Множество раз мы описывали ситуации, когда автомобиль отправляли на экспертизу. Основание обычно такое: подозрение в изменении идентификационного номера транспортного средства. Звучит почти как приговор! Но нередко эксперты действительно выявляют подделки, причем весьма искусные. Но чего им это стоит? И как помогают белорусские технологии? Приоткрываем завесу секретности в репортаже Onliner.by.
В группе риска — автомобили премиум-класса, оказавшиеся на вторичном рынке. Именно они нередко попадают на экспертизу. Обычно бывает так: Mercedes E-Class, который стоит $20 тысяч, продают за $15 тысяч. Уже одно это должно насторожить покупателя. Но он боится упустить уникальный шанс и решается на сомнительную сделку. Потом уже на границе или при постановке на учет возникает подозрение, что номер кузова изменен.
— Чаще всего запросы на установление факта изменения идентификационного номера поступают из силовых ведомств: Таможенного комитета, Следственного комитета, отделов уголовного розыска, но больше всего из ГАИ, — рассказывает главный эксперт главного управления криминалистических экспертиз Государственного комитета судебных экспертиз Виктор Цгоев.
Наметанный глаз инспектора сразу увидит различие между оригинальным кодом, например, у Volkswagen и перебитым номером. На фальшивку могут указывать посторонние штрихи, наличие сварных швов, отличие в шрифте, если буквы или цифры «пляшут», и так далее. Это когда речь о грубой подделке. Как-то на границе нам продемонстрировали автомобиль, который был задержан по подозрению в изменении идентификационного номера. В глаза сразу бросалась грубая работа: по контуру ржавчина, швы даже не пытались скрыть. Непонятно вообще, на что рассчитывал перегонщик!
Но если речь идет о более серьезном подходе, тогда определить все гораздо сложнее. Эксперты не раз имели дело с наиболее ходовыми машинами — Honda CR-V, BMW X5, Lexus RX, Toyota Land Cruiser, которые крадут для продажи и пытаются легализовать, изменив VIN-номер. В этом случае обнаружить подделку сложнее. Сразу видно, что работают специалисты от криминала. Кроме того, перед экспертом всегда ставится задача максимум — установить первоначальный номер. А это сложно.
— В любом случае все начинается с осмотра автомобиля, а до этого собирается информация о местах размещения его идентификационного номера, — говорит Виктор Цгоев. — Кроме несущей части — кузова или рамы, они могут быть в салоне и багажнике.
В первую очередь специалист берет в руки толщиномер. Это обязательный инструмент в чемоданчике эксперта. Проверим, сколько слоев краски нанесено на VIN-номер Subaru Impreza.
— Итак, 0,037 миллиметра, — смотрит на экран прибора Виктор Цгоев. — Это, можно сказать, стандартная толщина для заводской покраски. Обычно она составляет 0,04 миллиметра. Конечно, если показатель будет выше, это совсем не значит, что номер был, как говорят, перебит. Возможно, машину ремонтировали, потом красили, лакировали. Но для нас такое — лишний повод для подозрений. Почему это было сделано?
Для сравнения: толщина лакокрасочного покрытия кузова автомобиля существенно больше — 0,239 миллиметра.
Но обычно мало просто взглянуть на номер и измерить его толщиномером. А вдруг там вварена пластина? Тогда надо снимать обшивку или удалять лакокрасочное покрытие. А это уже считается полноценным исследованием.
— Связываемся с СТО, проводим демонтаж сидений, снимаем обшивку, — продолжает эксперт. — Как-то на исследование попал автомобиль марки Range Rover Evoque. Так вот, его идентификационный номер находится в районе задних сидений. Пришлось их снимать. У всех машин марки Ford, например, VIN-номер нанесен между порогом и передним пассажирским сиденьем — приходится вскрывать обшивку.
Сотрудникам Государственного комитета судебных экспертиз инициатором проведения исследования предоставляется специальное разрешение на повреждение. Это не значит, что кузов будут протыкать металлическим штырем, а VIN-код — вырезать. Речь обычно идет о снятии лакокрасочного покрытия, чтобы исследовать металл.
— Лакокрасочное покрытие ведь не однослойное, оно включает в себя шпатлевку, грунтовку и так далее, — замечает Виктор Цгоев. — С помощью него можно скрыть вмешательство в идентификационный номер машины. Нам надо выяснить, что происходило с металлом на самом деле. Бывает, приходит новый автомобиль, а на VIN-номере — свежая краска. При исследовании оказывается, что машина побывала в аварии, ремонтировалась, а номер — подлинный.
Чтобы удалить лакокрасочное покрытие с номера, используют так называемые смывки в виде спрея или геля. Тогда можно полноценно исследовать металлическую часть. Иногда краска скрывает посторонние штрихи, швы и так далее. Но если работал специалист от криминалитета, все будет замаскировано более тщательно.
Тогда на помощь приходят белорусские технологии. А точнее, прибор «Регула», позволяющий проводить магнитно-оптическую визуализацию. Нам продемонстрировали, как он работает.
Но прежде показали табличку. С виду с ней все в порядке. В чем подвох? Мы начали гадать: единица и тройка выглядят странно.
Эксперт покачал головой — они как раз оригинальные. Виктор Цгоев берет в руки фольгу и с помощью магнитного валика проводит по ней. Чем-то это напоминает процесс дактилоскопии.
Фольгу, теперь уже содержащую магнитную запись, запускают в аппарат. Через несколько секунд тот заглатывает материал и сканирует его.
Еще некоторое время занимает обработка, и на экране ноутбука появляется снимок, который вскрывает всю подноготную металла. Эта фотография говорит сама за себя. Девятка явно вварена. А ноль раньше был восьмеркой.
В подтверждение эксперт переворачивает пластину. Обратите внимание на кружочек. Он был явно вварен.
Однако бывают случаи посложнее. В частности, когда поверхность металла удаляют механически, например с помощью абразивных средств. В этом случае даже аппарат магнитно-оптической визуализации будет бессилен. Впрочем, «противоядие» есть — это химическое или электрохимическое травление. Ведь структура металла имеет свой жесткий диск — кристаллическую решетку. Что с ней происходило, помогает выявить химическая реакция.
— А можно ли в принципе скрыть следы таким образом, чтобы обнаружить подделку VIN-кода было невозможно? — интересуемся.
После некоторых раздумий эксперт отвечает: «Да, можно. Например, полностью уничтожив все обозначения на автомобиле. Но это слишком сложная и финансово затратная задача для криминалитета. Они стремятся видоизменить идентификационный номер как можно быстрее и дешевле».
В конце сотрудники Государственного комитета судебных экспертиз припомнили несколько курьезов. Как-то к ним на исследование попал «двойник» угнанного автомобиля. Эксперты выявили, что его VIN-номер — оригинальный. А вот украденную машину, получается, угнали во второй раз. Был случай, когда на исследовании оказались два автомобиля марки Skoda с одинаковым номером. Подделку успешно выявили. Как отмечают эксперты, пока лучшего средства обозначения уникальности машины, чем VIN-код, не придумано. Да, возможны дополнительные методы идентификации. Но стандарт, введенный много лет назад, остается самым надежным. А значит, внимание к нему будет по-прежнему высоким.
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. vv@onliner.by