Изучаем велодорожки Амстердама. Город, где велосипедов больше, чем людей

Автор: Денис Логунович. Фото: Денис Логунович, wikimedia, centralstay.com
37 445
24 июля 2015 в 8:00

Амстердам по праву называют европейской столицей велосипедистов. В этом городе у каждого человека есть данный тип 2-колесного транспорта. У велосипедов на дороге больше преимуществ, чем у пешеходов или автомобилей, а велодорожки, которые обычно окрашены в красный цвет, шире, чем тротуар. Корреспондент Onliner.by «налег на педали» и проехал по основным велосипедным маршрутам столицы Нидерландов, чтобы узнать, каково живется любителям данного средства передвижения в городе, где «великов» официально больше, чем людей. 

Жители Амстердама приучают к велосипеду своих детей уже с трех лет. У туристов иногда аж дух захватывает, когда маленькие велосипедисты едут рядом с родителями в сантиметрах от движущихся автомобилей. Все основные дороги в городе (да и в стране) продублированы велодорожками, но часто между проезжей частью для машин и дорожкой, где передвигаются велосипедисты, нет никакого барьера. В некоторых местах, кроме как на «двухколеснике», ни на чем и не проедешь. В то же время по местным законам велосипедистам запрещено передвигаться по тротуарам и торговым улицам. Здесь практически не пользуются шлемами и другими защитными элементами.

Есть в Амстердаме одно серьезное отличие от других европейских городов: здесь по велодорожкам ездят еще и скутеры, которые в других странах передвигаются рядом с автомобилями. Кроме того, в городе полно самокатов, сигвеев, 3-колесных велосипедов и других транспортных средств, которые приводятся в движение либо физической силой человека, либо небольшим моторчиком (иногда — электро). Безусловно, в Амстердаме широко развита сеть аренды велосипедов. Цены начинаются от 9 евро за сутки. Столько стоит обычный байк с тремя передачами, ручным тормозом, замком и даже страховкой. Есть варианты и за 30 евро, хотя за эти деньги можно арендовать простенький Vespa. Для проката обычно нужен только паспорт, который служит залогом. Каждый велосипед в Амстердаме оборудован светотехникой. В темное время суток запрещено ездить без фонарей.

В путеводителе по велодорожкам города говорится, что парковать велосипеды в неположенных местах запрещено. На практике сложно найти место, где нет такой парковки. В городе полно 2-, 3- и даже 4-этажных велостоянок, преимущественно бесплатных. Есть аналоги знакомых нам «ракушек» для велосипедов. В Амстердаме и пригороде около 1300 мостов, каждый из которых вместо свадебных замочков хранит десятки велосипедов. Хотя чаще всего их просто бросают на улице. Большинство эксплуатируемых в городе велосипедов — дешевые модели с одной-тремя передачами, ржавыми вилками и протертыми сиденьями. Любой белорус постыдился бы на таком выезжать в город. Голландцы же нечасто покупают дорогие модели, т. к. их воруют. Воровство велосипеда на улице здесь не считается преступлением, поэтому многие просто «берут в долг» байк у незнакомца.

Около 10 лет назад в Амстердаме проводили эксперимент «на честность»: купили несколько сотен велосипедов, которые просто отдали городу. Все они были белого цвета с пометками. Планировалось, что их будет эксплуатировать любой, кто захочет, оставляя на определенных парковках для других жителей и гостей столицы. Но все их разворовали и перекрасили. Поэтому дорогие велосипеды здесь имеют недешевые замки, стоимость которых иногда доходит до 100—150 евро. На велодорожке можно встретить бесконечное количество молодых мам, перевозящих своих детишек на специально оборудованном кресле, закрепленном на руле. Оно тоже стоит недешево, поэтому на ночь такие аксессуары обычно забирают домой.

