На одни и те же грабли? За полгода водитель совершил две аварии: сбил пешеходов и вытолкнул на встречную BMW

Автор: Андрей Журов. Фото: архив auto.onliner.by
23 февраля 2016 в 8:00
Ослепительные скидки в Каталоге Onlíner

Ранее этот факт не получил огласку, но оттого не потерял остроты. Виновником двух громких аварий, произошедших в Минске, стал один и тот же человек — водитель грузового автомобиля Volvo. Сначала он сбил четверых пешеходов, которые вынужденно пересекали дорогу вне «зебры». Спустя пять месяцев, уже находясь в статусе обвиняемого, на той же машине, на которую был наложен арест, мужчина совершил еще одну аварию — «вытолкнул» на встречную полосу BMW, прямо под другой грузовик. Водитель легковушки получил тяжкие травмы. Что характерно, перед обоими ДТП виновник ехал не по «своей» полосе и совершал маневр перестроения, о чем свидетельствуют материалы уголовного дела. Районный суд назначил водителю Volvo ограничение свободы, но приговор был обжалован. Подробности — в публикации Onliner.by.

Очень хорошо помним то утро понедельника. Апрель 2014-го. На нашем форуме и в Twitter появились сообщения, что на Партизанском проспекте сбили группу коммунальщиков. Впоследствии оказалось, что это случайные люди, которые попали в безвыходную ситуацию. Одни приехали на остановку, другие только вышли из дома. Все они увидели одну и ту же картину: на перекрестке с улицей Васнецова затопило подземный переход — пройти там было невозможно. Тогда прохожие, скооперировавшись, решили пересечь проезжую часть.


Несмотря на то, что на улице с интенсивным движением люди шли не по «зебре», они действовали довольно осмотрительно. Как рассказывали свидетели, сначала группа дождалась, пока автомобили проедут, и только потом вышла на дорогу. Пересекла половину проезжей части (то есть четыре полосы) и остановилась.

— В этот момент в трех полосах остановились водители легковых автомобилей, которые, оценив дорожную обстановку, решили пропустить пешеходов, — рассказал заместитель начальника отдела прокуратуры г. Минска Дмитрий Лукьянов. — Люди, убедившись, что им уступают дорогу, начали пересекать проезжую часть. Успешно прошли три полосы и когда почти достигли тротуара, в крайнем правом ряду четырех человек сбил водитель грузовика Volvo.

Сразу после ДТП сообщалось, что в больницы доставили двух женщин в возрасте и двух девушек, их состояние уточнялось. Экспертиза выдала заключение: две пострадавшие получили тяжкие травмы (у одной шрамом обезображено лицо). Еще одна — менее тяжкие, травмы четвертой признаны легкими.

Было возбуждено уголовное дело по части 2 статьи 317 «Нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств». Водитель грузового автомобиля признал вину частично. В суде он сообщил, что двигался по второй полосе Партизанского проспекта со скоростью около 55 км/ч. Перестроился в третий ряд. При приближении к тому самому подземному переходу увидел группу людей слева. Снова стал перестраиваться во вторую полосу. Но неожиданно, за полтора-два метра до его автомобиля, в этот ряд перестроился Peugeot 206, которому не хватало места, чтобы затормозить.


Нужно отметить, что впоследствии слова, касающиеся Peugeot, не нашли подтверждения. Свидетелей того ДТП было много: пешеходы, пассажиры, находившиеся на остановке, жители ближайших домов, водители, ехавшие попутно. Люди либо не обратили внимания на Peugeot, либо отмечали, что легковой автомобиль уже стоял на момент перестроения Volvo.

— Чтобы избежать столкновения, затормозил, резко вывернул вправо в первую полосу и направил машину в столб, — пояснял водитель грузовика. — Автомобиль ударился колесом в бордюр, по инерции проехал дальше и сбил пешеходов.

Обвиняемый также заметил, что первоначально увидел пешеходов на расстоянии 100 метров, когда передние автомобили стали притормаживать. Впоследствии экспертиза установила, что водитель Volvo мог предотвратить наезд за 6, 5 и 4 секунды, то есть за 89,7, 74,6 и 59,6 метра соответственно.

Сами потерпевшие также были допрошены. Одна из женщин помнила только то, что подошла к залитому водой подземному переходу. Другая подробно описала произошедшее: «Присоединилась к группе людей, которые собирались пересечь дорогу. Сначала пропустили транспорт, который двигался слева. Перешли половину проезжей части. Остановились и стали ждать. Когда автомобили, пропуская нас, притормозили, вышли на дорогу».

Третья пострадавшая уточнила, что машины стояли в четвертой, третьей и второй полосе. Она увидела грузовик, когда вышла в первый ряд (крайний правый). Очнулась лежа на тротуаре. Четвертая женщина подтверждала эти слова, уточнив, что совсем немного не дошла до тротуара.

Что самое обидное — авария случилась буквально на глазах сотрудников ГАИ (сам момент ДТП они не видели, так как свернули — для остановки). Инспекторы выехали на перекресток Партизанский проспект — Васнецова, как только поступил сигнал о затопленном переходе и о необходимости регулировать движение. Более того, сотрудник ДПС несколько раз включил сирену, привлекая внимание водителей.

