Спецпроект

Как избежать лишних трат? Признаки того, что аккумулятор пора заменить до первых морозов

39 943
22 сентября 2025 в 8:00
Автор: Иван Кришкевич. Фото: Максим Малиновский
Спецпроект

Как избежать лишних трат? Признаки того, что аккумулятор пора заменить до первых морозов

Автор: Иван Кришкевич. Фото: Максим Малиновский

Классика жанра: с наступлением холодов некоторые автолюбители сталкиваются с тем, что аккумулятор вдруг требует зарядки, обслуживания или даже замены. Фокус в том, что «вдруг» просто так не случается, часто проблеме предшествуют тревожные звоночки, которые многие просто оставляют без внимания. Как их не пропустить и что делать, если проблема все же проявилась во всей красе, — разбираемся при поддержке «Первой аккумуляторной компании».

Как понять, что с аккумулятором что-то не так?

Симптомы простые, но заметные:

  • при попытке запустить двигатель стартер работает вяло, а при сильно разряженной батарее он может лишь издавать щелчки или вообще не срабатывать;
  • фары, габариты, плафоны освещения салона горят тускло, особенно при включении зажигания (а не только при запуске);
  • на приборной панели загораются контрольные лампы или выводится сообщение о разряженном аккумуляторе;
  • начинают отказывать мощные электропотребители — усилитель руля, ABS и так далее;
  • у некоторых аккумуляторов есть контрольные «глазки» (зеленый цвет говорит о хорошем заряде, красный — о недостаточном), но надо понимать, что это довольно условный индикатор;
  • на корпусе батареи видны вздутия или трещины (это говорит о серьезных проблемах с АКБ);
  • пахнет сероводородом (запах тухлых яиц), что означает перезаряд или утечку электролита.

— Если машина неделю-две стояла, а теперь не заводится, возможно, аккумулятор просто разрядился (о причинах — чуть позже). Но если проблема повторяется, надо выяснять, почему так происходит, — объясняет наш эксперт, начальник отдела розничных продаж 1AK.BY Сергей Кирщеня.

Как проверить аккумулятор при помощи инструментов?

Мультиметром можно измерить напряжение без нагрузки. Важно соблюдать условия: двигатель выключен, батарея «отдохнула» хотя бы два часа.

О чем скажут цифры:

  • 12,6—12,8 В — все идеально (100% заряд);
  • 12,0—12,4 В — пора заряжать (50% заряд);
  • 11,8 В и ниже — глубокий разряд, есть риск повреждения батареи.

Эти значения справедливы для измерений при температуре от +15 до +25 градусов. Если она меньше, то напряжение может быть более низким, но это не всегда означает неисправность батареи.

— Бывает, что без нагрузки аккумулятор показывает хорошие цифры, но при запуске двигателя не выдает необходимый ток. Для того чтобы проверить, как батарея ведет себя в таких условиях, используется нагрузочная вилка или специальный тестер АКБ, — замечает эксперт.

Под нагрузкой, а это порядка 100—150 А, напряжение не должно падать ниже 9—10 В (этот параметр зависит от емкости, в АКБ от 55 Ah должно быть не ниже 10,5—11 В) в течение 5—7 секунд.

В противном случае это свидетельствует о том, что аккумулятор сильно разряжен или же вышел из строя.

Если АКБ обслуживаемая (то есть у нее есть специальные пробки на корпусе), можно проверить уровень электролита, а при помощи ареометра измерить его плотность. При полном заряде и при температуре +25 градусов она должна быть в пределах 1,27—1,29 г/см³.

Как правильно заряжать аккумулятор?

Самый простой вариант — использовать автоматическое зарядное устройство, которое само регулирует параметры. В противном случае вам самому придется задавать ток заряда — 10% от номинальной емкости АКБ (например, для 60 Ah надо выставить 6 А), при «восстанавливающем» режиме — 3% от номинальной емкости. Напряжение при этом не должно превышать 14,4—14,8 В, а в случае с AGM-аккумулятором быть больше 14,7 В, иначе есть риск повреждения батареи.

Важные рекомендации:

  • перед зарядкой убедитесь, что корпус АКБ целый, а токовыводы чистые и сухие;
  • не оставляйте зарядное устройства без присмотра;
  • не заряжайте батарею в закрытом непроветриваемом помещении — при зарядке выделяется взрывоопасный газ;
  • контролируйте процесс нагревания корпуса АКБ — он должен быть равномерным;
  • заряжайте батарею до конца, то есть до 100% (не менее 6—8 часов, зависит от степени разряда батареи);
  • по окончании зарядки сделайте паузу в 1—2 часа, чтобы аккумулятор остыл, после чего проверьте напряжение.

— Проведите простой тест. Зарядите батарею до 100%, потом поставьте ее «отдыхать» на сутки. Если напряжение упало более чем на 0,2 В, это признак износа, — советует специалист.

Просто разряжен или нужна замена?

