Одна девушка, мотоцикл и невероятная Исландия. Репортаж с севера Европы

Автор: Андрей Журов. Фото: Екатерина Архипович
24 июля 2016 в 8:00

В этом году крохотная Исландия вдруг стала очень популярной благодаря своей футбольной команде, которая, проявив упорство и слаженность, одержала победу над англичанами на чемпионате Европы. Но известная минская мотоциклистка Екатерина Архипович (в байкерских кругах ее знают как Moto-Katrina) решила отправиться на остров гораздо раньше. Разумеется, на своем BMW F650GS. Что ждало ее в 10-тысячекилометровом путешествии?

— Эту страну я полюбила, когда посмотрела фильм «Невероятная жизнь Уолтера Митти». Главный герой катался на скейте и удирал от извергающегося Эйяфьядлайекудля (если помните, этот небольшой вулкан наделал дел, закрыв воздушное пространство в 2010 году). Пейзаж на экране в кинотеатре был поистине впечатляющим и казался нарисованной картинкой. Сердце екнуло, и я пообещала себе, что увижу это все вживую, — признается девушка.




По ее словам, она не безбашенный романтик, который может бросить все ради какой-то мечты, а обычный офисный сотрудник, путешествующий во время отпуска на накопленные деньги. Собирала долго — больше года.


— В Исландию можно добраться двумя способами: паромом и самолетом. Второй вариант мне не подходит — значит, оставался первый, — продолжает мотоциклистка. — Паромным сообщением между Данией и Исландией заведует компания Smyril Line. Огромная восьмиэтажная красавица Norrona дважды в неделю доставляет всех любителей приключений из порта датского города Хиртсхальс в исландский порт Сейдисфьордюр (названия такие, что язык сломаешь!).

Стоимость колеблется от €300 до €2000 и зависит от множества факторов. Екатерина бронировала билеты заранее — почти за семь месяцев до поездки. Также она выбрала самый дешевый вариант проживания — что-то вроде плацкарта в поезде, но для двух ночевок этого вполне достаточно. Перевозка мотоцикла обходится немного дешевле, чем автомобиля. На сайте работает удобный калькулятор стоимости. Есть еще небольшая хитрость: если вы берете билеты с 2,5-дневной остановкой на Фарерских островах, то стоимость становится ниже на €150—200.


— А Фарерские острова достойны посещения и не менее привлекательны, — отмечает Moto-Katrina. — Именно так я и поступила — купила прямой билет до Исландии и с остановкой в Торсхавне (столица Фарерских островов) на обратном пути. В итоге билет в обе стороны обошелся всего в €520 (не дороже, чем слетать в Турцию).


До Дании мотоциклистка добиралась три с половиной дня. Немного покаталась по Берлину, попала на футбольный матч Германия — Словакия в Гамбурге и разобралась с поломкой аккумулятора в фирменном сервисном центре BMW, заодно протестировав новую модель производителя — F700GS:

— Рулится чудесно, по динамике в несколько раз шустрее моего, чуть жесткое сиденье, отличная подвеска, цепкие тормоза, но очень страшно уронить: я подписала документ о выплате €2000 в случае повреждения по моей вине.




За несколько часов до отправления парома начали выстраиваться длинные очереди велосипедистов, мотоциклистов и автолюбителей.



— Мастерству сотрудников при погрузке можно позавидовать. Похоже, что они всю жизнь профессионально играли в тетрис. Расстояние между автомобилями — не более 10 сантиметров. Три под завязку укомплектованные палубы! Причем едут в Исландию на очень разных средствах передвижения.


Заняться на корабле откровенно нечем, поэтому многие злоупотребляют покупками из магазина Duty Free, расположенного на пятом этаже. На Norrona есть несколько ресторанов, кинотеатр, бассейн, фитнес-зал, мини-джакузи, игровые комнаты, но, по признанию Екатерины, все это быстро надоедает.

— Общение с другими путешественниками — вот действительно стоящее времяпрепровождение, — считает она.


От укачивания хорошо помогают таблетки. Вечером второго дня погода немного испортилась, корабль качало, и не все хорошо справлялись с этим.


— Утром мы прибыли в порт Сейдисфьордюр, — продолжает мотоциклистка. — Когда паром подплывал к берегу, толпы туристов обосновались на верхней палубе, но были сильно разочарованы, так как ничего не увидели из-за плотного тумана.


Досмотр занял буквально две-три минуты и заключался в том, что в гараж просили проехать по четыре мотоциклиста. Там собака обнюхивала кофры. Кстати, паспорт и другие документы у владелицы BMW проверяли только на границе с Польшей и больше нигде: ни на пароме, ни в кемпинге или хостеле.

