Город Ипр в Западной Фландрии Бельгии — относительно небольшой. По количеству населения сопоставим с белорусским Жлобином. Только плотность в нем чуть ли не в десять раз ниже — хотя бы потому, что там нет дешевых удручающих многоэтажек. В этом самом Ипре, вошедшем в историю как место первого применения химического оружия (хлора) во время Первой мировой войны, ежегодно устраиваются гонки WRC. Трассы проходят по дорогам, которые у нас называются не иначе как «колхозными». И эта гонка — мегасобытие для местных работяг, фермеров и, в принципе, всей страны. Подобная тусовка могла бы быть и на Жлобинщине, но ее нет. И мы хотим объяснить почему.
Четверг, вечер, городок Нюкерке (Nieuwkerke). В воздухе стоит по-родному знакомый аромат силоса. Если бы не пейзаж с черепичными крышами вдалеке, можно было бы предположить, что мы находимся совсем не в двух тысячах километров от белорусской провинции. На улицах — никого. Только все парковки города заставлены машинами, в глаза бросается прокачанная Subaru. Нелегально авто не бросишь: везде установлены знаки «Остановка запрещена» с табличками, заполненными подписями от руки. На углу у патрульной машины болтают полицейские.
Местные не теряют возможности заработать — незасеянные поля предоставляют в качестве стоянки. Въезд — 2 евро. И даже здесь место для машины находится не сразу. Плату принимают женщины. Ведь мужики сразу после окончания рабочего дня — там. Там, откуда слышится рев моторов, перекрывающий музыку из массивных колонок. Сегодня в бельгийском уездном городке праздник — через центр проходит Ypres Rally.
«Традиционное ралли Ипр собрало множество сильных гонщиков, — позже напишут профильные издания. — По правилам за пару дней до старта гонщики проезжают по каждой из нескольких трасс, проходящих по дорогам общего пользования, и диктуют штурманам информацию об особенностях дороги. Во время ознакомления они едут по ПДД. После перекрытий и старта самого ралли стенограмма штурмана позволят пилоту пройти спецучастки за максимально короткое время. Именно время является определяющим фактором для победы. Сами автомобили не соревнуются друг с другом. В этом году гонка прошла под знаком полного доминирования Volkswagen Polo GTI R5. Сначала лидерство захватил Кевин Аббринг, но на СУ-4 его опередил Крэйг Брин на таком же автомобиле, который уже не отдал никому лидерство и успешно довел гонку до победного конца. Кевин Аббринг довольствовался 2-м местом, а на 3-ю позицию вышел еще один Volkswagen Polo GTI R5 под управлением Криса Принсена».
Но оставим спортивные баталии в стороне, нам в большей степени интересна атмосфера. Непонятным белорусу образом автогонки здесь действительно являются всенародным развлечением, посмотреть на которое стекается публика со всех городов и окрестностей.
На входе в центр событий в Нюкерке — никаких рамок, никакой полиции. Только мужчина в световозвращающем жилете, его задачи ограничены проверкой «входного» браслета и открытием ворот. Примечательно, что вход со своими напитками не под запретом, пускай это и немного странно. А странность в том, что в сотне метров отсюда, вокруг фуд-траков, начинается настоящее пивное безумие. Бельгийцы пьют много пенного и закусывают хот-догами с сосисками, зажаренными тут же на мангалах. Они изредка отвлекаются от шуток и тостов, когда мимо проносится гоночная тачка. Такая автомобильная альтернатива дожинкам и праздникам города.
Центром шоу стала главная площадь деревушки. Рецепт организации прост: заборы с сеткой по периметру, сцена с диктором и громкой музыкой, снопы сена в качестве преград для гонщиков, много пива и сосисок. Интересно наблюдать, как самоорганизовываются зрители. Лучшие места заняли люди в возрасте — разместились на принесенных с собой стульчиках. Молодежь наблюдает за действом с балконов и из открытых окон. Работяги знали, куда шли, — многие захватили с собой стремянки, стульчики и тумбочки, чтобы было видно из-за головы соседа. И все дружно охают, когда машины скользят на брусчатке в неконтролируемом заносе на резких поворотах.
За поворотом — ремонтная зона. Доступ туда свободный. Зрители с удивлением рассматривают строения усиленной конструкции кузова, с понимающим видом заглядывают под капот. Кто-то спешит сделать селфи с гонщиками (бельгийскими, французскими, немецкими — не важно). Здесь эти парни считаются звездами.
