Диковины изумрудного острова. Репортаж

Источник: Николай Козлович. Фото: Влад Борисевич
03 апреля 2016 в 8:00

Попав в Дублин, мы ожидали увидеть здесь копию автомобильного Лондона: Bentley и Ferrari у дорогих бутиков, кортежи Tesla у булочных. Но Дублин оказался простым и сермяжным — с пожилыми «немцами» и «японцами», обилием маленьких автомобилей, тихим размеренным ритмом движения. О близком и далеком для нас городе, нюансах сдачи на права, одном из самых длинных в Европе городских тоннелей и умной транспортной системе читайте в фоторепортаже Onliner.by.

На изумрудном острове царит зеленый цвет, но обеспечить цветовое единство всего городского транспорта здесь то ли не захотели, то ли не смогли. По городу ездят желтые, зеленые, синие двухэтажные автобусы, зеленые и черные таксички, стальные трамваи. А чтобы обозначить свой патриотизм, некоторые водители используют вот такие простые чехлы. Кто за рулем этой машины? Несомненно, настоящий ирландец! Рыжий и веселый.







Ирландцы многое переняли у британцев: движение здесь левостороннее, схожи знаки и элементы разметки. А пешеходы в Дублине, как и в Лондоне, смело переходят проезжую часть на красный, рассчитывая, что водители точно их пропустят.




Казалось бы, Дублин — лояльный к пешеходам город, но вот светофоры на многих перекрестках лояльны исключительно к автомобилям. Циклы настроены в пользу транспорта — во многом поэтому пешеходы ходят так, как хотят, ибо ждать им не хочется

Зона, обозначенная желтой сеткой, «простреливается» видеокамерами: если выехал на перекресток во время затора, не успел проскочить и создал проблемы другим участникам дорожного движения — получишь «письмо счастья»

Ирландия отказалась от миль в пользу километров более 30 лет назад. Но переход на метрическую систему растянулся на долгие годы. Водители не могли привыкнуть к нововведению, на дорогах была путаница. Сейчас — привыкли

* * *

Белорусский программист Василий, эмигрировавший в Дублин почти 5 лет назад, живет за городом и ездит на Nissan Micra.

— Цены на авто здесь приемлемые даже для человека со средним доходом, но, конечно, не такие низкие, как в Беларуси и России, — рассказывает он. — Машины обесцениваются очень быстро, особенно с объемными двигателями и старше 10 лет. Все, понятно, это связано с величиной налога. У меня маленький автомобильчик с объемом двигателя 1,2 л, за него плачу в год 350 евро налога и 750 евро за страховку. Но это сейчас, когда у меня есть местный стаж. А когда приехал, одна из компаний ввиду отсутствия истории страхования предложила полис за 2500 евро! Понятно, я отказался, нашел вариант дешевле. Что касается топлива, то бензин в последнее время подешевел. Цены колеблются вокруг планки в 1,3 евро за литр.





Ирландцы, говорит собеседник, предпочитают надежные японские и немецкие автомобили.

— Не любят заморачиваться с ремонтом, поэтому берут то, что гарантированно не будет ломаться. В такси особо популярна Toyota Avensis. Беспроблемная, к тому же у нее хорошая стоимость перепродажи, на этот фактор смотрят все.


* * *

Как и в других европейских городах, где не разрешают сносить здания ради расширения дорожной сети, в Дублине бывают заторы. Узенькие улочки (а загородные трассы и вовсе — тоньше нити) этому способствуют. Не сказать, что город стоит часами, но по утрам водители действительно сталкиваются с дилеммой, как им добраться до работы.


— Есть проблемы и с парковкой, но главное — с потраченным временем, — говорит Василий. — Многие гоняют на велосипедах, выбирают трамвай. Я вот тоже задумался, когда поменял работу — может, буду использовать общественный транспорт, а может, куплю мотоцикл. Выбора нет лишь у тех, кто приезжает на работу за 100 километров. Ирландия, как и Беларусь, это страна, где экономика сконцентрирована в столице. Поэтому тех, кто преодолевает большое расстояние каждый день, хватает.


В начале 1990-х главной транспортной проблемой Дублина стал порт. Огромный комплекс портовых зданий расположен практически в центре города. Грузовики сновали туда-сюда, дороги были перегружены, столица Ирландии задыхалась. У городских властей было два варианта: или вынести порт подальше, или сделать что-то с потоками коммерческого транспорта. Думали проложить отдельную магистраль, по которой грузовики будут курсировать, не заезжая в город, но построить трассу наземным путем оказалось сложно. И тогда решили — надо рыть тоннель.


