Патагония: 5 тысяч километров до края света на байке «вторым номером»

Источник: Юлия Секерина. Фото: Юлия Секерина
31 393
14 апреля 2018 в 7:37

Меня зовут Юля, и я — «второй номер». О путешествии на мотоцикле я знаю не понаслышке, ведь за моей спиной около 10 тыс. км по Европе и столько же — по нескольким штатам Америки. Я научилась умещать весь двухнедельный гардероб на двоих человек в один кофр, втихую запихивая туда даже платье, которое, естественно, ни разу не пришлось надеть. Я научилась собирать палатку и сладко спать на краю обрыва при температуре +5. Я научилась читать во время движения электронную книгу, потому что пересчитав все объекты на своем пути и перепев весь свой репертуар, становится скучно и нужно себя чем-то развлекать, чтобы не спать. К слову, спать сидя на мотоцикле я тоже научилась.

Коротко, о чем тут речь

Нет, я никогда не мечтала так путешествовать, но попробовав однажды, поняла: мне хочется лететь навстречу ветру все дальше и быстрее, покорять новые просторы, улыбаться и смотреть по сторонам, сидеть сзади, но быть при этом одним целым. Ведь, поверьте, ничто так не сближает, как путешествие на мотоцикле. На этот раз мы решили почувствовать себя героями романа Жюля Верна и отправиться на другой континент. Ну а чтобы написать свой собственный роман, решили покорять дикие территории Патагонии — конечно же, на мотоцикле.


Патагония — один из самых красивых и неисследованных регионов на земле. На карте Латинской Америки она занимает всю южную часть континента и располагается на территории двух стран — Чили и Аргентины. До 1881 года эта земля не принадлежала ни одному государству, но позже Аргентина и Чили разделили ее вдоль Андских хребтов. Свой облик Патагония обрела еще во времена ледникового периода, около 3 миллионов лет назад, и с тех пор почти не изменилась. Первым европейцем, попавшим на эти земли, был Фернандо Магеллан. Он же и назвал этот край Патагонией, а его обитателей — патагонами, что в переводе означает «большеногий» — из-за привычки местных жителей оборачивать ноги большими кусками шкур, которые оставляли огромные следы.

В дорогу

В Аргентину виза для белорусов не нужна, и на ее территории можно находиться до 90 дней в течение года. С Чили совсем другая история — виза необходима и ее следует оформлять заранее. В Минске есть несколько турфирм, которые могут с этим помочь. Но я решила, что буду заниматься сама.

Маршрут нашего путешествия был спланирован таким образом, чтобы посетить самые красивые и знаменитые места обеих стран, в связи с чем границу между Чили и Аргентиной на протяжении всего пути нужно было пересекать более шести раз. Это означало, что нужна многократная виза.

Заявка оформляется онлайн. Нужно зайти на официальный сайт посольства Чили в Москве, найти раздел «Визы» и зарегистрироваться. Далее необходимо ответить на вопросы в анкете и прикрепить все имеющиеся документы: фото паспорта, билеты на самолет, бронь отелей, справку из банка или с работы, а также подробное описание маршрута. Все документы я фотографировала на iPhone и просто прикрепляла к анкете в личном кабинете на сайте посольства. Далее остается ждать подтверждения для оплаты, периодически проверяя статус. Вместо заявленных двух недель наши визы были готовы через три дня. Казалось бы, начало очень простое, незачем переплачивать агентству за услуги. Загвоздка в том, что виза не электронная, хотя все ее оформление происходит в режиме онлайн. Чтобы увидеть заветную ярко-оранжевую наклейку у себя в паспорте, необходимо отправиться в Москву.

А там пришлось побегать. Сначала в посольство за квитанцией к оплате, затем в банк в четырех станциях метро от посольства, потом обратно с оплаченным квитком и печатью. Однократная виза в Чили стоит $60, многократная — $120. Агентства за свои услуги берут вдвое больше.

Важный нюанс — визу выдают ровно на столько дней, сколько у вас указано в анкете. Ни больше, ни меньше.

Отправной точкой маршрута был город Осорно в Чили. Прямых рейсов из Минска нет, и даже самый удобный вариант включал в себя три перелета и три пересадки: Минск — Рим — Сантьяго — Осорно. В целом дорога, не считая двухдневной пересадки в Сантьяго, заняла около 40 часов, перелет стоил 1000 долларов в обе стороны на человека. У Alitalia были самые выгодные предложения, которые почти в полтора раза отличались от вариантов других авиакомпаний. А по самой «вкусной» цене билеты можно купить за три месяца до старта.

