Самая ламповая и масштабная автовыставка Vintage Day

30 512
31 августа 2025 в 13:41
Автор: Вероника Сайко. Фото: Анна Иванова

Самая ламповая и масштабная автовыставка Vintage Day

Автор: Вероника Сайко. Фото: Анна Иванова

Не знаем, кого в Футбольном манеже больше: красивых машин или красивых людей. Но вы еще сможете сосчитать сами: сегодня — второй день Vintage Day, самой ламповой и масштабной ретровыставки автомобилей. Вероятно, не только в Беларуси, но и в СНГ. Показываем и рассказываем, ради каких машин точно стоит туда попасть.

Футбольный манеж смог вместить 350 ретроавтомобилей, хотя заявок, рассказывают организаторы, было почти в два раза больше. Причем 70% участников — белорусы. Но, смотря на машины, удивляешься: как оно вообще оказалось в РБ?

 Здесь давно переставшие существовать бренды, автомобили, напоминающие кареты с деревянными колесами, классика — американская, итальянская, английская, немецкая…

Jaguar E-type
Porsche 911 Targa
Fiat Spider Sport
Audi 100 (на это модели ездил волк из мультика «Ну, погоди!»)
Mercedes W107

 Есть машины, которые существуют в единичных экземплярах. Им место в каких-нибудь дорогущих коллекциях американских снобов, но вот они здесь — колесят по белорусским деревням. Да, именно колесят: в это сложно поверить, но подавляющее большинство «экспонатов» — на ходу.  Какие-то из них принадлежат команде организатора Руслана Цурко, который развивает проект «Вядроўнікі» — он про путешествия по нетуристическим местам страны на ретроавтомобилях.

Прямо перед сценой — Cord 812: мы сами наблюдали, как этот шедевр 1937 года бодро мчался вдоль подсолнухового поля.

 

Редкая машина была мечтой Руслана, собственно, поэтому ей и отведено такое авторитетное место. Напомним: Cord 810 и его более поздняя версия Cord 812 выпускались лишь в 1936 и 1937 годах.

— Мотор на 125 л. с. (у Ford A — 40 л. с.). Самая главная фишка — секвентальная КПП, которая управляется воздухом, электричеством и маслом. То есть это гидропневмоэлектрическая секвентальная коробка передач. Ничего подобного не было ни до, ни после. Коробка находится перед мотором. Она жутко сложная, очень быстрая и опережающая свое время на десятки лет точно. Cord хотел выкатить эту модель на рынок как можно раньше, поэтому она поступила в продажу сырой — мы говорим о 810-й. Потом ее модернизировали до 812-й, убрали все детские болячки, улучшили подвеску, поработали с электрикой и коробкой. Но время модели к тому времени успело уйти, — рассказывал Руслан о машине.

«Штучный» Packard 115C Convertible 1937 года от швейцарского ателье

Выбрать, о каком конкретном экземпляре рассказывать отдельно, — сложнейшая задача. Каждая модель интересна и обычно скрывает любопытное прошлое. Но начнем с люкса. Этот красный кабриолет — Packard 115C Convertible Coupe 1937 года выпуска.

— Шасси сделано в Америке и выслано в Швейцарию. Кузов строился кузовным ателье Carrosserie Graber, — рассказывает организатор выставки Руслан. — Это штучная работа. Второй такой машины нет. Ателье Graber сделала примерно 10 известных Packard, и все они с разными кузовами. Это уникальнейшая из уникальных историй, не серийная вещь.

Руслан делится: машина въехала в Беларусь в 2020 году и попала в коллекцию известного мецената и коллекционера Валерия Шумского. Он умер в том же году. Автомобиль нигде не экспонируется. Ну, кроме Vintage Day, поэтому увидеть его — действительно уникальная возможность.

— Если на заводе Packard все делали штампы, то в швейцарском ателье автомобили создавали вручную. Это абсолютно других денег стоит.

Cadillac Type 61 1922 года. Самый возрастной автомобиль выставки?

