тот день была 480 километров в сутки. К слову, эвакуация позволила спасти тысячи жизней.
Крупнейший бразильский город Сан-Паулу является одним из самых загруженных в мире. Все заторы планеты меркнут на фоне здешних. Бóльшую часть года центр этого южноамериканского мегаполиса стоит в пробке буквально круглосуточно. Задержка автобуса на четыре часа в Сан-Паулу — это норма. Недаром местная служба такси запустила там свой вертолет, который доставляет людей из центра в аэропорт.
В общем, жителя Сан-Паулу очередью на Варшавском мосту не напугаешь. Десятого июня 2009 года в городе был установлен рекорд по протяженности заторов: 293 километра городских улиц попросту встали на несколько часов, а около 840 километров были настолько перегруженными, что пешеходы передвигались быстрее, чем транспортный поток. Любопытно, но конкретной причины такого затора не было, просто одновременно на улицы выехало слишком много машин.
Обычный день в Сан-Паулу:
Помните последствия «Хавьера»? Десятки километров трасс в Минской области были блокированы снегопадом, и многие автомобилисты бросали свои машины на проезжей части, чтобы спастись. Аналогичная стихия превратила обычную вечернюю пробку в Чикаго в многокилометровый сугроб, высота снега в котором порой достигала уровня стекол автомобилей.
Случилось это 1 февраля 2011 года на севере Чикаго. Тысячи автомобилистов, направлявшихся после работы домой, попали в серьезный снегопад, а несколько аварий, которые случились на скоростных трассах, ведущих в пригород, спровоцировали гигантский затор. Некоторые люди провели в машинах по 12 часов. Хотя те, кто был недалеко от населенного пункта, предпочли оставить авто и двигаться к теплу и уюту пешком. Это крупнейший затор в истории штата Иллинойс.
В топ-10 самых крупных дорожных заторов в истории попала и Россия. Порой кажется, что москвичи чуть ли не гордятся своими пробками: так часто и восторженно о них рассказывают. В ноябре 2012 года в российской столице был настоящий транспортный коллапс. «Москва, оказавшись во власти снежной стихии, третьи сутки парализована многокилометровыми пробками. Огромные заторы наблюдаются даже ночью» — такими заголовками пестрели российские издания 30 ноября.
Больше суток уровень заторов в Москве не опускался ниже 6 баллов (в среднем было 8). Тридцатого ноября россияне оставили рекордное количество жалоб на службы, отвечающие за уборку снега. Сугробы были даже на центральных улицах. Из дворов было невозможно выехать, равно как и заехать туда. Убранный снег зачастую сваливали на тротуары и полосы, выделенные для общественного транспорта. В этот день в Москве наблюдался самый большой дорожный затор в истории России. При этом остальная часть РФ тоже не расслаблялась: в Тверской области из-за 50-километровой пробки был введен режим ЧС. Причина все та же: снегопад.
Помните картинки про сужение на трассе Пекин — Гонконг — Макао с 50 полос до 3? Нет, этот затор не попал в наш список, так как недотягивает до десятки крупнейших в истории. Да и по сравнению с пробкой, образовавшейся в августе 2010-го на трассе, ведущей из Пекина в Тибет, тот затор — сущий пустяк.
В августе 2010-го 100-километровый участок дороги «стоял» в пробке… 12 дней (10 дней движение было особенно затрудненным)! А как вы провели отпуск?
На самом деле 12 дней там не провел ни один водитель: была «тягучка» со средней скоростью до 5 км/ч. Но многие автомобилисты простояли на дороге трое суток. Причина возникновения затора — огромное количество желающих уехать на выходные из Пекина, а также большие тягачи, которые везли негабаритный груз, занимающий несколько полос. По иронии судьбы это были стройматериалы для расширения этой же трассы, чтобы уменьшить количество пробок. Считается, что этот 12-дневный автомобильный затор является крупнейшим в истории не только Китая, но и всего мира. Многие рейтинги ставят его на первое место по продолжительности.
Аналитики компании INRIX ведут подсчет дорожных заторов в разных странах. Итогом этой работы является мировой рейтинг заторов. В его основе лежит понятие времени задержки в пути.
Возглавляет рейтинг Стамбул. По данным исследования, житель этого города проводит в пробках 105 часов в год, а это более 4 суток. На второй и третьей позициях — Нью-Йорк и Чикаго с показателем 102 часа. Не отстает Лондон с 101 часом в год. Замыкают топ «антилидеров» Мехико и Париж — 97 часов.
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by