Венгрия — одна из стран, не граничащих с Беларусью, но куда можно доехать в «один присест» из Минска. И если вы не знаете, куда отправиться на автомобиле в отпуск, можете открывать карты Google и прикидывать маршрут до Будапешта. Дорожное движение в этой стране Центральной Европы схоже с другими государствами ЕС. Платные дороги, велодорожки, трамваи, дефицит парковок и т. д. Корреспондент Onliner.by делится своими впечатлениями о Венгрии.
Если ехать из Минска через Польшу, то в Венгрию вы, скорее всего, будете въезжать со стороны Словакии, миновав город Кошице. На границе нет никаких постов, зато есть заправка и пару магазинов. В них можно купить виньетку (для легковушки на 10 дней — 12 евро), которая позволит передвигаться по скоростным автомагистралям Венгрии, включая трассу Е71, на которой вы, собственно, и находитесь (она ведет прямо в Будапешт). Платные дороги в стране напоминают наши. Никаких шлагбаумов нет, и теоретически можно проскочить «зайцем» (может быть, на это и рассчитано?). Но потом проблем не оберешься с дорожной полицией. Иностранные машины без виньетки могут даже изъять и отправить на штрафстоянку. Поэтому лучше не поддаваться соблазну «бесплатного сыра» и заплатить эти 12 евро.
На шоссе разрешенная скорость — 110 км/ч. Когда до Будапешта останется полторы сотни километров, лимит увеличивается до 130 км/ч (быстрее в Венгрии ездить вообще нигде нельзя). Как и во всей Европе, в населенных пунктах скорость ограничена 50 км/ч. Встречаются камеры и полиция. Лучше скорость не превышать. Штрафы за нарушение ПДД варьируются от 1,5 до 500 евро. В отличие от некоторых других стран ЕС, в Венгрии нельзя ездить за рулем в состоянии алкогольного опьянения. Даже после бокала вина. Про французские и немецкие 0,5 промилле забудьте!
В местных ПДД написано, что двигаться вне населенных пунктов без ближнего света запрещено. Но многие едут без включенной светотехники. Судя по всему, полиция не заморачивается на таких мелочах. По телефону, как и у нас, можно разговаривать только при наличии гарнитуры. Пристегиваться обязательно всем пассажирам. По ПДД, если на магистрали свободна правая полоса, нужно двигаться по ней. Но этот пункт тоже соблюдают не все.
Основные магистрали страны имеют идеальное покрытие и прекрасную разметку. Дорожные службы, как и положено, обозначены за несколько километров, даже если ремонт незначительный. Едешь и понимаешь, что те 12 евро, что ты отдал на границе, пойдут в дело. Хотя если свернуть с автобана на обычную загородную дорогу, там можно и сыграть в игру «пройди лабиринт из ям». Особенно это касается удаленных от столицы деревушек. В маленьких городах не так назойливо, как в Нидерландах, разбросаны велодорожки. Чаще всего велосипедисты аккуратно едут по краю проезжей части либо вообще по тротуару. А вот в Будапеште «велоориентированность» Европы предстает во всей красе.
Столица Венгрии, как и положено современному городу, пронизана дорожками для велосипедистов. Причем это не просто «отобранный» у тротуара участок, а выделенная полоса на проезжей части. Нельзя сказать, что велосипедистов здесь так же много, как в Мюнхене или Риме, но и не так мало, как сейчас в Минске. Полно велопарковок и пунктов проката байков. В этих пунктах можно также купить билет на плавающий автобус, который сначала едет по дороге, а потом заезжает в Дунай и продолжает путь по воде. Стоит такое развлечение 20 евро. Покататься по реке можно также на многочисленных лодках и паромах. Есть даже обычные рейсовые (не туристические) судна, которые просто курсируют целый день по определенному маршруту. Дунай пересекает несколько красивейших мостов, с которых открываются прекрасные виды на Будапешт.
Мы попали в столицу Венгрии как раз на День города, поэтому центральные мосты были перекрыты и на них пускали только пешеходов. Несмотря на огромное количество народа, встретить полицейского в толпе почти нереально. Зато в распоряжении людей — множество развлечений: от «покатушек» на сигвеях до 2-дневной экскурсии по городу. Понятно, что в День города найти парковочное место в центре Будапешта нелегко. Зато в воскресенье здесь парковки бесплатны (в субботу бесплатны после обеда). В будние же дни оставить машину не производя оплату в паркомате можно лишь на ночь. Хотя при желании всегда можно найти, где оставить свой автомобиль. В городе много дворов и улиц, каждая из которых по обе стороны имеет место под парковку.
В Будапеште хорошо развит общественный транспорт. Есть метро, автобусы, трамваи и упомянутые выше рейсовые судна, курсирующие по Дунаю. В отличие от многих других крупных городов ЕС, в венгерской столице часто встречаются троллейбусы. Ну и конечно, по улицам ездит много «Икарусов», которые вызывают ностальгию по советскому прошлому. Автопарк Венгрии — нечто среднее между нашим и западноевропейским. Хватает как малолитражек типа Volkswagen Up, так и старых подержанных Volkswagen Passat и Mercedes W124. Но самой популярной машиной здесь является Suzuki Swift (выпускается в Венгрии). Причем как старых поколений, так и последнего.
Дорожные знаки практически такие же, как у нас. Исключение — знаки для велосипедистов, которые указывают направление велодорожки. На удивление, в городе мало скутеров и мотоциклов. Зато есть несколько зарядных станций для электромобилей. В Будапеште зарегистрировано более 100 электрокаров. Венгерские водители частенько проезжают на красный и разворачиваются через двойную сплошную. Но стараются нарушать таким образом, чтобы это никак не помешало другим участникам дорожного движения. В целом на дорогах царит дружеская атмосфера. Автомобилистам разрешено выезжать на трамвайные полосы, но трамваи все равно имеют преимущества. Есть участки, где на рельсы заехать нельзя (из-за специальных ограждений).
Цены в Венгрии ниже, чем в большинстве стран ЕС. Арендовать отличную 3-комнатную квартиру в центре города можно за 70 долларов в сутки. Но не забудьте, что в Венгрии своя валюта — венгерский форинт. 1 доллар — 280 форинтов.
...Наверняка не только у нас есть путевые заметки. Если считаете, что ваши фотоотчеты с комментариями о зарубежных поселках, городах, регионах достойны внимания, присылайте их на ga@onliner.by.
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by