Cadillac Type 61 если не самый возрастной оригинальный автомобиль выставки, то точно один из них. Ему больше ста лет! А принадлежит он 22-летнему программисту. Правда, его мы не застали, поэтому рассказ тоже продолжает Руслан:

— Все в оригинальном состоянии, машина на ходу, никогда не реставрировалась. Это фаэтон, самый дорогой кузов. Обратите внимание: здесь установлен первый в мире серийный пневматический дворник. А еще это первый в мире серийный автомобиль с уже привычным нам расположением педалей: сцепление, тормоз, газ.

Первый в мире электрический стартер на серийном автомобиле — это тоже про эту машину. Первый в мире серийный двигатель V8… Это Cadillac, это прорыв.

Колеса называются Detroit Steel — они устанавливались опционально, так как в те времена диски были только деревянными. Стоили как еще десять Ford A. Машина куплена в Америке у человека, который занимается разборкой Ford Mustang. У него машин 1964, 1965, 1966 годов на заднем дворе сотни!

«В ящик кладете раскаленные угли». Так выглядела печка в машине, которой почти сто лет

Reo (Reo) — это американский бренд, основанный Рэнсомом Эли Олдсом (Ransom E. Olds) в 1904 году. Бренд прекратил выпуск легковых автомобилей в 1936 году, но продолжал выпускать грузовики до 1967 года. Может быть, вы даже не слышали о такой марке, но мимо ее творения — модели Flying Cloud — на выставке пройти невозможно. Это кабриолет 1929 года в необычном для классического автомобиля тех годов цвете (но, скорее всего, не заводском).

— Возможно, вы слышали о бренде Oldsmobile. И вот хозяину этой компании в какой-то момент стало скучно. Он решил как бы отделиться и делать что-то свое. Но под своей фамилией — Olds — он уже не мог выпускать авто, так как уже существовала марка Oldsmobile, — рассказывает владелец машины Александр. — Тогда он решил назвать новый автомобиль аббревиатурой своих инициалов — так получился Reo. А название модели переводится как «Летающее облачко».

— Человек, у которого мы покупали этот автомобиль, передал целый альбом с его снимками. Он машину реставрировал: на некоторых фото Reo бежевый. Но кое-где проглядывает голубой цвет.

Прямо по соседству с Reo стоит Hubmobile Century — тоже 1929 года и тоже принадлежащий Александру. Сходство сложно не заметить — это воплощение классики той эпохи.

— Человек, который начал производить автомобили Hubmobile, тоже вышел с Oldsmobile, он был инженером. История похожая: стало скучно, решил создать свою отдельную компанию. Reo Flying Cloud и Hubmobile Century очень похожи, но при этом разные.

Reo управляется намного лучше. Лучше тормоза, более эластичный двигатель. Эта машина более мягко ездит.

— А что насчет опций комфорта в машине таких годов? Сейчас мы ругаем авто, если подогрева руля нет…

— А я вам сейчас покажу печку того времени, — Александр достает металлическое… изделие, из которого выдвигается маленький ящичек. — Сюда кладутся раскаленные угли. Печка закрывается, ставите ее в салон — и едете по своим делам.

— Century мы приобретали в американском музее. Ехал в Беларусь больше года. Конечно, заводится, едет.

Скажем честно: сначала мы увидели бесподобные «тяги» Артема, а только потом — самого Артема и его BMW 321 1939 года выпуска.

— Автомобиль трофейный, завезен в СССР после войны — других вариантов нет. Знаю, что машина порядка 40 лет просто простояла и очень долго ходила по рукам.

Как ко мне попал этот BMW? Случайно. Я листал объявления на барахолке, искал что-то самое старое, что можно купить. Я не причисляю себя к фанатам марки BMW, но у меня личная повседневная машина от BMW и мотоцикл — тоже BMW… И обувь по теме.

Эта машина была с документами, я смог ее переоформить, у нее есть современные номера. Я купил BMW 321 два месяца назад, еще ничего с ним не делал. Автомобиль заводится, но двигатель уже неродной. Там внедрена 21-я «Волга». Заводской только кузов, частично — деревянные элементы и передняя подвеска.

Полной реставрации не планирую, но машина будет выглядеть прилично. Хочется все до металла убрать, прилично покрасить, где надо — подварить, поставить мотор посовременнее.

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner запрещена без разрешения редакции. ga@onliner.by