Спецпроект

К дешевому морю и балканскому «крафту»: Албания, Черногория, Косово и другая экзотика в бодром маршруте

Источник: Николай Козлович. Фото: Максим Малиновский
01 сентября 2019 в 8:00

Ехать на край света в Албанию, где отожмут кошелек, вырежут почку и похоронят в бункере на заднем дворе? Почему бы и нет. Именно в этих краях получит кайф путешественник, уставший от немецких сосисок и итальянских пицц. Еще можно сэкономить. В бывшей Югославии пока не так дорого, как на привычных нам отпускных территориях. В «крафтовой» Албании и вовсе печатают на товарах цены из ваших грез. Плюс море и горы, козьи тропы и тайное ощущение первооткрывателя — все слагаемые для отличного путешествия! О балканских впечатлениях Onliner писал все лето (статьи здесь и здесь). Сегодня мы завершаем совместный с «Аэротрэвел» проект кратким рассказом об автомобильной части поездки. Цены, дороги, слайды и парочка советов в этом материале.

Аренда авто и маршрут

Чтобы сэкономить время, мы решили лететь чартером из Минска в Тиват. В нашей поездке этот город будет точкой старта и точкой финиша. Если у вас отпуск, как у космонавта, поезжайте из Минска на машине. Будет еще больше впечатлений.

Черногория как базовая страна для старта выгодна тем, что здесь элементарно взять в аренду автомобиль по вменяемой цене и без сумасшедших доплат за пересечение границ. Вы получите номера «нейтрального» государства. Хотя в регионе более-менее спокойно и уже давно не «наказывают» за сербские или албанские знаки.

Мы взяли свежий Passat (универсал, дизель). За 12 дней аренды отдали 350 евро. В пакете — страховка, возможность управлять машиной двум водителям, зеленая карта на все близлежащие страны бесплатно. Честная цена. Но ехали мы в самом начале сезона. На его пике будет дороже.

Маршрут был таким: Тиват — Улцинь — Дуррес — Тирана — Саранда — Ксамиль — Охрид — Крушево — Скопье — Приштина — Златибор — Мокра Гора — Вишеград — Сараево — Коньиц — Мостар — Млет — Дубровник — Которский залив — Тиват. Проехали около 2700 километров. Ушло 145 литров дизельного топлива. Это 5,4 литра на 100 километров — 180 евро.

Цены на топливо (в рублях по курсу НБ РБ):

Траты на жилье и еду считать бессмысленно: у каждого свои запросы. Самые приятные цены на гостиницы оказались в Северной Македонии. 25 евро за ночь в нормальном отеле? Тут это в порядке вещей. Еда и общепит дешевле всего в Албании. Можно и за 4 евро пообедать.

Беларусь vs Албания, Черногория, Хорватия, Косово: сравниваем цены

Маршрут:

Виза

Вам понадобится «мультишенген». Однократная виза не подойдет. С «мультиком» проедете без проблем везде. В Косово в том числе. Без визы белорусов пустят только в Черногорию, Албанию, Сербию.

Косовский нюанс

Если вы хотите включить в маршрут Косово, то стоит учесть региональную особенность. Между Сербией и Косово, чью независимость мировое сообщество признало частично, есть и будет напряжение. Если вы заедете сначала в Косово, а оттуда в Сербию, то вас развернут (сербские пограничники будут считать, что вы незаконно пересекли их границу). Поэтому въезжать в Сербию из Косово придется, добавив в маршрут третью страну. Мы ехали из Приштины в Златибор через Черногорию. Немного хлопотно, но не смертельно. Google все знает, в нашем случае карта прокладывала дорогу через Печ и далее по черногорским городкам.

Заехать из Сербии в Косово можно без проблем. Этот косовский штамп вообще сербов не волнует.

Границы: сколько стоять

Было опасение, что часть нашей поездки пройдет в очередях на границах. Мы видели жизнь, стояли в Бобровниках по 10 часов, но тут нужно Бобровники умножить на 15 (примерно столько предстояло проехать пограничных постов). А это уже хоррор. В реальности на все границы ушло чуть больше 180 минут. Для фаната Белостока как на перекур отлучиться. Знающие люди предупреждают, что в июле-августе ситуация другая. Можно встрять (значит, и не надо в эти месяцы никуда ехать).