Еще один день гонки — и мы в новой локации, в поле близ деревушки Зиллебеке (Zillebeke). Это не луг, а настоящее поле, засеянное кукурузой. Дорога перекрыта, потому приходится пробираться через ряды метровых маисовых побегов. На самом деле здесь нет ничего, кроме одиноко стоящего хутора и сельхозугодий. Но вот кукурузное поле заканчивается, уступая землю не столь высокой свекле. И мы видим немалую толпу зрителей.
Кто бы мог подумать, что в это ничем не примечательное место стечется столько народу. Аксессуары те же: стремянки, пиво, стульчики. Кое-кто не постеснялся притащить с собой шезлонг с зонтиком от солнца и сейчас кайфует в теньке.
Клочок цивилизации — палатка спонсоров гонки, завода по производству масел Ardeca. Глава компании Хайн Вандекастееле (Hein Vandecasteele) тусуется с остальными зрителями. Он объясняет, почему вложил деньги в гонку: «Наша фирма семейная, а семья родом из Зандвоорде (Zandvoorde), мы все выросли под RallyYpres. Кроме того, наша продукция весьма пригодилась гонщикам и их машинам. На самом деле большая честь быть частью такого легендарного события. Например, мой сын Арне (Arne) сегодня испытывает трассу на safety car — Ford Focus, специально подготовленном для WRC».
Слова мужчины тонут в шуме приближающегося вертолета. Это служба безопасности. Сотрудники облетают всю трассу до начала гонок, чтобы сверху оценить, не пересекается ли расположение зрителей с траекторией гоночных машин. Охрана посчитала, что группа молодежи, разместившаяся на внутренней стороне 90-градусного поворота, в опасности — в нее может влететь попавший в занос гонщик. Вертолет садится, ребят просят пересесть, парни без лишних вопросов меняют дислокацию.
Завидев фотографа в толпе, местный мужчина внезапно спрашивает: «Хочешь сделать взрывной снимок?» И указывает на кусок металла под ногами. Даже беглого взгляда достаточно, чтобы понять — это снаряд. «Остался еще с Первой мировой, — поясняет незнакомец, пиная железяку. — Но ничего, мы привыкли». Останавливать мероприятие из-за такой мелочи никто не решился.
Пару слов о безопасности. Здесь, на периферии, охрану обеспечивают маршалы, волонтеры-пенсионеры — очевидно, приработок. Одни просто указывают разрешенные пути перехода через трассу. Другие, видя вдалеке машину, дают сигнал свистком и закрывают проход ленточкой. У людей есть время перебежать до следующего свистка. И все. Где кордоны, перекрытия дорог на три дня, полный запрет на передвижение пешеходов за пределами частных угодий и колхозных полей?
Догмат «Safety first» настолько прочно засел в умы европейцев, что организаторам не приходится думать «за себя и того парня». Сложилось четкое впечатление о ходе мыслей тех, кто в ответе за запуск RallyYpres: если ты взрослый человек, то вполне способен отдавать отчет своим решениям, тебя не нужно водить за ручку; твоя безопасность — в твоих руках. Главные правила безопасности гонки: «Наш представитель может и будет отменять этапы, если люди не стоят в соответствующих местах. Табличка „Опасность. Никаких зрителей далее этого места“ означает то, что на ней написано. Будь начеку, используй природную среду, чтобы защитить себя. Следи за детьми. Помни, что алкоголь и наркотики могут ухудшить реакцию» (цитаты с официального сайта ралли).
Да, без эксцессов не обошлось — на спецучастке 19 загорелся Hyundai i20 R5 норвежца Оле Кристиана Вейби. Пострадавших — 0 (ноль).
И вот мы в столице раллийного шоу. Подобного размаха праздник сложно представить в Жлобине. Особенно если говорить о празднике автомобильном. Со стороны триумфальной арки, так называемых Мененских ворот (построенных в честь солдат Антанты), тянется колонна из олдтаймеров. «Старички» тоже решили поучаствовать в гонке — для них предусмотрен отдельный заезд. Им навстречу движутся современные автомобили WRC. Их встречают овациями — более громкими, чем те, что вызывает появление на сцене звезд «Славянского базара». Машины обступают зрители, трещат затворы фотоаппаратов, слышны напутствия на непонятном фламандском языке. Гонщики ныряют в волну почитания и славы, а после под рев раскаченных двигателей устремляются покорять трассу.
Думаем, лучшим финалом статьи станет фоторепортаж с этого грандиозного для Ипра и всего автомобильного мира события.
Благодарим за помощь в подготовке материала компанию «БелОилгрупп».
Читайте также:
Наш канал в «Яндекс.Дзен»
Быстрая связь с редакцией: пишите нам в Viber!
Auto.Onliner теперь в Telegram! Присоединяйтесь!
Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by