Фоторепортаж с историей: в Минске открылась выставка ретромотоциклов

Автор: Андрей Гомыляев. Фото: Алексей Матюшков
16 782
23 апреля 2015 в 15:37

Больше половины экспонатов ретромотовыставки, открывшейся вчера в столичном ТЦ «Скала», — на ходу. И это несмотря на свой 40—50-летний возраст. Год выпуска самого немолодого из представленных байков точно не известен, история знает лишь то, что он выпускался до 1939 года. Это гродненский «Неман», его выпускали до начала Второй мировой войны, с мотором объемом 100 см3. Организаторы обещают, что во время выставки о практически каждом мотоцикле расскажут сами владельцы. Некоторые интересные факты Onliner.by удалось выяснить накануне лекций.

На самых старых байках — «Немане», он же Niemen (на фото слева) и немецком Wanderer (первый справа) — к сожалению, не сохранилась оптика.

Этот Wanderer-1SP 1938 г. в. — трофейный. Его привез в Беларусь после Великой Отечественной войны солдат (подчеркнем, не офицер) с территории Германии. 2-тактный двигатель объемом 98 см3. Такой мотоцикл не использовался в военных целях, был, так сказать, гражданским.

Один из редких и ценных с точки зрения истории байк — французский Jonghi. Был выпущен в 1948 году. Белорусские коллекционеры его любят за название, которое звучит как «Жонки».

На выставке есть и первые экземпляры Jawa. Если вам нравится дизайн красного мотоцикла с коляской, ваш вкус абсолютно совпадает со вкусом жюри Парижского автосалона 60-х годов. На автошоу эта модель получила немало наград за экстерьер и технические новшества. Слева на фото находится модель красного цвета — для внутреннего рынка СССР, справа — сине-белый экземпляр, собранный для экспорта в страны Скандинавии.

«Иж „Планета Спорт“» (на фото — третий слева) — легенда советского мотостроения. Этот один из самых мощных отечественных байков, который разгонялся до 140 км/ч, выпускался с 1974 до 1984 года. Был в свое время безумно популярен среди молодежи. По слухам, выпуск прекратился по инициативе ГАИ: якобы инспекторы проанализировали аварийность среди мотоциклистов, и оказалось, на владельцев «Иж „Планета Спорт“» приходилась половина всех смертельных случаев.

Мотоцикла «Карпати» в таком отличном состоянии — с родной краской, элементами и запчастями — нет на территории всего СНГ, гордятся организаторы.

Еще один любопытный экземпляр (правда, частично восстановленный) — Harley WLA 42-го года выпуска. В свое время союзники, в частности американцы, передавали их Советам партиями на фронт. Говорят, компания хорошо поднялась в финансовом плане. Известно, что мотозавод в 1942 году выпускал около ста «Харлеев» в день. После окончания войны оставшиеся мотоциклы переоборудовали под гражданские нужды, в этот момент стала расти популярность Harley-Davidson у байкеров. Пострадавшие от войны люди нашли и другое применение для мотоциклов, даже тех, что были сломаны. Дело в том, что кофры Harley поставлял оригинальные — из кожи бизона. Она служила очень долго. Потому сумки снимали, размачивали и делали обувь. Одной сумки хватало на пару бот.

А вот так когда-то выглядело лого BMW. Модель R-2, представленная на выставке, — 1931 г. в. Это один из самых старых экземпляров, в Европе подобных байков не более двух десятков.

Всего на выставке представлено более 40 мотоциклов, мотороллеров и велосипедов с моторами.