Почти все границы мы проходили, не выходя из машины. Иногда выпрыгивал водитель. Повышенный интерес наши паспорта вызвали только у македонцев и хорватов. Усатому македонцу было скучно. Сначала он спросил про марихуану, потом про Путина, но мы сделали вид, что не знаем такого.

Хорваты, стоящие на страже границ ЕС, устроили полный, но быстрый досмотр багажа. Тоже спрашивали про наркотики.

На контрасте с хмурыми типами из Литвы и Польши балканские стражи границы показались милейшими людьми.

Итак, погнали.

Черногория

Что посмотреть. Отдыхать на море лучше в Рафаиловичах или Петроваце. Обязательны для посещения Котор, Пераст и Херцег-Нови (города у Которского залива). Столицу — Подгорицу — можно пропустить. Советуем сгонять в нацпарк «Дурмитор» на севере страны, если найдется время.


Самая красивая дорога. От Котора до первой столицы Черногории — Цетине — ведет жесточайший серпантин. Навстречу может выехать автобус. И вам придется сдавать назад. Трафик интенсивный. Адреналин гарантирован.

Как и виды, которые останутся в памяти. Лучший вид на Которский залив — именно с этой дороги. После Цетине она превращается в отличный автобан. Построили не так давно.

Штрихи. В Черногории хорошие дороги, но они не справляются со стремительно растущим потоком людей и автомобилей. В районе Будвы и других городов летом можно встать в пробку. Ездят спокойно почти везде, кроме участка Тиват — Будва. Тут мы видели спешащих по встречке ребят. От одного еле увернулись. Машины — простенькие, в белорусских райцентрах богаче тачки гоняют. Дороги бесплатные, кроме небольшого участка от границы с Боснией и Герцеговиной до Херцег-Нови (3 евро). За проезд через тоннель Sozina на E80 с легковушки возьмут 2,5 евро. Перекусить, если едете по маршруту, не проблема в придорожных пекарнях. Они начинают работу ранним утром.

За кадром. В Черногории миллион котов. Они любят машины.

В районе Котора ездят двухэтажные автобусы в английском стиле.

Столица Подгорица. Потрепанный городок с памятником Высоцкому и тихим центром.


Красота черногорских дорог. И нечего говорить по телефону, когда эту красоту наблюдаешь.

Автомобильные контрасты: элитные машины для VIP-туристов и обычные для местных жителей.

Албания

Что посмотреть. Обязательно — Тирану, которая вас удивит. Берат и Гирокастру. Если нужен пляжный отдых, поезжайте сразу в Ксамиль. Это неблизко, но стоит того. Море в районе более доступного Дурреса на любителя.


Самая красивая дорога. Красивая и немного опасная — трасса SH75. Ведет в сторону Македонии через горный массив, луга и поля. Есть участки с грунтом. Именно на этой трассе чувствуешь себя немного робинзоном. Вокруг места, где пока не отметился массовый турист, уж тем более пакетник. Встречные машины редкость. За поворотом может поджидать корова, бункер, заросшая кустами старая тачка или почти альпийский фантастический вид. В личном рейтинге нашей команды албанская 75-ка — самый что ни на есть европейский топ. Сравниться с ней может разве что дорога в Боснии (о ней чуть позже).


Штрихи. В начале 90-х албанцы полюбили Mercedes, ввозили их в страну тысячами. Есть миллион и одна шутка наподобие: из 10 проехавших албанских машин 12 оказались мерсами. Но ситуация меняется. Большие Land Rover, понтовые спорткары, черные BMW — в Албании мы видели самые лучшие за всю поездку автомобили.

На трассах за пределами городов тут можно рассмотреть всякое. Тот самый албанский колорит.


Но дороги в основном отличные. Магистрали строили итальянцы. Плату за проезд не берут.
Как тут ездят? Не очень. Показывать сигнал поворота в Албании не принято. Принято вылетать на встречку. Сущий ад — в Тиране. Пару раз мы думали, что вот и все, приехали. Фотограф был за рулем, молился. Мол, сейчас будет бутерброд со всех сторон, вызов страховой и потеря времени! Маневры албанских водителей напрочь лишены логики, хаотичны. Имейте в виду.

