Если вы ездили этим летом по трассе М2, что ведет из Минска в направлении Кургана Славы, то наверняка видели перед съездом на Городище небольшой импровизированный мемориал у металлического отбойника на правой обочине. Искусственные цветы и детские игрушки: гусь и мишка. Иногда их сносило в сторону, но мемориал аккуратно поправляли: белые плюшевые гусь и мишка возвращались на свое место и грустно глядели на пролетающие по трассе автомобили. Ранним утром 28 июня на этом месте автодороги М2 (Минск — Национальный аэропорт Минск) случилась авария, унесшая жизни четырех человек, в том числе двух девочек 7 и 13 лет.
28 июня, раннее утро. На вызов приезжает такси, в автомобиль Skoda садятся четыре человека. Это семья из России: 75-летняя бабушка, ее 43-летняя дочь и две внучки: одной 7 лет, другой — 13. Они едут в аэропорт. Примерно в 05:05 автомобиль проезжает деревню Королев Стан. До Национального аэропорта по пустой трассе отсюда не больше 20 минут езды. Дети наверняка сидели сзади, младшая, предположительно, находилась на бустере. Что они делали в такое раннее время? Может быть, дремали или глядели в окно, предвкушая полет?
В полуминуте за Skoda ехал белый Mercedes. Быстро ехал, следователи впоследствии назовут скорость — 182 км/ч. Разрешенная на М2 — 90 км/ч.
Человеку, который сидел за рулем Mercedes в то утро, было 26 лет. Он был пьян — 2,7 промилле при освидетельствовании.
С ним в машине был пассажир. От него следователи и узнали, как водитель провел ночь.
«Друг водителя Mercedes на допросе рассказал, что они выпивали всю ночь и катались по ночному Минску. Уже под утро молодые люди решили поехать в гости к знакомой в Москву. Перед началом поездки водитель Mercedes снял регистрационные номера со своего автомобиля и по трассе ехал очень быстро», — рассказали в СК.
За пару часов до смертельной аварии пьяный водитель Mercedes совершил ДТП в столице, повредив чужой автомобиль, после чего скрылся с места.
Следственный комитет опубликовал видео с фрагментами — вероятно, молодые люди снимали их сами. Вот они в лифте с бутылкой спиртного и двумя бокалами — смеются. Разливают спиртное по бокалам — уже в машине. Едут куда-то, за рулем человек в серой футболке. Это он затем будет стоять у милицейской машины на трассе М2 и давать первые показания? На человеке белая байка — утро, прохладно. На байке кровь.
Но это после, а тогда он ехал к знакомой в Москву. Сняв номера и в два раза превышая допустимую скорость. Зачем он ехал? В материалах уголовного дела есть аудиосообщения — это чья-то беседа. Из нее становится известно: молодой человек едет в Москву, чтобы дать кому-то буську.
Вероятно, столько должны были показывать часы. От Королев Стана, где оба автомобиля попали в поле зрения камеры наблюдения, до места аварии меньше двух километров. Mercedes ехал гораздо быстрее Skoda и стремительно ее нагонял.
Что происходило в машине в этот момент? Судя по тому же видео, опубликованному СК, версии водителя и пассажира в день ДТП различались.
«Ехал со скоростью 110—120 км/ч, моргал, он не уступал, и потом резко он ударил в тормоз», — зачитывают показания на месте происшествия. В кадре в этот момент, как предполагается, водитель Mercedes.
А затем говорит его пассажир: «Мы ехали, он отвлекался постоянно на меня, он мне что-то говорил-говорил, я уже не помню. Я в последний момент голову поворачиваю, говорю <...>, а там уже такси, метров 10 где-то, ну 50 максимум, наверное».
Удар был такой силы, что просто смял всю заднюю часть Skoda. Такси отбросило в ограждение, Mercedes с разбитой передней частью остановился на разделительной полосе.
В Skoda погибли все четверо пассажиров: две женщины и две девочки. Водитель такси, по информации СК, получил менее тяжкие телесные повреждения.
