Закрытый показ: несколько жизненных историй о мотоциклах

Автор: Виталий Петрович. Фото: Аркадий Соболев
17 мая 2015 в 8:00

Мотоциклисты сами по себе люди необычные. Если водитель готов променять комфорт и относительную безопасность автомобиля на рев мотора под ногами, ветер в лицо и риск вымокнуть под дождем — это уже говорит о чем-то. Но скорость, ощущение полета, свободы... И конечно, кожаные куртки и штаны! Но сегодня мы поговорим об особом типе мотоциклистов. О тех, кто знает свой мотоцикл как пять пальцев. О тех, кто перебрал его до болтика и вложил в него душу. О тех, кто любой покупной модели предпочтет собранный кастом. 17 мая в Минске пройдет мото-кастом-фестиваль Recast Moto Fest, где любой желающий сможет познакомиться с такими людьми и увидеть их мотоциклы. А для корреспондента Onliner.by организаторы фестиваля устроили небольшой предпоказ.

Это рассказ не только о мотоциклах, но о людях, создавших их. Они не профессиональные автослесари и никогда не создавали американский чоппер под прицелом ТВ-камер. Это люди самых разных профессий, среди них работник цирка, печник, продакшн-менеджер, производитель окон. Но их объединила страсть к мотоциклам, желание создавать их своими руками, неуемное творчество и недюжинная находчивость.

Владимир и его BMW R100S:

Когда-то у нашего героя был мотоцикл — «старушка» Ява 1966 года выпуска. Шло время, Владимир работает в гастрольном отделе Белорусского государственного цирка. Но тяга к мотоциклам, к винтажу и олдскулу, к ощущению скорости, мобильности, но в то же время свободы, открытого пространства — она никуда не исчезла.

— Я долго подбирал себе мотоцикл, изучал варианты. Хотелось чего-то необычного, — рассказал Владимир. — По отзывам остановился на BMW R100S — классический немецкий мотоцикл, простой и надежный. Нужно было подыскать хорошего «донора» — мотоцикл, который станет основой, с которой уже можно что-то делать по своему усмотрению. В Беларуси таких мотоциклов не найти. Выбор крайне ограничен. Гораздо проще искать в Прибалтике, Польше. Во-первых, наверняка привезти мотоцикл оттуда с растаможкой и накладными расходами обойдется даже дешевле, чем купить здесь. А во-вторых, там несравненно лучше выбор. В Польше я нашел человека, который согласился пригнать подходящий мотоцикл из Голландии. Там большой выбор и обходятся они гораздо дешевле, чем, например, в Германии. Немцы до сих пор очень трепетно относятся к своей продукции и держат на нее цену.

Модель BMW R100S — это живая легенда недавнего прошлого. Немцы до сих пор очень тепло отзываются об этом мотоцикле. Он выпускался с 1976 по 1980 год. Это первый стоковый мотоцикл, развивший скорость 200 км/ч. Двигатель объемом 1 тыс. куб. см. Модель с этим двигателем (облегченным до 800 «кубиков») четыре раза подряд выигрывала легендарную многодневку «Париж — Дакар» (тогда ее проводили еще по этому маршруту, а не в Южной Америке).

Владимиру достался мотоцикл 1977 года выпуска. Он пригнал мотоцикл в Беларусь, и началась настоящая работа.

Из стоковой модели он сделал Brat.

— Это особый тип кастомных мотоциклов. Все начиналось после войны, когда улеглись страсти и люди начали больше развлекаться. Мотоцикл в Европе для многих был основным и, скажем так, более бюджетным видом транспорта. Появились уличные гонки. Мотоциклы стали переделывать. Не ради эстетики, а ради того, чтобы облегчить вес. Убиралось все лишнее: обрезались крылья, обрезался задний подрамник. Меньше вес — больше скорость. Оттуда это и пошло. Первое европейское направление — cafe-racer. А Brat — это измененный cafe-racer. Для того чтобы ехал быстрее — ниже посадка. Более удобный стоковый классический руль, прямая посадка. Удобный мотоцикл.