Албания безусловно является чемпионом мира по количеству полицейских патрулей. На коротком участке дороги может встретиться четыре-пять спецавтомобилей. Не прячутся, но останавливают через одного. В составе экипажа обязательно мужчина и женщина. Зачем такой плотный контроль? Местные объяснят позже: всем нужно работать. Ну и профилактика для лихачей (а здесь никто не ездит по знакам, особенно если на знаке написано 70 или 90).


За кадром. В Албании много автосервисов, разборок, мастерских. Очень много.


Придорожный сервис. Можно взять бурек за 1 евро и наслаждаться счастьем его поедания.
Еще одна особенность. В большинстве городов нет автовокзалов. Автобусы и маршрутки отправляются с какой-нибудь центральной улицы. Кони, люди, тачки — все это приходится внимательно объезжать.

Еще немного красавицы-Тираны.

Северная Македония

Что посмотреть. Охрид и Охридское озеро, зубодробительный комплекс «Илинден» («Македониум») в Крушево, сотни памятников в столице мирового китча Скопье.

Штрихи. Почти сразу же после границы с Албанией растут кусты. В кустах сидит македонский гаишник, символизируя родственность этой страны с нашей. Еще здесь поразительно пустые дороги. Даже в будний день. Есть платные участки. За пару десятков километров на А4 перед столицей списали 3,6 евро. Можно платить карточкой, принимают евро. Вообще евро берут во всех этих странах, но сдачу выдают в местной валюте. А курс может быть невыгодным.

Пожалуй, именно в Македонии мы видели самый древний автопарк. Было это в Крушево, столице туризма и металлолома. Здесь можно встретить в ассортименте Lada, Zastava и Yugo. Неясно, как все еще ездят некоторые из них.


Некоторые и не ездят.

Активное дорожное строительство.

Запустение региональных трасс.


Магистрали между крупными городами отличного качества.

Обычные люди и их каждодневный быт.


В Охриде — легкий налет курортного аристократизма.


Про Скопье и его статуи принято шутить, но этот город точно запомнится вам своей яркостью и позитивными жителями.

Косово

Что посмотреть. Если вы здесь оказались проездом и времени мало, направляйтесь в Приштину. На осмотр города, включая местную уникальную библиотеку, хватит два-три часа. Еще стоит заехать в Печский патриарший монастырь близ города Печ. Он как раз по дороге в Сербию (а мы туда, напоминаем, едем через Черногорию).

Самая криминальная территория Европы? Репортаж из Косово


Самая красивая дорога. Точнее, самая лучшая. Да-да, именно в Косово мы пронеслись по самому шикарному автобану (R6) из всех, что видели в этой части Балкан. Дороги продолжают строить. Тянут их в том числе через горы. Все выглядит впечатляюще, нам и не снилось. Понятно, что прилетели европейские инвестиции, но все равно немножко завидно.


Штрихи. В Косово водители спокойнее, чем в Албании. Никаких особенностей, по сути, нет — трафик небольшой и предсказуемый. Ах да, здесь есть заправки Shell. А во многих других соседних странах нет.

Для въезда в Косово придется купить на границе местную зеленую карту (в международную систему Косово не входит). На границе в будке карта на 15 дней для легкового авто обойдется в 15 евро. Можно взять заранее через интернет, в таком случае почему-то спишут некий административный сбор в 1 евро.

За кадром. Так выглядят местные номера.

Полиции, в отличие от Албании, на дорогах очень мало. Местные полицейские ездят на скромных Rapid. Ребята из KFOR (международные силы под руководством НАТО, отвечающие за обеспечение стабильности в Косово) гоняют на Touareg.


Еще больше, чем в Албании, авторазборок.


Дороги бесплатные. Снова начинается красота.

Пустынная Приштина воскресным утром.


Настоящее Косово и его жители.

Сербия

Что посмотреть. В наш маршрут вписывается лишь гористая западная часть страны, включая Златибор и национальный парк «Тара». Но этого вполне достаточно, чтобы полюбить страну и строить планы по возвращению сюда снова. Вы увидите меандры реки Увац, этнодеревню (Дрвенград) Кустурицы, Шарганскую восьмерку (уникальную узкоколейную горную железную дорогу), мемориальный комплекс «Кадиняча» и много чего еще.

Полюбить Сербию: едем и удивляемся


Самая красивая дорога. Самая памятная — та, что ведет к причудливым изгибам Уваца, образующим один из самых красивых в Европе природных памятников, называемых иногда «сербским Колорадо».

