Нередко в обзорах автомобилей говорят о некоем характере машины, ее душе, о том, как она ведет себя на дороге. Мы так привыкли к этим характеристикам, что уже забыли: все эти описания лежат в плоскости метафор. Наверное, просто авторы обзоров не знакомы с Марго. Вот эта кобылка действительно харáктерная дама, без преувеличения строптивая. Родилась и выросла под Березой, то есть, можно сказать, средство передвижения отечественного производства. Во Всемирный день смеха мы решили протестировать гужевую повозку, запряженную молодой лошадью, и сравнить ее характеристики с более мощными, но бездушными собратьями.
Марго шесть лет, по меркам этой модели она еще считается свежей, молодой. А значит, требовательной к веселью. Про спорткары пишут: «Машина рвется, просится на волю, встает на дыбы от легкого нажатия педали». Нашей Марго и нажимать ничего не надо — она радуется весне и просится поскакать по полю после долгого отдыха в стойле. Александр, владелец лошади, дает четкие определения: «У нее есть четыре передачи. Первая — шаг, вторая — рысь, третья — галоп».
— Ну, это не открытие. А какая же четвертая? — спрашиваем.
— А это когда ее несет. Она становится неуправляемой. Можно дергать вожжи, орать, да хоть лягать, никак на нее не повлияешь. Сейчас, в начале весны, у Марго как раз то время, когда она включает четвертую со старта.
Мы были весьма впечатлены этой способностью кобылы, когда проезжали по проселочной дороге. С одной стороны автомобиль, с другой — пешеходы и собака, и тут Марго понесло. Признаться, еле удалось удержать в руках вожжи. Лошадь продемонстрировала характер, встав на дыбы. Поистине в этом случае недостаточно любить свое транспортное средство. Нужно, чтобы и оно любило водителя. К нам животное не испытывало нежных чувств, потому управление на время пришлось передать владельцу.
Веселой поездке предшествовал нелегкий труд: для начала лошадь надо запрячь. Об этом искусстве вряд ли знает большинство современных водителей-горожан. На случай глобального исчезновения нефти и электричества напомним азы. Итак, подводим животное к телеге, оно должно стоять между оглоблями. В рот лошади вставляется трензель, часть уздечки. Шлею накладываем на корпус, чтобы седелка оказалась на своем месте. Через голову надеваем хомут. Закрепляем оглоблю гужами. Одновременно с этим прикрепляем к оглоблям дугу: сначала с одной стороны, потом с другой. К уздечке пристегиваем вожжи, протягиваем их к телеге, к водительскому сиденью. Процесс небыстрый и нелегкий. Даже владельцу старого «Жигуленка», регулярно устраивающему танцы вокруг автомобиля в 30-градусный мороз, такое не снилось. Для тех, кто плохо разбирается в терминологии и определениях, которые стали актуальными в 12 веке и последние полсотни лет скатываются в разряд архаизмов, приводим схему.
Отдельные элементы упряжи — например, хомут — подбираются для каждой лошади индивидуально. То есть на «разборке» их не найти. Некоторые запчасти не купить, приходится изготавливать своими руками — ТС не для ленивых. Как и в любом деле, тут есть свои хитрости: если лошадь хорошо слушается поводьев, то вожжи стоит продевать через середину дуги, если плохо — снаружи. Короче говоря, это вам не поворот ключа в замке зажигания.
В автомобиле есть руль, в телеге — два повода, они же вожжи. Ими и управляется лошадь. Казалось бы, все просто: потянул за левый повод — повернул налево, захотел в другую сторону — тяни за правый. Однако Марго — кобылка нетерпеливая. Чтобы она не переходила на галоп, приходилось постоянно тянуть вожжи на себя, не давая ей разогнаться. Любители ворк-аута и йоги оценили бы это упражнение — мышцы рук и груди находятся в постоянном напряжении. С переменным успехом по траектории зигзага мы добрались до конца пустынной деревенской улицы, мысленно поблагодарив местных жителей, решивших не выходить из домов.