— Если после зарядки все работает нормально (двигатель легко запускается, напряжение держится несколько дней), то проблема была в разряде. Возможно, вы просто забыли выключить фары или ездили только на короткие расстояния, — объясняет Сергей Кирщеня. — Но если и после зарядки напряжение быстро падает (за сутки до 12 В и ниже), проседает при нагрузке ниже 10 В, стартер медленно крутит, а сам аккумулятор старше 4—5 лет — значит, АКБ утратила свой ресурс, и ее пора менять. Если же при зарядке кипит электролит или имеется сильный запах газа — это признак внутреннего короткого замыкания, и в таком случае также требуется замена АКБ.

Можно ли реанимировать аккумулятор?

— Если аккумулятор обслуживаемый (с пробками на корпусе), можно проверить уровень электролита — он должен быть выше пластин на 10—15 мм. Если это необходимо, пополняем уровень, доливая только дистиллированную воду, — говорит эксперт. — К сожалению, современные необслуживаемые аккумуляторы (WET, AGM), как правило, ремонту не подлежат: их корпус запаян, внутренние элементы недоступны. Здесь остается только зарядка.

Иногда «уставшей» батарее помогает «тренировка» циклами «разряд — заряд» с помощью специального зарядного устройства для борьбы с сульфатацией. Но тут многое зависит от состояния аккумулятора. Если он старый, обычно такие меры имеют лишь временный эффект, через пару месяцев все равно потребуется замена.

Что приводит к разряду или ускоренному выходу аккумулятора из строя?

Чаще всего причина вот в чем:

  • преимущественно короткие поездки (менее 20—30 минут), когда аккумулятор не успевает полностью восстановить заряд после запуска двигателя. В холодную погоду проблема только усугубляется: энергии для стартера требуется больше, а эффективность зарядки снижается. В результате батарея работает в условиях постоянного недозаряда;
  • неисправный генератор (напряжение на клеммах при работающем двигателе должно быть в пределах 13,8—14,8 В);
  • утечки тока из-за невыключенных потребителей или неисправного электрооборудования автомобиля;
  • глубокие разряды ниже 11,8 В приводят к сульфатации пластин, уменьшению плотности электролита и емкости аккумулятора;
  • высокие температуры: в жару электролит испаряется быстрее, особенно в обслуживаемых батареях;
  • окисление на контактах мешает зарядке. Загрязнения на корпусе могут создавать токопроводящий слой, что вызывает ускоренный саморазряд.

— Часто проблема не в АКБ, а в системе зарядки автомобиля. Например, если генератор выдает 12,9 В вместо 14 В, батарея не заряжается. Не разобравшись в причинах разряда, вы будете выбрасывать деньги на ветер, покупая новые аккумуляторы. Всегда проверяйте генератор, если батарея «умерла» за короткое время, — советует Сергей Кирщеня.

Как продлить срок службы аккумулятора?

Советы ожидаемо вытекают из тех причин разряда и преждевременного выхода из строя АКБ, о которых мы говорили выше.

  • Ездите дольше. Частые короткие поездки «убивают» аккумулятор. Даже 30 минут по городу помогут генератору подзарядить батарею, но лучше, если длительность поездки будет составлять час-полтора. Два раза в год полностью заряжайте аккумулятор при помощи ЗУ (особенно перед зимой).
  • Проверяйте генератор раз в год: напряжение на клеммах при работе двигателя должно быть в пределах 13,8—14,8 В.
  • Не оставляйте фары, освещение салона, магнитолу или регистратор включенными: даже за несколько часов они могут разрядить батарею.
  • Избегайте глубоких разрядов. Если машина не используется более пяти дней, отсоединяйте минусовую клемму. Если же перерыв превышает две недели, лучше снять батарею и хранить в сухом прохладном месте с хорошей вентиляцией.
  • Держите токовыводы и клеммы чистыми. От окислов можно избавиться при помощи специального средства или содового раствора (соотношение соды к воде 1:10). Для механической очистки можно использовать подручные средства, но есть и особые приспособления. После этого стоит нанести смазку для защиты контактов (одного блистера хватит на несколько раз) или же литиевую смазку.
  • Используйте специальный термочехол (шубу) для аккумулятора: в мороз он защищает АКБ от потери емкости, летом — от перегрева в горячем моторном отсеке.

Любые товары для авто вы найдете в магазинах 1AK.BY: аккумуляторы для разной техники, зарядные устройства, масла, автохимия и другое.

1AK.BY предлагает:

- выгодные цены на АКБ собственного производства и широкую линейку импортных брендов;

- гарантия до 4 лет;

- бесплатная* и быстрая доставка по всей Беларуси;

- рассрочка;

- сеть из 50+ магазинов во всех регионах и удобный интернет-магазин;

- прием старых АКБ;

- 30 лет опыта в производстве и продаже АКБ.

* при покупке от 100 BYN.

Зима близко: приобретайте АКБ Zubr, Volat, MASTER BATTERIES напрямую с завода без переплат!

Спецпроект подготовлен при поддержке ООО «Белинвестторг», УНП 200180562.

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by