— Двигатель у него был в идеале, все цилиндры как новые. Все запчасти родные. Пробег — около 120 тыс. км, и никаких проблем. Какие наши годы?

Если с ходовой частью все было хорошо, то над внешним видом Владимир серьезно потрудился, делая мотоцикл, что называется, под себя.

Я полностью изменил заднюю часть. Перерезал хвост, заменил седло, поменял крепление аккумулятора. Сам аккумулятор установил гелевый — он более компактный, легче, занимает меньше места. Это позволило открыть заднюю часть мотоцикла, вместо пластиковых заглушек я установил металлические «треугольники», сделанные, кстати, из фильтров МАЗа.

— Также подрезал щитки, немного облегчил мотоцикл. Подвеска у него занижена, пришлось поставить более жесткие пружины назад, чтобы не пробивало. Седло поставил новое.

— Топливного датчика в этой модели не было, поэтому пришлось что-то выдумывать. Сделал свой, самодельный, работает по принципу сообщающихся сосудов. Чистая физика, но всегда удобно иметь представление об уровне топлива в своем мотоцикле.

— Генератор в этом мотоцикле по нынешним временам слабенький. Ну учитывайте, все же 77-й год. Поэтому я заменил оптику на светодиоды. Сами фары поставил олдскульные, а внутри светодиодные лампочки. Красиво и в плане энергии куда экономичнее. Только головную оптику не менял — не нашел подходящего светодиодного варианта.

В стоке эта модель весила порядка 240 кг. Благодаря изменениям удалось облегчить ее до 220. Двигатель бензиновый, «предпочитает» АИ-92. В городе расход до 8 литров на 100 км, по трассе — около 5 литров на сотню.

— Быстрее 160 км/ч я на нем не разгонялся. Нет ветровика — некомфортно быстрее ехать, сдувает. В целом для меня мотоцикл — это средство передвижения на каждый день. Езжу ежедневно с ранней весны и до самого снега. Коллеги на работе, друзья и знакомые уже привыкли, хотя поначалу был огромный интерес.

Мотоцикл Владимиру обошелся в сумму меньше $5 тыс. Стоковая модель с растаможкой «потянула» на $3,5 тыс. Плюс профилактика, запчасти.

BMW R100S Владимира — один из всего двух таких мотоциклов в Беларуси. Второй такой нам также повезло увидеть. Впрочем, не совсем такой.

Чистый холст, или стоковый BMW. Василий и его мотоцикл:

Это тот же самый BMW R100S, но только из магазина в каком-нибудь городке ФРГ конца 70-х.

Василий по профессии продакшн-менеджер. Хотя шлем, «косуха», очки — все сидит на нем как влитое.

— Я всегда тяготел к старым мотоциклам. Не знаю даже почему — нравятся. Любовь к мотоциклам всегда нравились. Но постоянно что-то мешало. Лень, наверное. То есть да, круто, есть мотоциклы, но я занимаюсь своими делами. А потом товарищ предложил пойти сдать на права. Сдали, что-то купили, так все и началось.

— Японцы, типа, сильно банально... Хотя у меня есть Honda Gold Wing 1976 года выпуска. Но захотелось чего-то более грубого что ли.

Грубого не грубого, но по-немецки прагматичного и надежного — точно. Тот же человек, который привез из Голландии BMW Владимиру, пригнал еще один для Василия. На этот раз из Бельгии.

— В заводском виде стоковый BMW R100S 1978 года выпуска обошелся мне в $3,5 тыс. с доставкой и растаможкой. Изначально мотоцикл был в хорошем состоянии, поэтому ничего особо доделывать не пришлось. Да и нет с этим проблем у BMW: любую деталь, от болтика до самых сложных агрегатов, можно заказать у них через интернет, придет через неделю аккуратно упакованная.