Идея отправиться в путешествие принадлежала друзьям. Решили, что это будет поездка в составе группы. В интернете можно отыскать множество компаний, организующих такие трипы. Обсудив все нюансы, мы забронировали групповой тур по Патагонии на мотоцикле. В составе группы — гид и механик на пикапе, который должен следовать за нами на протяжении всего пути.

На старт

В группе было 18 человек: 13 мужчин и 5 женщин — «вторых номеров». Собрались люди из разных уголков мира (Беларусь, Италия, Голландия, Португалия, Бразилия, Венесуэла), а также разных возрастов — от 27 до 70 лет. Нам предстояло проехать почти 5 тыс. км до самого края света.

На следующий день мы получили свой мотоцикл BMW R1200GS, «обутый» в оффроад-резину. Этот байк идеально подходит для дальних туристических поездок, в том числе по асфальту, гравию и бездорожью. То что надо для Патагонии. Все самые необходимые вещи из чемоданов мы переложили в выданные 60-литровые непромокаемые сумки и загрузили их в багажник трака, оставив самое нужное в боковых кофрах. Чемоданы, с которыми мы прилетели, отправились отдельно и должны были ожидать нас в конце маршрута.

Пограничники в Аргентине долго рассматривали белорусский паспорт, с недоумением передавали друг другу, не зная, что с ним делать. Но в итоге после консультаций с начальством нас пропустили — виза действительно не нужна.


Важно знать, что при въезде в Чили и Аргентину нельзя иметь при себе фрукты, овощи, продукты животного происхождения и продукты, не подвергшиеся консервированию, а также изделия из древесины. Так, например, мы наблюдали, как мужчину заставили отодрать кору дерева от сувенирных настенных часов, чтобы он смог провезти их через границу. Багаж досматривают при помощи рентген-установки и иногда вручную. В случае обнаружения «запрещенки» — штраф от $250. У нас всегда проверяли сумки, копались в вещах и просили открыть каждый кофр. И если в Аргентине к таможенному контролю относятся достаточно просто, то чилийцы проверяют вещи очень тщательно.

В целом граница проходится достаточно легко. Пограничники и таможенники просто выполняют свою работу и не создают искусственных очередей.

Все в парк

Каждый день наша группа на мотоциклах преодолевала расстояние от 250 до 450 км. Чем ближе мы подъезжали к Южному полюсу, тем становилось холоднее. И если свой путь мы начали при температуре +30, то закончили при +2. Патагония известна своим сбивающим с ног шквальным и порывистым ветром. Эта земля до сих пор остается малоизученной и малонаселенной областью.

Каждый новый день мы продвигались все ближе к югу. Открывающиеся виды просто потрясали. Самые лучшие места для знакомства с природой Патагонии — это национальные парки. Лавируя между Чили и Аргентиной, мы смогли посетить самые знаменитые из них.

Торрес дель Пайне

Торрес — один из самых красивых парков во всем мире. Это биосферный памятник планеты. На его территории находится Ледяное поле Южной Патагонии. Я никогда не видела такой природы. Это бирюзовые озера — такие яркие, как будто в них подмешали краску. Это горные пики, укрытые пушистыми облаками, а также реки, долины, фьорды и бескрайние леса.

Лос Гласиар


Этот парк посвящен ледникам, является наследием ЮНЕСКО и представляет собой скалистые земли, тянущиеся вдоль горных хребтов. Лос Гласиар — третий в мире ледник, который по размерам уступает только Антарктиде и Гренландии. Считается, что ледники Патагонии — самые древние в мире, их возраст — около 10 тыс. лет. Высота стены ледника Перито Морено достигает 70 метров, ширина — около 7 км, а длина — 60 км. Восьмое чудо света.

В самих парках не увидишь много животных, но вдоль дорог можно встретить гуанако (предков одомашненной ламы и пасущихся баранов), на озерах — розовых фламинго, а в небе — знаменитого андского кондора, птицу, которая является национальным символом и Чили, и Аргентины. Многие думают, что в Чили едят морских свинок. Это не так — их едят в Перу.