О каких-либо травмах водителя и пассажира Mercedes не упоминается.
Уголовное дело об этом ДТП рассматривал суд Минского района. Водителю Mercedes предъявлено обвинение по ч. 5 ст. 317 Уголовного кодекса за нарушение правил дорожного движения лицом, управляющим транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения, повлекшее по неосторожности смерть четырех лиц. Санкция этой статьи предусматривает наказание вплоть до 10 лет лишения свободы.
Onlíner вел репортаж из зала суда.
Заседание суда началось в 11:00.
Обвиняемый находится под стражей с 1 июля, в суде с ним — конвой. Обвиняемого зовут Михаил, он мозырчанин 1999 года рождения, разведен, детей не имеет. Ранее к уголовной ответственности не привлекался. Жил в Минске, работал водителем. По ходатайству защитника к материалам дела приобщены грамота, полученная ранее Михаилом, его характеристика с места работы, а также некая газетная публикация о нем. Также приобщены сведения о переводе денежных средств в размере более 16 тыс. рублей в областную клиническую больницу в качестве возмещения расходов за содержание там потерпевшего в ДТП, а также 1134 рубля — в качестве уплаты штрафов за нарушения ПДД.
Михаил в капюшоне, в маске — лица не видно. Суд попросил капюшон снять, а маску на лице обвиняемый объяснил болезнью.
В суд явились не все потерпевшие и свидетели, вызванные на сегодня.
Началось судебное следствие. Государственный обвинитель сообщила суду: Михаил за рулем Mercedes двигался в левой полосе трассы М2 вблизи населенного пункта Королев Стан со скоростью около 182 км/ч. Общался с пассажиром, за дорогой не следил, утратил контроль за дорожной ситуацией и транспортным средством. Он выехал в правую полосу движения и там совершил столкновение с двигавшимся впереди автомобилем Skoda Rapid.
Все четверо погибших — граждане Российской Федерации.
Обстоятельств, смягчающих ответственность обвиняемого, по словам государственного обвинителя, нет. Отягчающие есть: он находился в состоянии алкогольного опьянения, а также сознательно нарушал Правила дорожного движения.
Михаил в суде заявил, что полностью признает свою вину в совершенном преступлении.
Суд перешел к допросу обвиняемого.
Михаил рассказал, что водительские права получил в 2018 году, у него категории A и В, фактический опыт вождения — 6 лет. За это время он неоднократно привлекался к ответственности за нарушения ПДД, в том числе за превышение скорости.
Также в 2018-м, то есть в том же году, когда Михаил получил права, он их лишился на 3 года — за управление транспортным средством в нетрезвом состоянии.
Обвиняемый утверждает, что автомобиль Mercedes в день ДТП был исправен, но техосмотр у него был не пройден. «Нужно было доделать внешние работы», — объяснил молодой человек.
Днем накануне ДТП Михаил работал — он был водителем. После 18 часов вернулся домой. «Выпил пива — литр или полтора, точно не помню», — рассказывает он.
Затем парень списался с другом. В районе 23—24 часов молодые люди встретились, продолжили употреблять спиртное. Михаил не смог вспомнить досконально, в каком количестве выпивали. При этом, отвечая на вопрос обвинителя, он отметил, что «не особо чувствовал алкогольное опьянение».
— Продолжали ли вы распивать спиртное в машине? — спросила обвинитель.
— Не особо помню. Помню только, что машина не открывалась сначала, — ответил обвиняемый.
Важно то, что в машину парни пошли слушать музыку. Совершали ли они поездки на автомобиле, Михаил не вспомнил. «Мне рассказал следователь, что мы поехали», — утверждает обвиняемый.
Момент аварии он вспомнил следующим образом: «Помню, открывается капот, взрывается подушка безопасности. Машина начала съезжать влево, останавливаться. Потом я помню, что остановился, сразу направился к другой машине».