Наши собеседники рассказали интереснейшую деталь: BMW соблюдает обязательства, по которым еще в течение 50 лет с момента выхода модели продолжает выпуск запчастей для нее. Таким образом, поменять что бы то ни было на 40-летнем мотоцикле — никаких проблем. Заказ в Германию — и приходит посылка с логотипом баварского автогиганта.

— Пока я ничего принципиально не менял в этом мотоцикле. У меня есть идеи, я уже нашел то, что мне нравится, к чему бы я хотел привести его. Но пока я слабо понимаю, как это сделать технически. Придется все начинать практически с нуля: чеканка, сварка и так далее. Поэтому я пока думаю, ищу варианты. Переделка мотоцикла — это все равно что ремонт в квартире. То есть ее закончить невозможно, можно только приостановить. Кто-то занимается этим очень долго, кому-то хватает того, что успел за несколько месяцев. Найти какие-то «ништячки» на том же ebay — и вперед.

Но даже в первозданном виде такой мотоцикл на наших дорогах — редкое зрелище.

— Конечно, обращают внимание, спрашивают, что и как. Я же все лето на нем. На мотоцикле нужно ездить, это не музейный экспонат. Я в своем доме долгое время живу, вроде каждый знает, в окно видят, кто на чем ездит. А все равно иной раз найдется кто-то, подойдет, спросит: «сколько жрет, сколько прет?»

«Жрет», кстати говоря, мотоцикл пока с перебором.

— Есть проблемка с расходом топлива. Как я узнал уже впоследствии, корбы здесь от другой модели. Сначала он вообще расходовал у меня под 10 литров на сотню. То есть только выехал — и тут же на заправку. Но сейчас я «поковырялся» — расход стал в районе 6—7 литров. Нужно кое-что доделать, и будет около 5.

Те, с кем мы общались, увлеченные мотоциклисты, в теплый сезон только на двух колесах и ездят. Но своя этика, свои правила и свой стиль в этом сообществе присутствуют. В частности, у каждого есть права соответствующей категории для управления мотоциклом, с документами на транспортное средство также никогда нет проблем. Серьезные ребята.

Печник Матис и его Honda CB550F Super Sport:

По профессии Матис — печник. Может запросто сложить камин, каменное барбекю, печь. А в свободное время занимается любимым хобби — мотоциклами. Хотя, честное слово, мог бы сделать это и профессией, и источником дохода.

— Любовь к мотоциклам? Все началось случайно. Насмотрелся видео, картинок в интернете. В Европе это еще в 60-х было развито, все эти cafe-racer... Но мне чистые cafe-racer не нравятся, поэтому я ушел в другую степь — мотоцикл в стиле Brat, я люблю прямые сиденья.

—Какое-то время я прожил в Черногории. Там объездил все вдоль и поперек на скутере. Так и привык к двум колесам. Мне были интересны на тот момент работы ребят из Франции: Wrenchmonkees и Blitz Motorcycles, которые переделывали классические мотоциклы и были для меня эталоном в моем представлении правильных мотоциклов.

У Матиса это уже вторая Honda. До этого была CB450 1986 года рождения. Сделал — продал. Теперь занимается другой моделью.

— Этот мотоцикл я купил в Литве. Местные ребята возят мотоциклы из Голландии. Этот был в плохом состоянии — битый, ржавый. Перед был разбит полностью, погнута вилка, разбит бок. Работы хватало. Трудности с деталями для японских мотоциклов этих годов. У нас ничего не найдешь. И даже в Польше нет ничего. Для каких-нибудь «спортачей» от 90-х годов — валом, а на такие мотоциклы — ничего. 

К слову, даже в Европе подходящих запчастей немного. Приходится искать за океаном. Детали дорогие, но это —полбеды. Хуже, что на доставку иной раз приходится тратить не меньше, а то и больше. Поэтому ищут в основном родные детали, б/у, но в отличном состоянии.