Тут есть несколько видовых площадок. Нам посоветовали ехать к «Молитве». Ориентиром может служить деревня Сеница. Отсюда до каньона 30 минут. Дорога грунтовая. Но если нет дождя, то проехать не проблема. На пути расставлены знаки. Но все равно дорога к «Молитве» выглядит как приключение (вот здесь можно посмотреть весь маршрут на видео, которое сняли ребята из местной туристической ассоциации).


Штрихи. В этой своей части Сербия совсем не богатая страна. Дороги порой отвратительны, заплатка на заплатке. Машины серенькие, невзрачные. В районе Златибора можно попасть на трафик.

За проезд по основным трассам берут деньги, но наш маршрут идет от магистралей в стороне. Не платим ничего.


За кадром. Здорово съехать с трассы и погонять по грунтовкам. Будут овцы, пастухи, пейзажи из фильмов Кустурицы.


Административный центр Ужице — сербский стотысячник.

В окрестностях курортного Златибора.


 Коллекция раритетных автомобилей в этнодеревне самого известного сербского режиссера.

Босния и Герцеговина

Что посмотреть. Вишеград и знаменитый мост на Дрине из нобелевского романа Иво Андрича. Сараево, в котором началась Первая мировая. Уникальный Мостар. И секретный бункер Тито близ Коньица (у него хитрый режим работы, вот сайт).


Самая красивая дорога. По Боснии и Герцеговине проходит самая красивая (с нашей точки зрения) балканская дорога. Участок трассы М5 от границы с Сербией завораживает пейзажами, туннелями, галереями, бегущей по каньону рекой. Удовольствие получат и водитель, и пассажир. Здесь есть участки платных автострад, а там, где двухполоска, трафик напряженный, особо не разгонишься. Но и не гнать хочется, когда по сторонам красота.

Штрихи. В Сараево и Мостаре беда с парковкой. Ищите отель, у которого есть своя. В столице активно работает полиция. Ставят блокираторы на колеса, эвакуируют на штрафстоянки.

Сараево. Живой и бодрый город. С трамвайным движением и спешащими пешеходами, толпами китайских туристов, которых интересует в первую очередь Латинский мост (у которого случился тот самый выстрел, перевернувший историю).


Трассы новые, асфальт ровный, развязки и съезды радуют глаз.

Древний Мостар.

Хорватия

Что посмотреть. Если ехать по нашему маршруту, то Дубровник и национальный парк на острове Млет. И еще много чего, если у вас будет больше времени. Однозначно стоит заехать в Сплит (мы не успели).


Штрихи. В Дубровнике берут сумасшедшие деньги за парковку. 10 евро в час? Здесь это нормально. Билет на паром на остров Млет обошелся на троих (и машину) в 52 евро. Это в обе стороны. Сайт перевозчика и расписание — здесь.

За кадром. Дороги в Хорватии платные. Например, если будете ехать из Загреба в Дубровник через Сплит, заплатите 35 евро. Но по нашему маршруту платных участков не было.

Встречается очень много байкеров из «большой» Европы.

Грузимся на паром, чтобы уплыть на Млет.


На острове одна дорога. Лучший пляж — в Саплунаре.


На таких авто ездят рейнджеры из местного нацпарка.

Итого

Мы смело можем рекомендовать данный маршрут к повторению (и сами не прочь бы повторить). Разумеется, какие-то точки можно исключать. К примеру, в Албании не заезжать в Дуррес или Саранду, а в Македонии — в Крушево. Но 12 дней для такого путешествия все же маловато. Это галоп на износ. Лучше добавить еще неделю.

Маршрут можно смело упрощать. Приятным видится такой вариант: Тиват — Мостар — Дубровник — Тиват. Куда бы вы ни поехали, послевкусие от Балкан останется положительным. Гарантируем.


Партнер проекта — компания «Аэротрэвел», которая открыла для белорусов Албанию с прямым перелетом из Минска. «Аэротрэвел» — туроператор по Албании, Черногории, Греции, Кипру и Северному Кипру, Италии, Болгарии, Хорватии, Словении.

Спецпроект подготовлен при поддержке ООО «Аэротрэвел», УНП 190775817.

Библиотека Onliner: лучшие материалы и циклы статей в одном месте

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by