Огненная Земля

К архипелагу на юге Южной Америки мы целенаправленно двигались все 15 дней, преодолевая сложные препятствия, чтобы прийти к финишной прямой и оказаться на краю света. Огненная Земля отделена от материка легендарным Магеллановым проливом. В ее состав входит более 40 тыс. островов, большинство из которых не заселены. Когда-то оказаться на одном из этих островов было настоящим наказанием. Но сейчас, несмотря на то, что даже летом температура в этих краях не поднимается выше +15, Огненная Земля привлекает тысячи туристов. Отсюда уходят корабли с экспедициями в Антарктиду. Одним из самых заселенных городов Огненной Земли и самым южным населенным пунктом является Ушуая. Когда-то в этом аргентинском городе держали политзаключенных и опасных серийных преступников, трудами которых и был построен этот населенный пункт и его важнейшие здания. Здесь тебя не покидает странное чувство — ты на краю земли.

На своем пути мы повстречали много путешественников. Кто-то исследовал Патагонию на велосипеде и держал путь, как и мы, к Огненной Земле, кто-то вместе с четвероногим другом ехал автостопом по маршруту Аляска — Ушуая. Были ребята, которые уже полгода колесили на мотоцикле, начав свой путь в Северной Америке. Одна пара из Голландии путешествовала на мотоцикле семь месяцев, а в планах у них было совершить кругосветку сроком в три года, а точнее — пока не закончатся деньги. Они ушли с работы, продали свои автомобили, дом и отправились навстречу приключениям. «Это было одно из самых лучших решений в нашей жизни», — сказали они нам на прощание.

Чтобы увидеть захватывающую дух природу Патагонии, пришлось проделать не просто длинный путь в несколько тысяч километров, но и пройти через девять кругов ада. Порой нужно было проехать сотни километров до ближайшего места, слабо напоминающего цивилизацию. Свой мотоцикл мы заправляли при каждой возможности, так как не всегда на следующей заправке встречалось топливо. Для прохождения сложных участков дорог, покрытых толстым слоем гравия и камней, при сильном ветре и проливном дожде может потребоваться в несколько раз больше запланированного времени. Нужно всегда брать в расчет погоду.

Доехали не все

Сильный ветер, которым славится Патагония, и гравийные дороги, за которыми не особо следят, — это то, от чего пострадал не один участник нашего путешествия. Из-за плохого сцепления колес с дорогой мотоцикл очень сильно заносило, а водителю, даже при наличии опыта, было сложно справиться с управлением. Именно на таких сложных участках падали все без исключения — порой по несколько раз в день. Ничего, вставали и ехали дальше. Кто-то после утомляющей борьбы с байком и сильным ветром был не в силах двигаться дальше, останавливался и ждал подмоги. В таких случаях мы грузили мотоцикл на машину или просили нашего механика о помощи.

К сожалению, были и те, кто после падения уже не смог продолжить свое путешествие. Три человека из группы получили травмы. Меньше всего повезло коллеге из Венесуэлы, который при падении сломал четыре ребра, ключицу и впоследствии был эвакуирован на самолете в больницу, где ему пришлось провести несколько дней. Остальные пострадавшие продолжили путешествие в траке, оставив мотоциклы. Не стоит забывать, что байк — опасный вид транспорта, а в условиях плохих дорог и плохой погоды он становится в разы опаснее.


Путешествуя по Патагонии, при себе необходимо иметь наличные деньги обеих стран. В Чили используют чилийские песо (1$ = 600 песо), в Аргентине — аргентинские песо (1$ = 20 песо). И там, и там песо обозначаются знакомым символом $. Первое время в Чили было очень непривычно видеть цены, равные тысячам «долларов»: чай — $1500, салат — $5600, бутылка вина — $13 000. Патагония — не самый дешевый регион. Например, ночь в самом простом отеле обойдется не менее чем в 80—100 долларов США, посещение нацпарка — 40 долларов на двоих, ужин с вином в ресторане — 40—60 долларов, бензин — около 1—1,5 доллара за литр. По возможности мы всегда заправлялись в Аргентине, так как бензин там дешевле, чем в Чили. В остальном же стоимость товаров и услуг особо не отличалась.
Если вы планируете посетить Патагонию, то лучше всего планировать поездку с ноября по февраль, когда в Южном полушарии лето. Поездка в этот регион — одна из самых запоминающихся за всю историю моих путешествий. Многие опасаются столь далекого направления, но я все равно рекомендую там побывать.


Больше фото и интересных историй из путешествия — в Instagram Юлии.

Электронные книги в каталоге Onliner.by

Читайте также:

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by