— За зиму я его полностью разобрал для капитального ремонта. Разобрались с двигателем. Порезал раму, и пошло-поехало: покраска, подгонка, сборка. Я люблю «правильную» геометрию и дорогие детали, но при этом нравится ржавчина и естественная структура металла.

— Баки я родные не оставляю, меняю на то, что мне нравится. Фильтр сделал вручную из дуба, так же, как и задний фонарь.

— Сиденье сам делал. Ребята помогали обшивать. Коробку под аккумулятор сделал. Крепление бака, крепежи подгонял. Переключатели ручной работы: поворотники и сигнал. Руль заказывал, фару. Руль от Triumph 60-х годов. Фара также из 60-х Miller, Англия, от Volkswagen Сamper.

Мотоцикл немного занижен, он скорее для города, не для бездорожья — brat tracker.

— Амортизаторы здесь не родные. Жестковато седло, но эстетика требует жертв. Детали либо восстановленные старые, либо новые, как, к примеру, цепь, звезды, спицы, резина. Все перебрал, до последнего болтика, подшипника. Электрика переделана. Но работа еще не завершена на 100%. Что-то еще придет в посылках, что-то еще нужно доделать. Жду вот покрышку для заднего колеса.

Расход у Honda около 5 литров на сотню. А бак всего 9 литров.

— Этот мотоцикл я делал для себя. Он мне на каждый день — получать удовольствие. Конечно, люди подходят, спрашивают. Но покататься сюда никого не возьмешь — одноместный.

Матис организовал группу Recast Moto, где объединились люди, увлеченные идеей создания кастомных мотоциклов. В планах — создание классных кастомных мотоциклов и их продажа.

Десерт. Сергей и «трехколесная» Audi A8.

Сергей занимается производством окон из дерева. А в свободное время создает мотоциклы, потрясающие воображение.

— Идея трайков среди нас давно витала. Работали над разными моделями, но все не то. Однако постепенно вырисовывалась концепция. Помогали знакомые: советовали, прикладывали руку. Самое сложное было подобрать подходящий автомобиль с нужным расположением оси относительно двигателя, движения колес, привода и так далее. В этом отношении идеально подошла Audi.

— В сущности, это Audi A8. Передняя часть автомобиля, которая инсталлирована позади мотоциклиста. Сделали вручную раму, а дальше — дело техники. Сидели рисовали, продумывали.

Объем двигателя этого «зверя» — 4,2 литра. Расход топлива в среднем 7 литров на 100 км. С обслуживанием также проблем не возникает — можно загонять на фирменный сервис Audi.

— На автобане в Польше мы разгонялись на нем до 250 км/ч. Но тут старый двигатель от A8 — D2. Мы хотим заменить его на D3, тогда будет еще мощнее. Кстати, работаем и над другими проектами. В одной из них двигатель — 360 «лошадей» на 700 кг веса, представляете? Это безумная мощность, что-то невероятное.

Безусловно, такие «монстры» — настоящие кинозвезды в городе.

— Бывает, стоишь на светофоре, подъезжает автобус и кренится на один бок — все рванули к окнам посмотреть. Девчонки из машин кричат: забери меня с собой! На улицах подходят, все хотят сфотографироваться, посидеть... Но мы и не против. Это здорово: что-то, что мы сделали, несет такой позитив, нравится людям. Эмоций всегда уйма.

Работа над этим трициклом заняла у создателей 9 месяцев с того момента, как все было нарисовано на бумаге. Говорят, если бы продавали, то никак не дешевле 60 тыс. евро.

— ГАИ поначалу догоняли, останавливали. Не верили, что такое может стоять на учете. Но у нас все в порядке. Уже за 10 тыс. км наездили за два сезона. За границу ездили. Конфликтов не возникало. Сплошной позитив. 

Всех желающих познакомиться с нашими героями приглашаем сегодня в «Цех» на улице Октябрьской, 16 в Минске. Еще больше классных мотоциклов там.

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. vv@onliner.by