Горячая выдалась неделя! Двое «баварцев» сбрасывали друг на друга вину. Конфликтовали водители грузовых и легковых автомобилей. А на перекрестке Сурганова — Независимости вновь произошло столкновение. Все это Юрий Краснов предложил рассмотреть в традиционном субботнем выпуске.
После выхода публикации, в которой главным действующим лицом выступал «баварец» Виктор, в редакцию обратился его сообщник Сергей, находящийся в Чехии. Мы решили предоставить ему право высказаться. А потом...
— «Баварцев» больше нет, но они живы, просто деанонимизация развеяла страшный образ, за которым скрывались Витя и Сирожа, — дает оценку этой истории Юрий Краснов. — Хотелось бы верить, что теперь они будут по-другому относиться к людям и изменят свое поведение. Но проблема ведь не только в них. «Баварцы» где-то выросли, в каком-то окружении. Мне кажется, нужно глубоко изучать корни этого явления. Откуда все пошло? Как предупредить любые проявления человеконенавистничества? Вспоминаю, как в детском саду, куда я ходил, тех, кто вспотел на прогулке, отправляли в сушильный шкаф. И вот мы сидим такие, а остальные ходят и издеваются. А ведь для кого-то это могло стать серьезной травмой и отражаться во взрослом возрасте.
Фактически на наших глазах произошел уникальный для Беларуси прецедент. Гражданское общество в лице мотоциклистов установило причастных к истории с хейтингом и намерено придать законный ход делу. Это цивилизованно. А вся история — хорошая демонстрация, что в современном мире можно установить любого «тролля», подрезальщика или «учителя» и потом призвать к общественному порицанию.
В редакцию продолжает поступать информация об угрозах от имени «баварца», вскрываются новые и новые факты. Оказалось, злой «тролль» звонил не только мотоциклистам.
— Лично я не верю в искренность ни Виктора, ни Сергея, — признается мотоциклист Михаил (Майк), разоблачивший «баварца» и согласившийся поучаствовать в выпуске.
Тогда Юрий Краснов предложил отправить образец почерка (в данном случае идет речь о фразе, написанной по нашей просьбе Виктором) специалисту — профессору, доктору филологических наук. Вот ее заключение: «Это почерк подростка, все соединения букв правильные, но есть уклон. Склад ума консервативный, боится нового, рискованного, трус, одним словом. Еще характерно, что ровные хвостики у „д“ и „в“. Возможны некие ограничения. Не исключено, застрял в подростковом возрасте, все это признаки незрелой личности».
— В точку! — подтверждает Михаил. — А вот со вторым, Сергеем, большие вопросы. Человек образованный, знает несколько языков, преподавал в вузе...
— Но при этом он может не уметь жить в обществе, — замечает Юрий Краснов. — Можно быть семи пядей во лбу и банально не знать, как себя вести.
По его мнению, Виктора нельзя оставлять в одиночестве, надо пригласить в мототусовку, прокатить на мотоцикле, в конце концов. Эксперт вспоминает программу «Сотрудничество, взаимный обмен, прощение», сформулированную в 1970-е психологом Анатолием Рапапортом. Ее основная идея заключается в прощении и демонстрации готовности сотрудничать, как говорят сейчас, с хейтерами. Тогда человек способен переосмыслить поступки и понимает, что готов простить, хотя раньше допускал непозволительное поведение.
— Я полностью переосмыслил свое отношение не только к мотоциклистам, но и ко всем людям. И даже дышать стало легче! — заверил «баварец» Виктор, которому мы позвонили. — Мне сейчас безумно стыдно. Хотелось бы вернуться назад, чтобы все изменить.
— Признать вину — уже многое значит, — решил приободрить собеседника Юрий Краснов. — Сейчас многое будет зависеть от отношения людей к вам. Надо совершать только хорошие поступки, и это будет искуплением. Хочу также отметить, что данный случай — хороший маркёр для общества: насколько оно готово к прощению?
Очередной конфликт между водителями был зафиксирован на видео. На этот раз из-за парковки. На узком участке ул. Ваупшасова в Минске со стройплощадки не мог выехать грузовой МАЗ. А владелец легковой Honda отказывался перепарковаться. Дошло до того, что конфликт разрешал инспектор ГАИ, подчеркнуто вежливо попросивший автора видео переставить машину.
— Смотрите, какой ход рассуждений: нарушаю или нет, — просматривает ролик Юрий Краснов. — А нужно думать так: мешаю или нет... А дальше мало конструктивного. Вот водитель грузовика говорит про какие-то три метра, ссылаясь на ПДД. Откуда он это взял?
