Классика жанра: с наступлением холодов некоторые автолюбители сталкиваются с тем, что аккумулятор вдруг требует зарядки, обслуживания или даже замены. Фокус в том, что «вдруг» просто так не случается, часто проблеме предшествуют тревожные звоночки, которые многие просто оставляют без внимания. Как их не пропустить и что делать, если проблема все же проявилась во всей красе, — разбираемся при поддержке «Первой аккумуляторной компании».
Симптомы простые, но заметные:
— Если машина неделю-две стояла, а теперь не заводится, возможно, аккумулятор просто разрядился (о причинах — чуть позже). Но если проблема повторяется, надо выяснять, почему так происходит, — объясняет наш эксперт, начальник отдела розничных продаж 1AK.BY Сергей Кирщеня.
Мультиметром можно измерить напряжение без нагрузки. Важно соблюдать условия: двигатель выключен, батарея «отдохнула» хотя бы два часа.
О чем скажут цифры:
Эти значения справедливы для измерений при температуре от +15 до +25 градусов. Если она меньше, то напряжение может быть более низким, но это не всегда означает неисправность батареи.
— Бывает, что без нагрузки аккумулятор показывает хорошие цифры, но при запуске двигателя не выдает необходимый ток. Для того чтобы проверить, как батарея ведет себя в таких условиях, используется нагрузочная вилка или специальный тестер АКБ, — замечает эксперт.
Под нагрузкой, а это порядка 100—150 А, напряжение не должно падать ниже 9—10 В (этот параметр зависит от емкости, в АКБ от 55 Ah должно быть не ниже 10,5—11 В) в течение 5—7 секунд.
В противном случае это свидетельствует о том, что аккумулятор сильно разряжен или же вышел из строя.
Если АКБ обслуживаемая (то есть у нее есть специальные пробки на корпусе), можно проверить уровень электролита, а при помощи ареометра измерить его плотность. При полном заряде и при температуре +25 градусов она должна быть в пределах 1,27—1,29 г/см³.
Самый простой вариант — использовать автоматическое зарядное устройство, которое само регулирует параметры. В противном случае вам самому придется задавать ток заряда — 10% от номинальной емкости АКБ (например, для 60 Ah надо выставить 6 А), при «восстанавливающем» режиме — 3% от номинальной емкости. Напряжение при этом не должно превышать 14,4—14,8 В, а в случае с AGM-аккумулятором быть больше 14,7 В, иначе есть риск повреждения батареи.
Важные рекомендации:
— Проведите простой тест. Зарядите батарею до 100%, потом поставьте ее «отдыхать» на сутки. Если напряжение упало более чем на 0,2 В, это признак износа, — советует специалист.
— Если после зарядки все работает нормально (двигатель легко запускается, напряжение держится несколько дней), то проблема была в разряде. Возможно, вы просто забыли выключить фары или ездили только на короткие расстояния, — объясняет Сергей Кирщеня. — Но если и после зарядки напряжение быстро падает (за сутки до 12 В и ниже), проседает при нагрузке ниже 10 В, стартер медленно крутит, а сам аккумулятор старше 4—5 лет — значит, АКБ утратила свой ресурс, и ее пора менять. Если же при зарядке кипит электролит или имеется сильный запах газа — это признак внутреннего короткого замыкания, и в таком случае также требуется замена АКБ.
— Если аккумулятор обслуживаемый (с пробками на корпусе), можно проверить уровень электролита — он должен быть выше пластин на 10—15 мм. Если это необходимо, пополняем уровень, доливая только дистиллированную воду, — говорит эксперт. — К сожалению, современные необслуживаемые аккумуляторы (WET, AGM), как правило, ремонту не подлежат: их корпус запаян, внутренние элементы недоступны. Здесь остается только зарядка.
Иногда «уставшей» батарее помогает «тренировка» циклами «разряд — заряд» с помощью специального зарядного устройства для борьбы с сульфатацией. Но тут многое зависит от состояния аккумулятора. Если он старый, обычно такие меры имеют лишь временный эффект, через пару месяцев все равно потребуется замена.
Чаще всего причина вот в чем:
— Часто проблема не в АКБ, а в системе зарядки автомобиля. Например, если генератор выдает 12,9 В вместо 14 В, батарея не заряжается. Не разобравшись в причинах разряда, вы будете выбрасывать деньги на ветер, покупая новые аккумуляторы. Всегда проверяйте генератор, если батарея «умерла» за короткое время, — советует Сергей Кирщеня.
Советы ожидаемо вытекают из тех причин разряда и преждевременного выхода из строя АКБ, о которых мы говорили выше.
Любые товары для авто вы найдете в магазинах 1AK.BY: аккумуляторы для разной техники, зарядные устройства, масла, автохимия и другое.
1AK.BY предлагает:
- выгодные цены на АКБ собственного производства и широкую линейку импортных брендов;
- гарантия до 4 лет;
- бесплатная* и быстрая доставка по всей Беларуси;
- рассрочка;
- сеть из 50+ магазинов во всех регионах и удобный интернет-магазин;
- прием старых АКБ;
- 30 лет опыта в производстве и продаже АКБ.
* при покупке от 100 BYN.
Зима близко: приобретайте АКБ Zubr, Volat, MASTER BATTERIES напрямую с завода без переплат!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by