Машина продается в среднем за 30 секунд. Как проходят автомобильные аукционы в США

Автор: Андрей Журов. Фото: Александр Никонов, Виталий Скребец
29 июля 2016 в 8:00

Автомобильные аукционы стали проводиться в Беларуси несколько запоздало, лишь пару лет назад. В мягкие кресла в актовом зале усаживаются участники, которым выдают таблички с номерами. Как в кино! Но как проходят настоящие торги по продаже машин в США, где история и традиции богаче? «Там все демократичнее и проще, — рассказывает Виталий Скребец, занимавшийся продажей автомобилей в Америке семь лет. — Аукцион проходит прямо на площадке, где выставлены машины. Ведущий без конца тараторит фирменные скороговорки, призывая делать ставки. Лот уходит в среднем за 30 секунд». На примере известного аукционного дома J. J. Kane наш собеседник рассказывает об особенностях торгов читателям Onliner.by.

Аукционный дом J. J. Kane распродает муниципальную и специальную технику и всякий раз вызывает сумасшедший интерес. Каждую субботу сотни человек устремляются на огромную площадку, где педантично осматривают выставленную технику, делают пометки, что-то обсуждают.




А посмотреть есть на что! На огромной площадке выставлены тысячи транспортных средств. Внедорожники, пикапы, школьные автобусы, седельные тягачи, автовышки, автокраны, мусоровозы... Многое на обычных улицах не увидишь! Например, есть автомобили, которые использовались спецслужбами, а теперь стали лотами. Говорят, в некоторых еще осталось оборудование для скрытого видеонаблюдения.





На торги выставляется очень много строительной техники: бульдозеры, экскаваторы, установки по обработке древесины. Как все это попадает на аукцион? Очень просто. Проходит срок эксплуатации, амортизационные расходы растут, и в определенный момент компания понимает, что нужно избавляться от старого транспортного средства. Можно, конечно, списать на металлолом, но рачительные американцы, которые умеют считать деньги, рассуждают по-другому: «А может, кому-нибудь понадобится? Тогда еще и денег выручим».




— Выставленные лоты находятся в разном состоянии, — делится впечатлениями Виталий Скребец, который после возвращения из США открыл первый в Беларуси интернет-аукцион по продаже автомобилей. — Никто специально к продаже машины не готовит. На боках внедорожников нет трех слоев штукатурки, а над мотором никто не колдовал, скрывая серьезные поломки. Основные неисправности кратко записывают на лобовом стекле.


Но прежде чем скрупулезно осматривать автомобили, предстоят формальности. Регистрация проходит в офисе, где работают несколько сотрудников аукционного дома. Вообще, это семейный бизнес, и все друг другу кем-то приходятся.

— Никакого залога оставлять не нужно, — продолжает наш собеседник. — Но после выигрыша участник торгов платит 10% от итоговой суммы. Причем не важно, стоила машина $100 или $1 млн. Оплатить нужно в день покупки, а забрать автомобиль можно в течение четырех-пяти дней. Оформляется только на имя участника торгов.

Виталий Скребец

Участвовать в торгах может кто угодно. Это не закрытый дилерский аукцион (в США есть и такие), куда допускают только представителей автохаусов (интересный факт: у таких агентов есть специальный регистрационный знак, который они могут устанавливать на любой автомобиль, и тот автоматически будет считаться застрахованным).

Умышленно сделано так, чтобы при оформлении было минимум сложностей. Для юрлица достаточно предоставить копию лицензии и чековой книжки. Для физлица — водительское удостоверение.


Кто ходит на такие торги? Разумеется, там много представителей дилеров (читай, автохаусов), сотрудников компаний, которым интересна тяжелая техника, а также обычных автомобилистов. В Америке каждый зарабатывает как может. Мелкий бизнес оптом скупает проблемные машины и восстанавливает их. У кого-то есть необходимая квалификация, у кого-то имеется доступ к дешевым запчастям.

После оформления документов каждому участнику выдают буклет с перечислением всех лотов, их характеристик и неисправностей. На книжице также указывают номер — с его помощью участник будет «отбивать» лот.


Аукцион начинается раньше живых торгов. За день стартует так называемый presale — в интернете. У некоторых нет возможности присутствовать непосредственно на площадке, и они торгуются дистанционно. Есть один существенный минус: ставку, сделанную в сети, можно перебить.

Торги проводятся непосредственно на площадке, где выставлены автомобили. Очень демократичный подход! Все сотрудники аукционного дома одеты в фирменные футболки, шорты и кепки. Отработав смену, они передают эстафету другому.

— Труд этот не такой уж простой, как кажется на первый взгляд. Только представьте: жара +30 (по Цельсию), ни ветерка, а ведущий тараторит без умолку, — рассказывает об ощущениях Виталий Скребец. — При этом ему нужно улавливать реакцию присутствующих, проявлять чудеса владения психологией. В таких сложных условиях демонстрировать просто космические скорости — это фантастика. На каждый лот в среднем уходит 30 секунд.