На месте ДТП Михаил увидел автомобиль такси. Он видел внутри людей.
— Может быть, кто-то подавал признаки жизни, просил о помощи? — спросила обвинитель.
— Нет, ничего такого не было. Я открыл в этой машине капот, отсоединил клеммы аккумулятора. После этого позвонил в 112, — ответил обвиняемый.
Михаил признал, что задний регистрационный знак Mercedes находился в багажнике. Но не смог вспомнить, сам ли он его снял.
С места ДТП водителя Mercedes доставили на медицинское освидетельствование.
— Вы помните, что управляли транспортным средством?
— Смутно.
Впрочем, обвиняемый смог вспомнить, что после ДТП выходил именно с водительского места Mercedes.
Как происходила поездка, молодой человек также не вспомнил: ни то, чем занимался его пассажир на переднем сиденьи, ни то, разговаривали ли они.
— Вы признаете вину в инкриминируемом вам преступлении, при этом не помните почти ничего из произошедшего.
— Я помню, что я виноват, что я был за рулем, так как я вышел с водительского сиденья, — ответил обвиняемый.
— Вы знаете, что в этом ДТП погибли четыре человека?
— Да.
— Как вы к этому относитесь?
— Я очень сожалею.
Михаил рассказал, что после случившегося связывался с родственниками погибших, чтобы оказать финансовую помощь. По его словам, у адвоката должны быть подтверждения оказания этой помощи.
Вопросы обвиняемому захотел задать один из потерпевших.
Исходя из ответов, выходит следующее: Михаил не помнит, ни как поехал, ни как выехал на трассу М2, ни как ехал по ней. Скорость и расположение автомобиля на дороге тоже не помнит. Вспомнил он только момент столкновения и то, что происходило затем.
Mercedes, со слов обвиняемого, оснащен дизельным двигателем объемом 3,2 литра и мощностью порядка 160 л. с. — быстрая машина. Автоматическая коробка переключения передач.
Стали оглашать протоколы допроса обвиняемого в связи с выявленными многочисленными противоречиями.
В частности, он указывал, что дважды лишался права управления транспортными средствами за свой недолгий стаж: в 2018 и 2019 годах. После этого Михаил работал водителем, ездил на микроавтобусах. Mercedes, на котором было совершено ДТП, принадлежал Михаилу.
Пассажир, с которым он ехал в машине тем утром, — его коллега по работе, с которым сложились дружеские отношения.
В материалах уголовного дела сохранились показания водителя, которые подтверждают, что он помнил, как отправился в ту поездку. И скорость называл — около 140 км/ч, потом, впрочем, сообщил, что ориентировался «по ощущением». Исходя из тех же показаний Михаила, это Skoda выехала в полосу Mercedes. «Я сразу же нажал на педаль тормоза и выкрутил руль влево, чтобы избежать столкновения, но расстояние было слишком маленьким», — утверждал обвиняемый.
Затем он рассказывал, что не успел посмотреть, кто находился в Skoda. Но подтвердил, что успел снять клеммы с аккумулятора этой машины.
— В ходе допроса вы раскрывали обстоятельства ДТП. Откуда вы взяли эту информацию и почему сегодня вы даете совершенно другие показания? — задала вопрос государственный обвинитель.
Ответ последовал неопределенный. Сначала обвиняемый подтвердил, что двигался со скоростью 140 км/ч. Затем отказался подтвердить показания в части того, что Skoda перестроилась перед Mercedes.
В более ранних допросах обвиняемый сообщал и о том, что общался с пассажиром во время поездки. И после прочтения этих показаний в суде Михаил их подтвердил.
— Почему же вы ранее говорили, что ничего не помните?
— Упустил это из виду, — ответил молодой человек.
Прозвучало, что водитель и пассажир Mercedes не были пристегнуты ремнями безопасности. По озвученной информации, серьезно мужчины не пострадали. У водителя Mercedes были порезы на лбу от осколков стекла, но никаких последствий не последовало.