— Хотя на Фарерских островах заявлен особый визовый режим (формально они принадлежат Дании, но являются автономной территорией и не входят в Шенгенскую зону), но там тоже никто паспорт не просил, — замечает Moto-Katrina.

— Попрощавшись с попутчиками, я натянула дождевик, бахилы и отправилась в Эгильсстадир (исландский городок, в котором живет 2,5 тыс. человек), — путешествие для Екатерины только начиналось. — Погода не баловала, информационные табло говорили о температуре +4 градуса по Цельсию, а с неба лил сильный дождь. В следующие три дня стало только хуже. Но открывавшиеся виды заставляли напрочь забыть обо всем, что происходит вокруг. Ведь Исландия — фантастическая страна! Первые километры полностью переносят вас в другой мир (а может, это просто другая планета?). Описать увиденное словами очень сложно. Да и фотоаппарат даже близко не может отразить все богатство красок этого дивного края. Каждый поворот, каждый отрезок дороги не похож на предыдущий. Вот черный вулканический песок сменяется суровыми базальтовыми породами, а вот потрясающие фиолетовые цветущие поля, бурные ручьи, водопады и величественные горы. И все это лишь первый день пути.



Один из лучших показателей — то, что постоянно хочется фотографировать. Девушка заставляла себя не тормозить, увидев очередную овечку или лошадей особой исландской породы, каких нет больше нигде в мире. Получалось не всегда.




— В первый же день, несмотря на предварительный план и обещание самой себе не лазить по бездорожью, медленно и не без труда доехала до самого мощного водопада в Европе — Деттифосс. Кстати, здесь снимался эпизод фильма «Прометей», — рассказывает Moto-Katrina.





Нумерация дорог в Исландии простая. Есть основная кольцевая дорога №1, огибающая по краю всю страну. На 99,9% она асфальтовая и отличного качества. Проехать по ней можно на любом виде транспорта. Есть двузначные дороги, они обычно тоже асфальтовые, но чуть похуже. Иногда встречается гравийка. Причем предсказать это невозможно. Едете вы по хорошему асфальту и вдруг видите соответствующий знак. Трехзначные дороги практически все гравийные. А если перед двумя или тремя цифрами в обозначении дороги стоит индекс F, то соваться туда можно только на полноприводных автомобилях, так как впереди песок, броды, острые камни и прочие радости любителей офроуда. К водопаду Деттифосс с обеих сторон ведут трехзначные дороги, больше похожие на старые стиральные доски. Но красиво же!



Ночевала мотоциклистка в окрестностях живописного озера Миватн (расположено на севере страны). Возле него есть термальные источники, аналогичные известной Голубой лагуне близ Рейкьявика.


Вдоль дорог часто встречаются вот такие пирамиды. Их складывают на удачу и верят, что, построив такую, вы даете жизнь маленькому троллю.



— С утра посетила парк Димму Боргир (в переводе — «темная крепость») и красивейший водопад Годафосс (в переводе — «водопад бога»; при принятии христианства в него скидывали языческих идолов). Побывала в городе Акюрейри (северная столица Исландии) и заехала искупаться в самом красивом бассейне в городке Хофсос, — докладывает Moto-Katrina.

Бассейнов в Исландии очень много, практически в каждом городе есть свой. Обозначены они специальными знаками, вход туда стоит от €5 до €10. В Хофсосе бассейн примечателен тем, что расположен он на скале, а внизу простирается Атлантический океан. Очень красиво и тепло после долгих часов в дождь и холод.

— Следующий день получился не очень удачным. В планах было посещение мыса Лаутрабьярг — это, между прочим, самая западная точка Европы. Это место населено тупиками, считающимися символом Исландии (очень симпатичные птички). Но после того как я проехала более 300 километров, навигатор стал упорно направлять меня на дорогу с индексом F, что совсем не подходило моей дорожной резине. Пришлось развернуться и добираться до Рейкьявика. На подъезде к столице есть тоннель Хвальфьордур, который соединяет город с портом Акранес. Его длина — 5770 метров, из них 3750 проходят под морским дном. Самая низкая точка тоннеля — 165 метров ниже уровня моря. Проезд платный, для мотоцикла стоимость составляет около $2, для автомобилей — от $10.



При подъезде к столице погода резко улучшилась, выглянуло солнце и потеплело до +9 градусов. Ехать стало гораздо приятнее, да и виды солнечной Исландии были непривычно хороши. До отъезда девушка списалась на сайте по каучсерфингу с исландскими мотоциклистами, которые любезно согласились приютить ее и показать окрестности.