Интересна методика ведения торгов. Аукционист говорит быстро-быстро, иногда даже носители языка не разбирают всех слов. На самом деле это не просто скороговорка, а нечто вроде заклинания. Ведущий рефреном повторяет сумму и тем самым задает ритм, подстегивает скорее делать ставки, не раздумывая. Эдакий психологический трюк, провоцирующий на импульсивные действия. Кто-то может возмутиться: обманщики! Но ведь вы знали, куда шли. Это не какая-то придумка J. J. Kane, а традиция, правило хорошего тона — так же поступают другие аукционисты-конкуренты, причем каждый использует свою скороговорку.

Чтобы лучше представлять, как, например, продавали Chevrolet Corvette (к слову, машина находилась в идеальном состоянии), предлагаем просмотреть это видео. Автомобиль в итоге ушел за $5750.

Еще один излюбленный прием, который часто использует ведущий, это сокращение числительного для экономии времени. Скажем, аукционист произносит не «пять тысяч пятьсот», а «пять-пять». В качестве лота, например, выставили Dodge Stratus. Начинались торги с $500, а ушла машина за $1600.

Виталий Скребец рассказывает, что его приятель, который живет в США и занимается продажей автомобилей, сам стал участником торгов. Товарищ присмотрел два пикапа Ford F250. Один из них — 2003 г. в., с системой полного привода и турбодизелем объемом 6 литров, пробег — 270 тыс. миль, или 432 тыс. км. Раньше машина использовалась на трассах в качестве автопомощи дальнобойщикам, поэтому сзади в кузове предусмотрено отделение для инструментов и компрессора.



— В итоге торги за этот автомобиль удалось выиграть, — говорит Виталий Скребец. — Окончательная сумма лота составила $2 тыс. Еще $200 (10%) пришлось заплатить аукционному дому, а $25 стоило оформление.

Второй пикап стоил дороже. Вообще, разница в цене зависит от состояния автомобиля, его комплектации, пробега и т. д. Этот Ford — 2007 г. в., использовался как заправщик. Сзади был установлен бак на 400 литров и электропомпа. Однако имелись проблемы с распредвалом (предполагаемые расходы — $1500). Машина была приобретена за $2950.



Впоследствии товарищ Виталия собирался восстановить автомобили и выставить на продажу на площадке дилера.

— Обычно наибольший спрос на таких аукционах — на дизельные микроавтобусы и внедорожники, — подмечает наш собеседник. — Мотивы у американцев те же, что и у белорусов — тяговитость, экономичность. Друг пытался купить также фургон GMC. 99% этих автомобилей оснащены бензиновыми двигателями, а тут выставили два редких, дизельных экземпляра (объем мотора — 6,6 литра). Чрезвычайно надежные и экономичные. Шикарные машины!



Однако приятель вынужден был отступить. Слишком высоко взвились ставки. Как правило, за лот торгуется не больше десяти человек. Большинство отсеиваются, как только стоимость превышает рыночную. В итоге остаются двое самых упрямых. Так произошло и в этот раз: цена взлетела с $5 тыс. до $10 тыс. Многие были в недоумении. Слишком дорого обошелся автомобиль.

Железное правило опытного участника аукциона — нужно оставаться хладнокровным и не впадать в азарт. То есть важным является умение вовремя остановиться и не втянуться в борьбу-соперничество. Иначе аукционисты ликуют, а выигравшему торги еще предстоит осознать всю горечь победы.

— Интересно, что на данном аукционе нет минимальной или резервной цены, — замечает Виталий Скребец. — Если автомобиль принимают на реализацию, то значит, он будет продан по какой бы то ни было цене. Риск? Да, он есть. Но компании J. J. Kane доверяют, поскольку это известный аукционный дом с хорошей репутацией и большим количеством участников. Поймите, все равно найдутся те, кто будет торговаться за лот, хотя бы потому, что он предлагается задешево. Например, если бы я увидел, что какой-нибудь фургон предлагается по экстремально низкой стоимости, то тоже включился бы, а заодно еще кто-то. В итоге цена достигла бы рыночной.


Забрать автомобиль надо в течение четырех-пяти дней после торгов. Все товары, точнее транспортные средства, выдаются без гарантии. Предварительный тест-драйв, как правило, провести не удается. Ключи от замка зажигания предоставляются примерно за час до проведения аукциона, когда на площадке много людей. Максимально возможная поездка — метр вперед и назад.

А что будет, если кто-то из победителей торгов откажется выкупать лот? Ведь залоговую стоимость никто не оставлял, участник вообще ничего не должен за то, что в нужный момент вскинул буклет с номером. На самом деле случаи отказов единичные, но они бывают. Тогда участника навсегда заносят в черный список, и он лишается права в будущем участвовать в торгах этого аукционного дома.

Как бы мы ни хотели избежать аналогий, но они напрашиваются сами собой. В американских правилах много свободы и столько же риска, однако расчет верный — все в конечном итоге урегулирует рынок. У нас автомобильные торги проходят как в кино — в актовом зале, с мягкими креслами и табличками. Но, по мнению специалистов, есть ряд существенных препятствий. Например, необходимость оставлять залог отпугивает часть потенциальных покупателей. А жестко фиксированный порог (каждая следующая ставка выше предыдущей на 5%) плох тем, что не дает той свободы действий во время торгов, которая могла бы быть.

Подержанные автомобили на «Автобарахолке» Onliner.by

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by