Снова зачитывают ранние показания обвиняемого. Говорил он и том, что отвлекался от управления, и о том, что осознанно снял регистрационный номер с Mercedes, «чтобы не притормаживать» перед камерами скорости. Подтверждал также, что перед ДТП стал смещаться в чужую полосу, но внимание на дорогу обратил только после того, как вскрикнул пассажир. До автомобиля такси в тот момент, исходя из этих показаний, оставалось около 50 метров.
Также прозвучало, что водитель знал об изношенной резине на своем автомобиле.
После того как гособвинитель зачитал показания водителя в рамках следствия, водитель частично подтвердил их правдивость. Но снова не смог четко объяснить, с чем связаны противоречия между сказанным тогда и сказанным сегодня в суде.
Водитель даже говорил на допросах, что знал: его машина достаточно мощная, так как ранее неоднократно ездил по дорогам со скоростью, явно превышающей разрешенную.
— Вы проверяли, с какой скоростью может ехать машина? Разгонялись до 180 км/ч?
— Да, — подтвердил суду Михаил.
«Перед столкновением, как мне кажется, я ехал по крайней правой полосе. По крайней мере, большей половиной кузова», — такая фраза обвиняемого есть в материалах дела.
А ведь было еще одно ДТП, совершенное в тот момент, когда парни на Mercedes только отправлялись в поездку и выезжали со стоянки: водитель зацепил припаркованный автомобиль. Однако он не смог вспомнить обстоятельств произошедшего, об этом ДТП ему рассказал уже следователь. «В салоне играла музыка — возможно, я не услышал», — объяснил водитель Mercedes.
Стали опрашивать таксиста, который вез семью из России в аэропорт. Около 04:30 он забрал пассажиров от гостиницы «Юбилейная».
— Были две женщины и две девочки. За мной я усадил младшую девочку в бустер, сам пристегнул. Посередине сидела вторая девочка, ее пристегивала мама, которая сидела справа от нее. Спереди села бабушка. Мы ехали в аэропорт, — рассказал водитель такси.
Регистратора в такси не было — устройство было в ремонте.
В приложении такси после поездки не осталось информации о ней. При этом водитель утверждает, что в момент поездки все работало как обычно. Почему информация о заказе не сохранилась, водитель не смог объяснить.
— Сам момент вы помните? — спросил судья.
— Не особо. Удар — и все, я потерял сознание, — ответил водитель
По его словам, по трассе М2 такси ехало со скоростью 89 км/ч, что может подтвердить установленный в машине трекер.
— Было пасмурно. Дождя не было, но проезжая часть была влажной, — добавил потерпевший.
Пришел в себя этот человек уже в больнице, соответственно, что происходило на месте ДТП, не помнит. До 24 октября водитель проходил лечение и затем оставался на больничном.
Другой потерпевший прибыл из России, из Перми. Это отец семейства: в ДТП погибли его теща, жена и две дочери.
Он рассказал, что его семья поехала в Беларусь отдохнуть.
— Они должны были ехать на юг, но младшая дочь получила перелом — планы изменились. У старшей был день рождения — 13 лет ей исполнилось, — сообщил он.
Мужчина рассказал, как узнал о произошедшем.
— Они (семья. — Прим. Onlíner) должны были приехать домой в обед — не приехали. Стали искать, звонить: звонки проходили, а никто не отвечал. Тогда ввели в интернете: «Минск, ЧП» — и выскочила эта информация, — рассказал мужчина.
1 июля он прибыл в Минск для опознания.
Отец погибших детей отказался отвечать на вопрос о том, как, по его мнению, нужно наказать обвиняемого.
— На усмотрение суда, — сказал он.
Обвиняемый попросил слова.
— Я понимаю, что такое простить невозможно. Но я очень сожалею о случившемся и прошу прощения, — сказал он, обращаясь к потерпевшему.
— Я услышал, — ответил тот.
Знакомы с ситуацией? Пишите нам: pv@onliner.by или t.me/vitpetrovich.
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by