Наконец пришло время посетить знаменитый на весь мир термальный источник Голубая лагуна. Это очень живописное озеро с лечебной грязью, баром и прочими развлечениями для туристов. Примечательно, что купить билет, просто приехав туда, нельзя. Надо предварительно бронировать определенное время на сайте. Стоимость посещения — от €50.


Окрестности Рейкьявика богаты гейзерами, озерами и прочими приятными глазу достопримечательностями. Здесь мотоциклистка впервые познакомилась с гейзерами:

— Они отвратительно пахнут тухлыми яйцами, и позже вы именно по запаху начнете находить гейзеры во всех уголках Исландии.


По выходным в городе работает блошиный рынок Колапорт. По внешнему виду — обычный секонд-хенд, но можно недорого приобрести вязаные вещи из овечьей шерсти, украшения из лавовых (от слова «лава») камней и китового уса, а также отведать легендарный хаукарль (национальное блюдо, вяленое мясо гренландской акулы). В свежем виде оно считается ядовитым.




— Признаться, я так и не решилась попробовать, — рассказывает девушка. — Очень резкий и острый запах и вкус нашатырного спирта. Но местные говорят, что это лучшее средство от всех болезней. Есть хаукарль следует, запивая национальным напитком — бренневином (это водка из картофеля с добавлением тмина).

Во время путешествия мотоциклистка попала на футбольный матч Исландия — Франция. Даунтаун Рейкьявика был заполнен болельщиками, дружно хлопающими особым образом и глубоко переживающими каждый маневр любимой команды. Но французы все равно победили.


— К слову, полиции практически нет, — делится впечатлениями владелица BMW. — Я видела их только дважды, да и то в окрестностях Рейкьявика. На трассах стоят камеры, о которых предупреждают знаки, — и все. Полная свобода. Но говорят, что если поймают, то штрафы гигантские. Съезд с дороги в неположенном месте карается штрафом до €4000.




Проконсультировавшись с исландскими знакомыми, Екатерина решила прокатиться по «золотому кольцу» Исландии (его можно объехать за 3—4 часа), а затем отправиться на пароме на архипелаг Вестманнаэйяр и попробовать все-таки найти тупиков.


«Золотое кольцо» состоит из национального парка Тингвеллир, Долины гейзеров и водопада Гульфосс. Очень красиво, но людно. В Долине гейзеров самый главный — Строккур. Он отдувается за всех собратьев, каждые 5—7 минут извергая струю горячей воды высотой до 30 метров.


— Паром на Вестманнаэйяр и обратно стоит около $50, — продолжает девушка. — Все острова можно объехать часа за четыре. Но я ведь приехала на поиски тупиков! Покружив несколько часов и совершенно расстроившись, написала исландцам, что кто-то обманул меня и что нет здесь этих птиц. Получив ответ «Стой там, где стоишь», через 5 минут я с удивлением пыталась угнаться за голубоглазым исландцем на красном спортивном байке, приказавшим ехать за ним. Он привел меня на высокую скалу, мимо которой я уже несколько раз проезжала, указал на обрыв и пещеру в самом низу и мгновенно исчез за горизонтом. Я осталась наедине с овечками и пугливо глядела вниз, пытаясь высмотреть оранжевоклювых паффинов (английское название тупиков). И вот практически в самом низу из дыры в скале появился первый тупик. Осторожно спустившись метров на 15, я замерла и попыталась сфотографировать красавца. Но он был слишком быстр и взмыл в небо с характерным потрескиванием клювом. В следующий час паффины появлялись вокруг меня каждые несколько минут, и мне даже удалось сделать несколько кадров.



Одним из главных туристических мест Исландии является ледник Ватнайекюдль, занимающий 8% территории страны, и прилегающая к нему ледовая лагуна Йекюльсаурлоун.




Еще немного о еде. Будучи в Исландии, вы просто обязаны попробовать нежнейшую баранину. Приготовить ее можно на одноразовом гриле (продается в сетях супермаркетов Bonus и Kronan). Готовится быстро, употребляется еще быстрее. Лучше дополнить трапезу национальными блинчиками (больше похожими на лаваш) — флатке.


— Недели на острове вполне достаточно, чтобы влюбиться в эту невероятную страну, но очень мало для полного погружения во все ее секреты, — подытоживает мотоциклистка. — На обратном пути я провела три дня на Фарерских островах, но они заслуживают отдельного рассказа.




В заключение несколько слов о бюджете. Поездка обошлась примерно в €1800, включая переправу на пароме, проезд по платным дорогам, топливо, новый аккумулятор, проживание и траты на еду. Любые вопросы по поездке в Исландию и на Фарерские острова Екатерине Архипович можно задать по почте — moto.katrina@gmail.com.




Мотоциклы на Мотобарахолке Onliner.by

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. sk@onliner.by