Своя чужая машина. Как найти нового хозяина и заставить переоформить автомобиль?

Автор: Андрей Журов
23 января 2015 в 8:30

На фоне всплеска дел о чужих штрафах за скорость и регрессных исках за ДТП, в редакцию Onliner.by с необычной просьбой обратились сразу несколько читателей. Они попросили: «Дайте алгоритм, как найти нынешнего владельца машины, оформленной на меня». Проблема в том, что некоей последовательности нет и быть не может, поскольку по закону факт продажи не состоялся, хотя автомобилем реально владеет другой человек. Это нетипичная, но, как ни парадоксально, характерная для Беларуси проблема. Мы все же решили помочь нашему читателю Антону, попавшему в сложную ситуацию. На его опыте рассмотрим возможные пути решения: через ГАИ, страховую компанию, суд или...

Предыстория. Друг оказался вдруг...

Эта запутанная история началась уже давно. В результате сложной цепочки Антон, который живет в Лиде, лишился двух автомобилей. Сначала его друг уговорил произвести обмен Audi A6, который оказался невыгодным. А потом приятель попросил попользоваться микроавтобусом Ford Transit. Антон передал ему ключи, документы, машину, даже не подумав взять расписку или залог, — друг как-никак.

— Это было еще одной ошибкой — довериться теперь уже бывшему другу, — вздыхает Антон. — Спустя пару месяцев через знакомых я узнал, что этот автомобиль он продал. Разумеется, сразу предъявил ему претензии: как ты оформил сделку без моего участия? Он ответил, мол, нужны были деньги, а ты не снимал с учета.

По словам пользователя форума, он уже получил два «письма счастья» за чужие штрафы. Но даже не это пугает его. В последнее время было обнародовано сразу несколько показательных историй, когда формального владельца автомобиля привлекают по регрессному иску за ДТП. Одна такая ситуация возникла после аварии на ул. Есенина, где погибли два человека. Напомним, пьяный водитель BMW выехал на остановку, сбив мужчину и женщину. Оказалось, что машиной он управлял по доверенности. Теперь собственнику автомобиля как владельцу источника повышенной опасности будет, вероятнее всего, предъявлен иск, а это более 200 миллионов рублей.

Вариант №1. В милицию!

Первая мысль Антона — обратиться в милицию. «Можно сказать, друг подставил, без моего ведома продав автомобиль, — рассуждает владелец Ford. — Однако в отделении мне объяснили, что документы, ключи и машину я передал добровольно, а значит, ни о каком неправомерном завладении речи быть не может. Если же я напишу заявление об угоне, то это может быть квалифицировано как ложный донос. А раз преступление не совершено, то поисками автомобиля правоохранительные органы заниматься не будут».

Вариант №2. Через ГАИ

Следующий шаг — пойти в регистрирующий орган, то есть в Госавтоинспекцию. Для начала мы обратились в ГАИ Гродненской области (по месту жительства пользователя форума). В пресс-службе напомнили: «Чтобы доказать свою невиновность, владелец транспортного средства должен предоставить доказательства, что не он находился за рулем. То есть выяснять, кто ехал, ГАИ не будет. Нужно предоставить данные водителя, и он, разумеется, сам должен подтвердить, что управлял автомобилем». Инспекторы также рассказали, что пока за Антоном числится два штрафа за превышение скорости.

Однако как предоставить данные, если владелец Ford даже не подозревает, у кого сейчас находится машина? Соответственно, и привести в ГАИ этого человека он не может. А тот продолжает ездить и безнаказанно превышать. Инспекторы предложили написать заявление и указать, мол, в момент нарушения находился в другом месте, имею железные доказательства. Но опять-таки без особого шанса на положительный итог. Ведь «переписать» штраф на кого-то все-таки нужно, его не оставишь подвешенным в воздухе. А реального нарушителя нет, значит, платить будет владелец, как предусмотрено в законодательстве.

Тогда пойдем по другому пути. Нарушения были зафиксированы в Гомельской области. Логично предположить, что новый владелец оттуда. Может, обратиться в ГАИ этого региона, объяснить ситуацию и попросить связать с человеком, который ездит на автомобиле? Не исключено, что на этой машине он нарушал и другие пункты ПДД, а значит, сведения о нем есть в базе. Снова звоним. На этот раз в местную пресс-службу. Там дарят надежду: «С одной стороны, информация о правонарушениях конфиденциальная. Но с другой — ущемляются права формального владельца автомобиля. Пусть он пишет заявление, оно будет рассмотрено».

Вариант №3. С помощью «автогражданки»

Окей, разбираем еще один вариант. Каждый автомобиль должен быть застрахован по «автогражданке». Срок договора на Ford Transit как раз истек в декабре прошлого года. Рано или поздно новый владелец (если захочет ездить) должен будет продлить договор, оставив свои данные. Компаний, которые их заключают, не так много. Что если обратиться туда? Антон так и сделал. В страховой организации пообещали поставить в известность, если к ним обратятся.

Но, увы, это совсем не гарантия. Специалисты, к которым мы обратились за разъяснениями, нас разочаровали: «Да, при заключении договора помимо паспорта нужно предъявить документ на право владения автомобилем. Но по факту страховые агенты могут закрыть на это глаза и скопировать данные со старого договора, то есть, скорее всего, новый владелец просто не оставит своих сведений».

Вариант №4. По «письму счастья»

А что если обратиться в компанию «Безопасные дороги Беларуси», которая фиксирует превышение скорости? Мы позвонили туда, но нас снова расстроили: «Наша компания не выносит постановления об административном правонарушении. Всеми данными владеет ГАИ. Однако даже у инспекторов будет информация лишь о том, на кого зарегистрирован автомобиль. Наша система не может распознавать водителя и устанавливать его личность по изображению».

Вариант №5. Через СМИ

Остался народный способ, он же, возможно, самый действенный. На Onliner.by мы разместили заметку-призыв: кто видел данный автомобиль, слышал, знает? Но пока что никто не обратился, рассказал владелец Ford. Хотя ранее после нескольких аналогичных объявлений нам удавалось найти новых хозяев машин. Обычно все заканчивалось мирным путем. «Мне тоже хотелось бы все разрешить в досудебном порядке. Думаю, мы сможем договориться с новым владельцем», — убежден Антон.

Вариант №6. Идти в суд

Это крайняя мера, и Антон ею уже воспользовался. Адвокаты его заверили, что есть возможность даже вернуть автомобиль или обязать друга выплатить деньги. «Последний не отрицает, что перепродал машину, хотя я ему доверил ее на время», — сообщил читатель. По информации на вчерашний день, заявление у него приняли, в ближайшее время будет назначена дата заседания.

Напомним, в подобных случаях суд может признать сделку купли-продажи законной. Однако придется доказать, что автомобиль был продан добросовестным образом, предъявив расписку или призвав свидетелей.

* * *

Как выясняется, ни один из вариантов не предполагает стопроцентного положительного решения, зато все требуют активных действий. Но этого можно было бы избежать, если бы сделка была оформлена правильно. Порядок отчуждения транспортных средств прописан в указе №504 от 15 октября 2007 года. Самое простое — оформить договор купли-продажи в трех копиях и зарегистрировать его в Госавтоинспекции. Разумеется, Антон так бы и сделал, но тогда еще доверие к другу было высоко и он не ожидал, что с ним так поступят. Мы продолжим следить за этой ситуацией.

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. db@onliner.by