Не знаем, кого в Футбольном манеже больше: красивых машин или красивых людей. Но вы еще сможете сосчитать сами: сегодня — второй день Vintage Day, самой ламповой и масштабной ретровыставки автомобилей. Вероятно, не только в Беларуси, но и в СНГ. Показываем и рассказываем, ради каких машин точно стоит туда попасть.
Футбольный манеж смог вместить 350 ретроавтомобилей, хотя заявок, рассказывают организаторы, было почти в два раза больше. Причем 70% участников — белорусы. Но, смотря на машины, удивляешься: как оно вообще оказалось в РБ?
Здесь давно переставшие существовать бренды, автомобили, напоминающие кареты с деревянными колесами, классика — американская, итальянская, английская, немецкая…
Есть машины, которые существуют в единичных экземплярах. Им место в каких-нибудь дорогущих коллекциях американских снобов, но вот они здесь — колесят по белорусским деревням. Да, именно колесят: в это сложно поверить, но подавляющее большинство «экспонатов» — на ходу. Какие-то из них принадлежат команде организатора Руслана Цурко, который развивает проект «Вядроўнікі» — он про путешествия по нетуристическим местам страны на ретроавтомобилях.
Прямо перед сценой — Cord 812: мы сами наблюдали, как этот шедевр 1937 года бодро мчался вдоль подсолнухового поля.
Редкая машина была мечтой Руслана, собственно, поэтому ей и отведено такое авторитетное место. Напомним: Cord 810 и его более поздняя версия Cord 812 выпускались лишь в 1936 и 1937 годах.
— Мотор на 125 л. с. (у Ford A — 40 л. с.). Самая главная фишка — секвентальная КПП, которая управляется воздухом, электричеством и маслом. То есть это гидропневмоэлектрическая секвентальная коробка передач. Ничего подобного не было ни до, ни после. Коробка находится перед мотором. Она жутко сложная, очень быстрая и опережающая свое время на десятки лет точно. Cord хотел выкатить эту модель на рынок как можно раньше, поэтому она поступила в продажу сырой — мы говорим о 810-й. Потом ее модернизировали до 812-й, убрали все детские болячки, улучшили подвеску, поработали с электрикой и коробкой. Но время модели к тому времени успело уйти, — рассказывал Руслан о машине.
Выбрать, о каком конкретном экземпляре рассказывать отдельно, — сложнейшая задача. Каждая модель интересна и обычно скрывает любопытное прошлое. Но начнем с люкса. Этот красный кабриолет — Packard 115C Convertible Coupe 1937 года выпуска.
— Шасси сделано в Америке и выслано в Швейцарию. Кузов строился кузовным ателье Carrosserie Graber, — рассказывает организатор выставки Руслан. — Это штучная работа. Второй такой машины нет. Ателье Graber сделала примерно 10 известных Packard, и все они с разными кузовами. Это уникальнейшая из уникальных историй, не серийная вещь.
Руслан делится: машина въехала в Беларусь в 2020 году и попала в коллекцию известного мецената и коллекционера Валерия Шумского. Он умер в том же году. Автомобиль нигде не экспонируется. Ну, кроме Vintage Day, поэтому увидеть его — действительно уникальная возможность.
— Если на заводе Packard все делали штампы, то в швейцарском ателье автомобили создавали вручную. Это абсолютно других денег стоит.
Cadillac Type 61 если не самый возрастной оригинальный автомобиль выставки, то точно один из них. Ему больше ста лет! А принадлежит он 22-летнему программисту. Правда, его мы не застали, поэтому рассказ тоже продолжает Руслан:
— Все в оригинальном состоянии, машина на ходу, никогда не реставрировалась. Это фаэтон, самый дорогой кузов. Обратите внимание: здесь установлен первый в мире серийный пневматический дворник. А еще это первый в мире серийный автомобиль с уже привычным нам расположением педалей: сцепление, тормоз, газ.
Первый в мире электрический стартер на серийном автомобиле — это тоже про эту машину. Первый в мире серийный двигатель V8… Это Cadillac, это прорыв.
Колеса называются Detroit Steel — они устанавливались опционально, так как в те времена диски были только деревянными. Стоили как еще десять Ford A. Машина куплена в Америке у человека, который занимается разборкой Ford Mustang. У него машин 1964, 1965, 1966 годов на заднем дворе сотни!
Reo (Reo) — это американский бренд, основанный Рэнсомом Эли Олдсом (Ransom E. Olds) в 1904 году. Бренд прекратил выпуск легковых автомобилей в 1936 году, но продолжал выпускать грузовики до 1967 года. Может быть, вы даже не слышали о такой марке, но мимо ее творения — модели Flying Cloud — на выставке пройти невозможно. Это кабриолет 1929 года в необычном для классического автомобиля тех годов цвете (но, скорее всего, не заводском).
— Возможно, вы слышали о бренде Oldsmobile. И вот хозяину этой компании в какой-то момент стало скучно. Он решил как бы отделиться и делать что-то свое. Но под своей фамилией — Olds — он уже не мог выпускать авто, так как уже существовала марка Oldsmobile, — рассказывает владелец машины Александр. — Тогда он решил назвать новый автомобиль аббревиатурой своих инициалов — так получился Reo. А название модели переводится как «Летающее облачко».
— Человек, у которого мы покупали этот автомобиль, передал целый альбом с его снимками. Он машину реставрировал: на некоторых фото Reo бежевый. Но кое-где проглядывает голубой цвет.
Прямо по соседству с Reo стоит Hubmobile Century — тоже 1929 года и тоже принадлежащий Александру. Сходство сложно не заметить — это воплощение классики той эпохи.
— Человек, который начал производить автомобили Hubmobile, тоже вышел с Oldsmobile, он был инженером. История похожая: стало скучно, решил создать свою отдельную компанию. Reo Flying Cloud и Hubmobile Century очень похожи, но при этом разные.
Reo управляется намного лучше. Лучше тормоза, более эластичный двигатель. Эта машина более мягко ездит.
— А что насчет опций комфорта в машине таких годов? Сейчас мы ругаем авто, если подогрева руля нет…
— А я вам сейчас покажу печку того времени, — Александр достает металлическое… изделие, из которого выдвигается маленький ящичек. — Сюда кладутся раскаленные угли. Печка закрывается, ставите ее в салон — и едете по своим делам.
— Century мы приобретали в американском музее. Ехал в Беларусь больше года. Конечно, заводится, едет.
Скажем честно: сначала мы увидели бесподобные «тяги» Артема, а только потом — самого Артема и его BMW 321 1939 года выпуска.
— Автомобиль трофейный, завезен в СССР после войны — других вариантов нет. Знаю, что машина порядка 40 лет просто простояла и очень долго ходила по рукам.
Как ко мне попал этот BMW? Случайно. Я листал объявления на барахолке, искал что-то самое старое, что можно купить. Я не причисляю себя к фанатам марки BMW, но у меня личная повседневная машина от BMW и мотоцикл — тоже BMW… И обувь по теме.
Эта машина была с документами, я смог ее переоформить, у нее есть современные номера. Я купил BMW 321 два месяца назад, еще ничего с ним не делал. Автомобиль заводится, но двигатель уже неродной. Там внедрена 21-я «Волга». Заводской только кузов, частично — деревянные элементы и передняя подвеска.
Полной реставрации не планирую, но машина будет выглядеть прилично. Хочется все до металла убрать, прилично покрасить, где надо — подварить, поставить мотор посовременнее.
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner запрещена без разрешения редакции. ga@onliner.by