Слава богу, Минск пока еще не страдает от «московских» дорожных заторов, и передвигаться на автомобиле по нашей столице не так уж затруднительно. Даже в час пик (подготовка к парадам не в счет) можно без труда добраться из одного конца города в другой. Возможно, именно поэтому эпоха самокатов для взрослых людей к нам приходит позже, чем в Москву. В российской столице, как и в Западной Европе, данный вид двухколесного транспорта активно набирает обороты уже несколько лет подряд. Скоро эти средства передвижения доедут и до Минска. Onliner.by протестировал один из самых популярных городских самокатов в Европе — Oxelo Town 7 XL.
Oxelo — это французская компания, которая специализируется на производстве предметов для городских видов спорта, основанных на скольжении. Кроме уже привычных нам роликовых коньков имеются в виду еще и самокаты. Кстати, именно с роликовыми коньками чаще всего сравнивают этот двухколесный транспорт. В супермаркетах «Декатлон», где продаются товары Oxelo, отделы роликов и самокатов всегда находятся по соседству.
Модель Town 7 XL стоит от 110 до 150 долларов в зависимости от места приобретения. Поставляется в картонной коробке с инструкцией и шлейкой, которая облегчит эксплуатацию самоката в городе. Собирать ничего не нужно — транспортное средство продается уже готовым к работе. Думаю, не стоит объяснять, что такое самокат. Даже те, кто не имел подобной штуковины в детстве, знают, что она собой представляет. Доска, два колеса, руль. Производители не особо заботятся о качестве детских самокатов, т. к. условия их эксплуатации зачастую весьма гуманны — проехать полчаса по парку рядом с пешими родителями. Модели же для взрослых требуют соответствующего подхода. Здесь и продвинутая система амортизаторов, и облегченная конструкция, и механизм складывания, и ножной тормоз… На выбранном нами транспортном средстве могут передвигаться люди ростом до двух метров и весом до 100 килограмм.
У самоката Town 7 XL — относительно большие полиуретановые колеса. Диаметр — 20 сантиметров. Это оптимальный размер для использования в городе. Есть еще модели с надувными колесами диаметром 30 и более сантиметров, но такие самокаты теряют важное преимущество данного средства передвижения перед велосипедом — их сложно (а иногда — невозможно) перевозить в общественном транспорте. Как правило, модели с камерными колесами не складываются, и условия эксплуатации таких самокатов не отличаются от велосипедных. Вытащил из подъезда, поехал, оставил на парковке. Рассматриваемый Town 7 XL легко складывается и вешается на плечо. С ним без проблем пускают не только в автобусы и метро, но даже в магазины, кафе и другие места. В переполненном лифте он будет мешать не больше, чем рюкзак. При желании можно сложить руль. Хотя мне он особо не мешал.
Одним из минусов, которые я обнаружил в первый же день использования, стали грязные колеса. Если повесить самокат на плечо, как советует инструкция, можно выпачкать себе одежду. При езде в общественном транспорте Town 7 XL придется снимать с плеча и держать в вертикальном положении, поставив одно колесо на пол. Нужно было брать чехол (пожалел 14 долларов!). Зато оба колеса оборудованы крыльями, которые задержат брызги при проезде небольших луж. Дека, на которую становишься ногами, имеет специальное покрытие, предотвращающее скольжение. Ощущение — будто на наждачке стоишь.
После первых нескольких километров понял, что очень важно менять ногу, которой отталкиваешься. Я правша и по инерции отталкивался только правой. Быстро устает. Главный враг самоката — тротуарная плитка. Особенно если ее рисунок образует ровный «шов». К тому же малейшая неровность может стать причиной падения. Чем выше скорость — тем устойчивей самокат.
Идеальная поверхность для катания на таком транспортном средстве — асфальт. Но не вздумайте ездить на самокате по проезжей части. Это намного более опасно, чем колесить по МКАД на велосипеде. Еще одно правило — не скатываться при большом спуске. Разогнаться здесь можно без проблем, а вот ножной тормоз (нажимаешь на заднее крыло ногой) не такой эффективный, чтобы полностью остановиться в нужный момент. Есть еще модели с ручным тормозом (как в велосипедах — на руле). Если собираетесь кататься в местах с затяжными спусками — лучше присмотреть подобный вариант.
Скорость самоката — 10—15 км/ч. При таком темпе особо не устанешь. Это чуть быстрее, чем на роликовых коньках, но медленнее, чем на велосипеде. Преимущество перед коньками — не нужно переобуваться и носить с собой «гражданские» ботинки. Недостатков перед коньками почти нет. Наловчившись, можно запрыгивать и спрыгивать с бордюров. Преимущество перед велосипедом — возможность поездок в общественном транспорте. Также можно брать с собой в офис и не таскать на 5-й этаж по лестнице. Самокат влез в багажник моей Alfa Romeo GTV, а значит, поместится в любом другом багажнике. Главный недостаток перед велосипедом — значительно сильнее устаешь (если брать в расчет одинаковое расстояние). Ну и скорость у байка выше.
Летом я часто катаюсь на велосипеде просто так. Пару часиков покрутить педали перед сном — отличная идея. Крайне редко использую велосипед как транспортное средство для поездок на работу или по делам. С самокатом абсолютно противоположная ситуация. Удовольствия от езды мало, разве что первые полчаса. Использую его исключительно для перемещения из точки А в точку Б. Если ваш дом и работа находятся не более чем в трех остановках от ближайшего метро, про наземный вид транспорта при наличии самоката можно забыть. Даже с «ненапряжной» скоростью проехать одну-две остановки можно за несколько минут. Тут главное — покрытие. Если на пути, где вы собираетесь ездить, сильно поврежденный тротуар, много отсутствующих плиток, грунтовая дорога, газон или тропинка, представляющая собой утоптанный грунт, про покупку самоката можете забыть. Если же вам часто приходится проезжать пару километров на машине или несколько остановок на общественном транспорте, то можете ехать в «Декатлон» или другой магазин и выбирать модель.
Пока еще на взрослых людей, передвигающихся на самокате в Минске, смотрят как на афроамериканцев в Ивье. Но учитывая тот факт, что до нас все тенденции доходят с 3—5-летним опозданием, можно с уверенностью сказать, что через некоторое время и в наших больших городах самокаты станут неотъемлемой частью лета. В Европе и российских мегаполисах уже сегодня можно встретить людей любой профессии, добирающихся до работы на этом простом, недорогом, но весьма эффективном виде транспорта.
Характеристики Oxelo Town 7 XL:
Читайте также: Велосипедисты — бомба замедленного действия
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. vv@onliner.by