Dublin Port Tunnel начали строить в 2001 году, а закончили в 2006-м. Бюджет мегапроекта — около 750 миллионов евро. Фактически это два сдвоенных путепровода по 4,5 км — один из самых длинных городских тоннелей в Европе. Строительство осложнялось всякими «мелочами». При капитализме зачем-то прислушиваются к мнениям местных жителей, работать 24 часа в сутки не получалось из-за жалоб на шум и вибрацию. Долго думали, что сделать с пересечением с железной дорогой. Перекрывать ее было нельзя — сделали прокол. Учли тысячу нюансов, но единожды допустили проседание грунта. Железка не работала 3 часа — это стоило подрядчику 300 000 евро…

Проезд по дублинскому портовому тоннелю бесплатный для грузовиков более 3,5 т и автобусов, имеющих более 25 мест. Остальные платят — 10 евро в час пик и 3 евро в другое время, за исключением выходных и праздников. Тоннель — удобнейшая штука, благодаря ему попасть в город из аэропорта можно за несколько десятков минут.


После введения объекта в эксплуатацию экологическая ситуация улучшилась, проблема с пробками тоже была частично решена. После в Дублине внедрили интеллектуальную систему управления транспортом, начали активно применять стандартные для Европы ограничительные автомеры: повышенная плата за парковку в центре, активное развитие общественного транспорта — трамваев, автобусов, скоростных поездов. В Дублине вполне можно прожить без машины, альтернативные варианты оказались к месту.




Привычный уже для ирландцев сервис: в интернете в режиме онлайн можно отследить информацию о всех ДТП в стране (с указанием места аварии и оперативной трансляцией новостей в Twitter), выбрать наиболее короткий путь из точки A в точку Б, узнать информацию о заторах и многое другое

Системы информирования установлены на трассах повсеместно


Час парковки в центре Дублина обойдется в 2—3 евро. Сутки — в 15. Вполне гуманно


Некоторые знаки на ирландском и английском: не каждый из местных разберет, что написано на родном языке


В жилых районах нет проблем с парковкой ввиду отсутствия многоэтажек, но вот припарковаться, если приехал к кому-то в гости, будет проблематично

Столицу Ирландии часто награждают модным словечком «вело-фрэндли». Не то чтобы весь город пересел на байки, но велосипеды давно и прочно стали обыденной частью транспортной жизни. Создана и продолжает развиваться инфраструктура с пунктами аренды, ремонта великов, водители привыкли смотреть по сторонам. Одно время, в пик ДТП, власти декларировали намерение ввести жесткий экзамен для велосипедистов, но идея не нашла поддержки в обществе. Велолобби в Дублине — достаточно сильное, союз велосипедистов может влиять в том числе и на принятие законодательных решений.





Велопарковка по-дублински: стильно, модно, молодежно


 


Еще одна традиция, которая пришла в Ирландию из Великобритании, — здесь тоже устраивают марши обнаженных велосипедистов. Ребята таким образом привлекают внимание к проблеме безопасности. Ирландская пресса такие акции не жалует: велосипедистов склоняют направо и налево

Аттракцион для туристов: особенно популярны прогулки в карете в индустриальных районах города, рядом с пивными ангарами Guinness



* * *

Во всех автопутеводителях сказано, что ирландцы ездят на удивление дисциплинированно, будто какие-нибудь немцы. Ирландский белорус подтверждает — все так. Гонщиков мало, ведь и разогнаться толком негде, да и культура иная. И именно поэтому человеку из наших краев сложновато здесь сдать на права.

Система обучения вождению схожа с британской. Никаких автошкол — сначала учишь теорию, потом сдаешь тест. Ирландские задания белорусу могут показаться занудными до зевоты. Вот, к примеру, вас могут спросить, что делать, если на дороге заблокировал другой автомобиль? Правильный ответ — «Проявите терпение!». Осторожность, внимательность, смирение, умение предвосхитить опасную ситуацию и другие «ангельские» качества культивируются у будущих водителей уже на этапе самоподготовки.

Многие вопросы кажутся очень простыми (таковыми и являются). Но главное, что они настраивают водителя на осторожность. Иллюстрация: kristina-stark.livejournal.com

Вот еще несколько примеров. Общий смысл такой: если увидел на обочине ребенка — жди беды! Наверное, так и стоит ковать дисциплинированность.


Сдать тест несложно, а вот дальше могут быть проблемы. Ученику выдают так называемые ученические права, по которым он может ездить за рулем, но только в присутствии человека со стажем вождения. Чтобы претендовать на права полноценные, нужно нанять индивидуального инструктора и пройти курс. Через полгода разрешат записаться на экзамен и сдать практику.

— Я сдал с 3-го раза, — говорит Василий. — И не потому, что плохо вожу. Здесь надо ездить как 70-летняя бабулька — осторожненько, чтобы понравилось придирчивому экзаменатору. Чем больше опыта вождения в другой стране, тем тяжелее, слишком много вредных привычек накапливается. Но избавляться от плохих привычек — это ведь тоже неплохо!











Вам будет интересно:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by