Учитывая, что в Амстердаме много трамвайных путей, которые пересекают велодорожки, важно помнить правило езды по рельсам. Дабы не потерять устойчивость, трамвайные пути лучше пересекать строго перпендикулярно, чтобы колесо не попало в колею рельса. Кроме того, по местным правилам велосипедистам запрещено останавливаться и спешиваться на трамвайных путях. Вообще, спешиваться здесь нигде и никогда не нужно (амстердамцы сошли бы с ума от этого абсурдного правила). Все съезды/заезды на велодорожки не имеют даже сантиметрового бордюра. Главное — не сбить зазевавшихся туристов, которые обычно не готовы к такому потоку велосипедов.

Практически все велодорожки — односторонние. Хотя бывают и со «встречкой», как в Минске. Обычно схема такая: с каждой стороны проезжей части есть красная велодорожка, направление движения на которой такое же, как на дороге, т. е. правостороннее. Трудности могут возникнуть лишь на пересечении с другой велодорожкой. Во всем городе полно светофоров для 2-колесного транспорта, но встречаются и перекрестки, где формально нет главной и второстепенной дороги (даже для автомобилей). Разъезжаются все аккуратно, смотря по сторонам. За время моего пребывания в Амстердаме я не видел ни одного происшествия. Но не думаю, что этот сложный механизм из огромного количества пешеходов, бесконечного потока велосипедов, мопедов, трамваев и автомобилей работает идеально без жертв. По официальной статистике, каждый день в Амстердаме случается около полусотни ДТП с участием велосипедистов. Обычно отделываются легкими травмами, т. к. скорость движения машин в городе крайне низкая. Во время езды на велосипеде все обязательно показывают направление поворота рукой. Даже если дорога полупустая. Полезная привычка.

Весь Амстердам разделяет широкая река Эй (больше похожа на морской залив). Через нее ходят бесплатные паромы для велосипедистов. Отправляются они с железнодорожного вокзала и плывут минут 10 до местечка под названием NDSM. Если будете в тех местах, обязательно наведайтесь в ресторан Pllek, где уже несколько десятилетий обитают различного рода неформалы со всей Европы. Часто здесь на улице показывают бесплатное кино. Что-то вроде нашей улицы Октябрьской в субботний вечер. Есть рядом несколько баров, построенных в заброшенных яхтах. В метрах 100 от берега уже давно стоит советская подводная лодка, разрисованная граффити. По вечерам здесь жгут костры и поют песни. Обычно все еще громко смеются (вероятно, здесь постоянно рассказывают друг другу анекдоты).

Тот, кто катается часто по минской велодорожке, наверняка не любит мосты через Свислочь. Приходится понижать передачи и изо всех сил напрягаться, чтобы преодолеть очередной перевал. Таких мест хватает и в Амстердаме. В центре города большое количество каналов (больше, чем в Венеции), через которые и проложили массу «горбатых» мостов (хотя и не таких высоких и сложно преодолимых, как в Минске). Есть несколько затяжных подъемов и спусков, но преимущественно все велодорожки относительно горизонтальные.

В Амстердаме шутят, что городские каналы имеют три слоя: верхний — вода, средний — ил и нижний — велосипеды. В этой шутке есть доля правды. В 1960—80-х годах в Нидерландах была традиция выбрасывать старый велосипед в реку в день своего 18-летия. Изначально это была забава для нескольких десятков хиппи, но потом переросла в настоящую проблему. Власти города пытались бороться с этой традицией, но ничего не вышло, и в городском бюджете даже создали статью расходов по очистке дна каналов от выброшенных велосипедов.

В настоящее время общая протяженность велодорожек в Амстердаме приближается к 500 км. И это только те велодорожки, по которым передвигаются исключительно велосипеды и где запрещено находиться пешеходам, а уж тем более припаркованным автомобилям. Велосипедисты здесь являются главными участниками движения. Все ПДД пляшут от удобства для данного вида транспорта. Даже у пешеходов не столько привилегий (хотя они могут переходить дорогу где угодно, и автомобили обязаны их пропустить). Развитие инфраструктуры для велосипедистов проходило в Амстердаме с 1950 по 1970 годы. Позже многие велодорожки были переоборудованы под парковки для автомобилей (т. к. машин стало слишком много). Но в 1978 году власти города настояли на том, что главным средством передвижения в Амстердаме должен остаться велосипед. С тех пор удобство эксплуатации данного вида транспорта здесь только растет.