Роль педалей и коробки передач в этом транспортном средстве выполняют голосовые команды. Такое даже инженерам беспилотников не снилось. Приводим краткий словарь. «Имя» (в нашем случае Марго) — внимание. «Вперед», «Пошла» — начало движения. «Но», «Хоп» — ускорение. «Стой», «Тпру» — снижение скорости вплоть до полной остановки.
Во время поездки мы решили развлечь себя непринужденной беседой с владельцем транспортного средства на стандартную тему «сколько жрет, сколько прет». «Расход — в нашем случае мы говорим о сене — как минимум 3 тонны в холодный период, — говорит Александр. — В денежном эквиваленте это около 3 млн рублей. У среднего горожанина столько уходит на бензин за 2—2,5 месяца (с пробегом по 50 км в день). А летом лошадь сама находит, чем поживиться, главное, не забывать отправлять ее в луга. В целом, Марго экономнее машины, только с ней очень много хлопот. Грузоподъемность — до 1,5 тонны, перевозит по 25 мешков картошки, потянет и 10—12 пассажиров. Сколько прет? В теории на третьей, то есть галопом, лошадь может разогнаться до 70 км/ч. Но только если везет одного наездника. С повозкой такой скорости ей не достичь. Ехал не более 40 км/ч, максимум из Марго не выжимал. Да и скорость замерить нечем, спидометр к телеге не прилагается». Вопрос о времени разгона до сотни мы не поднимали.
На дороге, соседствующей с полем, мы позволили Марго разогнаться. Комфорт в телеге — дело относительное: ремни безопасности не предусмотрены, зато можно ехать лежа. Крыши тоже нет, зато ощущаешь ветер. «Как в кабриолете», — подыгрывает Александр. Несмотря на спортивный характер Марго, боковой поддержки у сидений не имеется. Подвески нет в принципе, хотя элементарную рессору установить можно. Амортизаторы ставили разве что на каретах. В поле, на целине они не нужны, ибо там не до приятных поездок. В управлении всегда приходится задействовать обе руки, так что по телефону во время движения не поговоришь. Класс экологичности — высший. Тему выхлопов, пожалуй, опустим.
Дизайн у транспортного средства, как говорится, на любителя. На наш взгляд, Марго весьма грациозна. Лошадям, как и машинам, зимой меняют резину. Если хозяин хочет прокатиться по снегу на санях, вначале набивает на копыта подковы. В них можно вкрутить шипы, чтобы ТС не скользило. Головная оптика нужна только после наступления темноты. По ПДД спереди и сзади должны быть включены фонари. Роль противотуманок выполняют катафоты. У ГАИ была идея прибивать к телегам обрезки старых номеров — мол, хорошо отражают свет. Но сами владельцы восприняли новшество без особого воодушевления. Наверное, решили, что нарушается эстетика экстерьера.
Приятный бонус для потенциальных владельцев: для управления ТС мощностью в 1 л. с. водительские права не нужны, ПДД предусматривают только возрастное ограничение — не моложе 14 лет. Есть и другие неприятности: ехать можно только в крайней правой полосе или по обочине, поворачивать налево и разворачиваться разрешается исключительно на двухполоске, на более широких дорогах — нет. Стоит помнить, что возчик, по нашим правилам, — также водитель (с дополнением «гужевого транспорта»). А потому глава 3 «Права и обязанности водителей» его тоже касается. Так что никакого алкоголя за вожжами!
Одним словом, транспортное средство хорошее, можно брать. Правда, приучать к хомуту принято только с трех лет — уехать из шоу-рума на «свежей» лошади не выйдет. А потом можно делать с ней что белорусской душеньке угодно: пахать, бороновать, культивировать, таскать и возить. Но в целом, по словам Александра, лошадь — ТС для души. Цена вопроса: от 1000 до 1500 у. е., комплектации — исключительно индивидуальны.
Читайте также:
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by