Именно инспекторы сообщили, что Volvo двигалась в третьем ряду. По ПДД это является нарушением: согласно пункту 79.4 «грузовые автомобили с технически допустимой общей массой более 3,5 тонны могут перестраиваться в другие полосы движения левее второй полосы только для объезда препятствия, поворота налево или разворота».

Поскольку авария произошла в час пик, свидетелей, как уже отмечалось, было много. Не будем приводить слова всех. Процитируем лишь жительницу ближайшего дома, которая подробно описала увиденное: «Выглянула в окно. Увидела людей, стоявших на разделительной линии разметки. Машины притормозили. В это время обратила внимание на грузовик, двигавшийся по второй полосе и приближавшийся к легковушке (находилась во втором ряду). Водитель грузовика перестроился правее и продолжил движение вперед, снижая скорость. Помеху или препятствие для него ничего не создавало».


Автотехническая экспертиза не обнаружила неисправностей грузового автомобиля, существовавших до происшествия. Скорость машины установили исходя из длины следов торможения: 54,2 км/ч.

— Водитель Volvo проявил невнимательность и неосмотрительность к окружающей дорожной обстановке и ее изменениям, при выборе скорости не учел особенности управляемого транспортного средства (грузовой автомобиль, платформа тентовая), обзорность дороги (остановившиеся впереди него в четвертой, третьей и второй полосах попутного направления транспортные средства) и дорожные условия (мокрая проезжая часть), — огласили обвинение сотрудники прокуратуры. — Приближаясь к перекрестку, не убедился, что его действия будут безопасны и не создадут препятствия для дорожного движения, перестроился в первую полосу. Пешеходов он мог своевременно обнаружить. При возникновении опасности не принял в складывающейся ситуации меры по снижению скорости, вплоть до остановки, и совершил наезд.

Суд пришел к мнению, что причиной ДТП стали невнимательность и неосмотрительность водителя грузовика, выбор скорости и непринятие мер по ее снижению.

«Водитель должен был снизить скорость в тот момент, когда в трех полосах остановились автомобили. Это и считается моментом возникновения опасности для движения, — сказано в мотивировочной части. — Однако в нарушение ПДД он продолжил движение, не снижая скорости и перестраиваясь вправо. В результате ему не хватило тормозного пути и произошел наезд».

Приговором суда установлено, что обвиняемый давал противоречивые показания, а нахождение Peugeot во второй полосе не послужило причиной ДТП, так как «водитель Volvo уже не имел возможности остановиться перед ним». Кроме того, он не находился в состоянии крайней необходимости совершать опасный маневр и мог предотвратить наезд.

«Частичное признание вины водитель использует как способ избежать ответственности за преступление, поскольку в ходе дачи показаний обвиняемый не признал вины в части возможности предотвратить наезд», — отмечено в приговоре.

Учитывая, что ранее мужчина не был судим, но многократно привлекался за нарушения ПДД, суд Заводского района назначил ему четыре года ограничения свободы (без направления в исправительное учреждение открытого типа) и на пять лет лишил водительских прав.


Кто-то может посчитать подобные обстоятельства аварии случайными, а водителя крайним в данной ситуации. Однако за два месяца до этого приговора произошло то, что заставляет взглянуть на вышеописанные события по-другому.

— 18 сентября 2014 года данный водитель двигался на том же автомобиле Volvo по четвертой полосе (крайней левой) пр. Независимости, хотя имел право только по первой или второй, — сообщил Дмитрий Лукьянов. — Проявил невнимательность к окружающей обстановке, выбрал небезопасную скорость, не учел интенсивность движения при перестроении в третью полосу. В результате не уступил дорогу водителю BMW 5-Series и совершил столкновение.

Вот как описывал ситуацию один из свидетелей ДТП: «Грузовик толкнул автомобиль BMW в заднюю левую часть, протащил вперед и выбросил на встречную полосу, где произошло столкновение легковушки и еще одного грузовика (Mercedes)».

— Ехал из Колодищей в Минск, — дополнил водитель грузового Mercedes (экспертиза установила, что он не располагал технической возможностью предотвратить столкновение). — Увидел, как едущий навстречу грузовой автомобиль Volvo толкает перед собой BMW. Последний вылетел на встречную полосу и столкнулся с моей машиной.


В результате аварии тяжкие травмы получил молодой водитель BMW. Во время судебного заседания мужчина, управлявший Volvo, вину признал и пояснил, что ехал по служебной необходимости (арестованный грузовик передали ему на ответственное хранение). В содеянном раскаивается, но возместить причиненный вред потерпевшему не имеет возможности.


Учитывая аналогичное преступление, суд Первомайского района приговорил водителя Volvo к пяти годам ограничения свободы (без направления в исправительное учреждение открытого типа) и на пять лет лишил водительских прав. Особенность белорусского законодательства в том, что приговоры по менее тяжким преступлениям могут поглощаться (менее строгое наказание более строгим). В этом случае так и произошло. Итог: пять лет ограничения свободы и пять лет лишения прав.

В данной истории можно было бы ставить точку. Однако потерпевшие обжаловали приговор. В итоге городской суд, рассмотрев материалы уголовного дела, ужесточил его: три года лишения свободы с отбыванием наказания в колонии поселения, пять лет лишения водительских прав. Приговор вступил в законную силу 1 июля 2015 года.

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by