У гомельчанина Евгения было 11 литров отработанного автомобильного антифриза. Он решил поступить по-людски — не выливать все это на землю, а утилизировать «по правилам». (Евгений верит, что должны же быть какие-то правила.) С тех пор обзванивает государственные ведомства, добиваясь четких инструкций — куда девать токсичную жидкость? Инстанции пока играют Евгением в футбол. Между тем вопросу этому не первый десяток лет, и, учитывая количество транспорта, он все более актуален.
— После замены охлаждающей жидкости у меня возник вопрос: куда девать отходы? — рассказывает о своих приключениях наш читатель. — Уверен, 99% людей выливают в ближайшие кусты или канализацию. Но я решил делать все «по-нормальному». Загуглил «куда утилизировать антифриз». Советы сводились к «вылей в кусты».
Упорный автомобилист отправился по большому кругу.
— Позвонил дежурному в Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды. Отправили в Гомельский областной комитет природных ресурсов. Там сказали, что не занимаются утилизацией, а являются надзорным органом. Предложили поискать самостоятельно в реестре «Объектов захоронения отходов». Там я нашел предприятия «Спецкоммунтранс» и «Комплекс по переработке и захоронению токсичных промышленных отходов Гомельской области». В первом мне сказали, что не занимаются утилизацией, во втором — что утилизируют только очень опасные отходы. Позвонил снова в Комитет. Там предложили спросить в «Водоканале», можно ли сливать антифриз в канализацию... Мне уже стало смешно, но позвонил — ответили, что «категорически запрещено».
Евгений понимает, что обычный человек уже давно послушался бы Google и не мучался. Но совесть не дает гадить под себя. Ведь природа не умеет «переваривать» антифриз.
— Представьте, сколько в стране автомобилей и сколько жидкостей сливается куда попало, — беспокоится гомельчанин. — Помогите разобраться, что все-таки делать «честному, но дурному» частному лицу с этим антифризом.
По данным Госавтоинспекции, в стране больше 3 миллионов легковых автомобилей, грузовиков и автобусов, количество стремительно растет. А это и масло, и аккумуляторная кислота, и 11 литров антифриза нашего читателя. Вообще, проблеме автомобильных жидкостей много лет. Куда на самом деле они деваются из легальных и подпольных автосервисов — загадка (формально). Частным лицам проще сбегать в кусты.
Стоит отметить, что лет 8 назад специализированные организации научились принимать старые аккумуляторы с электролитом (до этого найти законные варианты избавиться от кислоты было непросто). Теперь же, например, «Гомельхимторг» готов платить частному лицу по 2,02 руб за килограмм чистого веса аккумулятора (общий вес, разделенный на 2). На пунктах вторсырья «Облпотребсоюза» батареи забирают по 1,3 руб за килограмм общего веса. Принимают с электролитом, лишь бы крышки были герметично закрыты. В некоторых местах берут и масло — по 9 копеек за килограмм. Такие приемные пункты можно найти по всей стране.
Но что делать с антифризом частных машин — непонятно. Говорят, некоторые готовы в частном порядке забрать такую отработку для использования в домашних системах отопления. Но вряд ли они способны освоить все объемы. Тем более что масштабы проблемы никто не измерял.
В отделе госконтроля за обращением с отходами Гомельского областного комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды нам признались, что вопрос читателя действительно озадачил. Теперь сами ищут ответ. С виду-то все просто — поскольку жидкость «образовалась» в результате деятельности физического лица, ее следует отнести к категории «отходы потребления». Если так — то обращение с такими отходами является компетенцией служб ЖКХ. Получается, Евгений может выставить емкость с антифризом на площадку рядом с мусорными контейнерами. Но официально советовать это автолюбителю никто не берется. Непонятно, что конкретный водитель мусоровоза (по правилам) должен сделать, обнаружив у баков бутыль с неизвестной цветной субстанцией.
...Тем временем дома у Евгения окончания консультаций дожидаются пластиковые бутылки с жидкостью, относящейся к III классу опасности (к нему же относятся отработанные нефтепродукты). Но не все столь терпеливы, как наши читатели.