Вероятно, водитель МАЗа имеет в виду пункт 143.2: «Остановка и стоянка транспортных средств запрещаются в местах, где расстояние между сплошной линией горизонтальной дорожной разметки (кроме обозначающей край проезжей части дороги) и остановившимся транспортным средством составляет менее 3 метров». Однако причем это к рассматриваемой ситуации?
— Тут, скорее, действует другой пункт — 143.10: «Остановка и стоянка транспортных средств запрещаются на проезжей части двухполосной дороги напротив стоящего на противоположной стороне дороги транспортного средства». К сожалению, его редко выполняют, — продолжает эксперт. — На мой взгляд, ответственные лица должны были огородить пространство, чтобы шоферам грузовиков было проще выезжать. Ну в самом деле, что делать водителю легкового автомобиля, который припарковался по ПДД? Ходить вокруг и смотреть, не помешает ли он кому-нибудь?
В то же время нелепо выглядело нежелание пойти на уступки. Все-таки люди работают, и есть возможность проехать чуть вперед...
— Хочу авторитетно заявить: наши люди, к сожалению, не умеют друг с другом общаться, — констатирует эксперт. — Если бы водитель МАЗа обратился вежливо, то все было бы нормально. Ну вы же представляете, как, скорее всего, было дело? [этот фрагмент остался за кадром] То, что автор видео обиделся, о многом говорит... Однако водитель Honda мог бы сказать: «Я ничего не нарушаю и переставлю автомобиль, но вы в следующий раз так не обращайтесь, потому что другие могут обидеться». Нельзя друг друга оскорблять!
Полностью солидарны с Юрием Красновым, который считает, что конфликт возник из-за неумения остановиться в горячем споре: «По идее, рассудить всех должен был самый опытный водитель МАЗа, который перевез миллионы тонн щебня, и сказать: „Давайте успокоимся“. Но он, наверное, на выходном был».
— Самое сочное в ролике — это, конечно, фига, — улыбается эксперт. — Надо провести среди водителей грузовиков конкурс красоты на самую лучшую дулю! В жюри пригласим звезд, будем учитывать вылет большого пальца, чистоту ногтей, наличие кутикул.
В третий раз за эту осень мы выезжаем на перекресток Сурганова — Независимости. Что характерно, возникает проблема с одним и тем же направлением (движущимся от МКАД в сторону центра города). На уходящей неделе рано утром автобус врезался в попутный седан, который поворачивал направо. От удара легковую машину развернуло и отбросило на переход, где находились люди. Информации о пострадавших не поступало.
— Заметьте, осыпь стекла находится в полосе, из которой разрешен только поворот направо, — обращает внимание эксперт.
На месте происшествия мы также посмотрели на тормозной след, оставшийся, возможно, от колес автобуса. Водителю легковой машины можно только посочувствовать: он не успел завершить маневр.
— Судя по всему, водитель автобуса рассчитывал перестроиться на перекрестке, — в очередной раз просматривает видео Юрий Краснов. — Ему нужно было пересекать разметку 1.7. Возможно, он посмотрел в боковое зеркало и плохо отслеживал ситуацию впереди, а тут как назло водитель легкового автомобиля замешкался...
Есть такая привычка у некоторых водителей. Увидев, что кто-то впереди снизился для выполнения маневра, они пытаются проехать, не снижая скорость в достаточной мере. В результате иногда подбивают «хвост» машины, поворачивающей направо или налево.
— Почему водитель автобуса не успел уйти от столкновения? —размышляет Юрий Краснов. — Предположений много: например, он был не очень хорошо знаком с организацией дорожного движения и не знал, что из этой полосы разрешен только поворот направо, хотя на асфальте требование обозначено разметкой. Могло сыграть роль время — раннее утро, когда все сонные, а поток разреженный.
Находясь на перекрестке, убедились, что водителю седана пространство позволяло скрыться и не заехать на территорию велосипедистов (вспомните: в одном из прошлых выпусков мы разбирали конфликт между велосипедистом и автомобилистом).
— При подъезде к перекрестку следите за поведением заднего водителя. — советует эксперт. — В данном случае это был большой автобус, который можно было увидеть. Прячьте свои машины! А если приближаетесь к такому перекрестку и кто-то впереди в вашей полосе выполняет маневр поворота — снижайтесь с запасом, не рискуйте.
— Все, что с нами происходит, — неслучайно, — подытоживает выпуск Юрий Краснов. — Взять хотя бы ситуацию с «баварцем», с этими Витей и Сирожей. Попали — для них наука. Водитель МАЗа показал дулю — переосмыслит поведение, тоже, надеюсь, будет по-другому вести. Все мы совершаем ошибки. Иногда в эмоциях не подумаем, и ага... Надо учиться быть людьми! По-другому не скажешь...
Видеорегистраторы в каталоге Onliner
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by