Автостоп как побег. Не бомж, а путешественник

Источник: Иван Сазон. Фото: Влад Борисевич
16 525
22 сентября 2019 в 8:00
Ослепительные скидки в Каталоге Onlíner

Майя — из Беларуси. Она любит свою страну, но полтора года назад почти без денег уехала на Восток. Путешествовала автостопом, работала в хостеле за жилье и еду, спала на пляже с пилочкой для ногтей вместо холодного оружия. Девушка попросила сделать материал анонимным: мы изменили имя, использовав ее творческий псевдоним, и сделали фотографии, которые не должны выдать девушку. Для чего это? Она не хочет травмировать маму: та не знает некоторых подробностей ее образа жизни.

До 24 лет девушка жила в Минске. Училась в гуманитарном вузе на заочном отделении. С 13 лет работала, а последний год обучения писала студентам дипломы. Так и зарабатывала на жизнь. Когда в Беларуси появился налог на тунеядство, Майя устроилась работать в общепит, сорвала спину. Уволилась и больше не могла работать из-за состояния здоровья. А потом просто сбежала, в качестве способа побега выбрала автостоп.


Нет, решение не спонтанное — девушка мечтала путешествовать с 15 лет. Примерно с этого же времени она хотела писать книги. Возможно, так было у многих девочек-подростков, только Майя не отказалась от своих задумок и в 25.

«Так получилось, что мне 24 года, а я чувствовала себя на все 70»

— В 18 лет я попала на лекцию Антона Кротова — русского писателя и путешественника. Познакомилась с его творчеством, услышала об Академии вольных путешествий. Тогда же подумала: «Обалдеть! Можно путешествовать бесплатно». Долгое время искала попутчика — не нашла. В это время в моей жизни начался кризис: по специальности работать за копейки не хотела, в общепите за те же деньги — тоже. Кто-то предлагал выход — работу воспитателем за $150 в месяц. Но это не мой вариант. Несколько лет выживала полулегальным фрилансом. В одном случае работодатель не хотел брать меня в штат, а в другом, когда я писала дипломы, уже я не желала отчитываться о своей деятельности. Так получилось, что мне было 24 года, а я чувствовала себя на 70 — застопорилась. Срочно нужно было сбежать. Я купила авиабилет в Батуми. Потом 10 раз об этом пожалела — стопом получилось бы бесплатно. Почему Грузия? Там год можно было находиться без регистрации.

В Батуми Майя была долго. Она работала в хостеле. Зарплата, жилье и еда. Кем работала  кем угодно. Раздавала листовки, готовила и разносила еду, убирала столики в кафе возле хостела. В какой-то момент она решила вновь сбежать. Один человек привел ее в семью. Девушку приняли.

«У них была трехкомнатная квартира, но маленькая. В семье семь человек и один кормилец. А еще я. Они постоянно ссорились между собой, не всегда могли купить еду, но меня не выгоняли. С тех пор я считаю, что у меня две семьи. Тогда я почувствовала настоящее гостеприимство».

— Скоро в Батуми мне надоело. И не хотелось сидеть на шее. Я поехала стопом в Тбилиси. Оттуда в Турцию... Год спустя, когда мы встретились снова, я частично погасила кредит этой семьи, потому что знала, в каком бедственном положении она живет.

«Ты  бомж! Должна сидеть с мужем дома, рожать детей. Тогда поумнеешь»

— До Грузии я уже пробовала путешествовать автостопом. Но это были недлинные переезды — по Беларуси, до Москвы. Забавное наблюдение: помню случаи, когда на родине земляки меня не брали, а останавливались азербайджанцы, грузины. У этого несколько причин: на Востоке путник часто нуждается в помощи, и отказать ему считается плохим поступком. Кроме того, водители подвозят одного стопера охотнее, чем нескольких.

Процесс стопа простой: голосуешь на трассе, пока кто-то не остановится. Иногда это занимает 15 минут, иногда — несколько часов. Мы с попутчиком как-то ожидали больше 4 часов на морозе. Всегда нужно обозначить направление, куда ты едешь. Для этого достаточно встать на развилке. Так водителю будет проще решить, везти тебя или нет.


— Негласное правило для девушек: когда садишься в машину, всегда фотографируй ее номер и сообщай, что отправила его своим друзьям. Это поможет избежать неудобных ситуаций. Хотя я знаю девушек, которые не фотографируют, и у них все нормально. Мой опыт другой.

Нужно знать, что «за так» тебя никто везти не будет. Платить не надо. Главное — разговориться. Ты рассказываешь интересные истории водителю, он — тебе. Делишься с ним своим мировоззрением. Иногда тебя воспринимают нормально: хвалят образ жизни, немного завидуют, относятся с интересом. Порой реакция шокирует: «Как ты можешь? Ты тунеядец, бомж! Должна сидеть с мужем дома. Рожать детей. Тогда поумнеешь». Из машины, к счастью, не выбрасывают — везут дальше. Если у меня что-то есть, то я стараюсь отблагодарить водителя. Это может быть еда, открытки, магниты — что угодно. Бывает, мне тоже что-нибудь дарят. Со временем набираешься опыта: разговаривать становится проще, ты можешь поделиться реально крутыми историями. Водители это любят.


«Помню, пришлось ночевать на пляже с пилочкой для ногтей. Я постоянно просыпалась  от холода или страха»

— Во время таких трипов происходит разное. Был момент в Стамбуле: стоперов путали с сирийскими беженцами. Не пускали ночевать, мы спали на улице. Кутались в мешки, чтобы хоть как-то согреться. Один сириец попросил у нас денег. Я дала ему еды, а мой попутчик в шутку попросил у него денег в ответ. Тогда этот мужчина достал из кармана горсть монет и отдал нам. В тот момент у меня произошел разрыв шаблона: дело то ли в восточном менталитете, то ли в чем-то другом. Когда ты на дне, ты охотнее помогаешь другим и готов делиться последним.

Были и страшные моменты. Один раз меня подвозил мужчина. Он предложил переночевать либо у себя, либо у него в машине. Я выбрала машину. Ночью просыпаюсь от того, что чувствую какое-то движение и касание. Я успела проститься с жизнью: кто знает, что сейчас будет. Оказалось, мне просто протянули батон — чтобы поела. Но так страшно не было никогда.

Девушка рассказывает, как ночевала на вписках, в машинах, пыталась заночевать в храмах. По ее словам, священник даже предлагал выпить вина у него дома, но из-за татуировок в храм не пустил.

«Помню, пришлось ночевать на пляже с пилочкой для ногтей. Я постоянно просыпалась — от холода или страха. Знала точно: если кто-то подойдет, буду обороняться пилкой».


Сейчас Майя вернулась в Минск. Хотела открыть ИП, чтобы издать свою книгу. Но оказалось, что это дорого. Планирует окончательно уехать на Юго-Восток. В каком-то месте жить месяц, в другом — больше. Путешествовать и писать книги. Сейчас на треть написаны две: книга, основанная на реальных событиях, «Миллиган в юбке» и фэнтези «Менеджеры ада». Автостоп для девушки стал открытием новой жизни. Она надеется, что ее муж после службы в белорусской армии присоединится к ней: «Потому что он моя банда».

Auto.Onliner теперь в Telegram! Присоединяйтесь!

Библиотека Onliner: лучшие материалы и циклы статей

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!