Год назад Кирилл Шатов готовился к выступлению в Шотландии: после тренировки нужно было отдохнуть, успеть нанести грим и в очередной раз выполнить тройное сальто на арене «Цирка дю Солей» (Cirque du Soleil). Но неожиданные новости вынудили срочно отменить планы, собрать чемоданы и отправиться домой, в Беларусь, — на планету надвигалась пандемия с ее ограничениями, социальной дистанцией и жестким локдауном. Волна коронавируса цинично вымыла из общественной жизни часть профессий, отправив многих артистов по всему миру в затянувшийся антракт. Что делать? Только волевой человек мог в такой ситуации отказаться от восходящей карьеры акробата и начать все с нуля: получить нужную категорию водительских прав и пойти в водители-международники. Благо в Минске нашлась компания, которая согласилась обучить и принять без опыта работы по специальности. Говорим с экс-артистом, а ныне водителем автопоезда о вынужденных метаморфозах, схожести двух разных профессий и тяге к большим машинам.
Достаточно пары минут беседы с улыбчивым парнем, чтобы понять, почему ему все давалось так легко. Родные никогда не отговаривали, не настаивали, не противились авантюрным идеям. Потому, вероятно, иногда из мальчишеских проказ получалось что-то большее, чем просто увлечение.
Как и многие мальчишки в Барановичах, где он жил, Кирилл посещал спортивную секцию. Занимаясь плаванием, подросток частенько приходил в зал к дедушке, известному тренеру по спортивной гимнастике: «Честно говоря, просто хотелось попрыгать на батутах. Все начиналось как баловство, а потом я втянулся и стал профессиональным акробатом. Многие, кстати, не верили, говорили, что начинать в 13 лет поздновато, хотя и называли способным. Меня это обижало: ведь хотелось быть талантливым».
Успехи были столь значительны, что парнишку пригласили в училище олимпийского резерва. Родители были в шоке: им казалось, что 14-летний сын слишком юн для самостоятельной жизни. Но ничего, справился — Кирилл усердно тренировался и добился весомых результатов: теперь он двукратный чемпион Европы, призер чемпионатов мира...
Потом была учеба в университете физической культуры и спорта, служба в армии, второе высшее (парень закончил БГЭУ по специальности «Логистика»). Каждая последующая ступень давалась легко, без внешнего сопротивления.
— В 2017 году меня заприметили агенты, которые ездят на соревнования по гимнастике и ищут артистов для шоу, — продолжает Кирилл, которому сейчас 26 лет. — Так я попал в «Цирк дю Солей»...
За три года работы в знаменитом цирке Кирилл выступал в двух шоу — Varekai (в пер. «где угодно») и Crystal. Пришлось вливаться в стремительный темп и поддерживать напряженный график. Белорус с труппой успел объехать США, Канаду, Латинскую Америку, Европу...
— На протяжении двухчасового выступления я практически все время находился на сцене, — погружаясь в воспоминания, парень явно испытывает ностальгию. — Отработал, переоделся в гримерке — и снова на сцену. Успевал сменить семь пар обуви и пять костюмов. В основном это были эпизодические роли, кроме акробатической части шоу, где я выполнял сложный трюк.
Речь о тройном сальто, которое артист выполнял буквально на лету, отталкиваясь от маятникового пилона в высшей точке. Это примерно восемь метров до поверхности. О самой поверхности стоит сказать отдельно: приземляться приходилось на 120-килограммовый мат, под которым находился лед. Малейший просчет и... Страшно подумать.
Как говорит наш собеседник, помимо спортивной подготовки требовалось владеть актерским мастерством, учиться хореографии, уметь наносить грим, кататься на коньках: «Каждый участник шоу, выходя на сцену, максимально выкладывается, что предполагает концепция „Цирка дю Солей“».
— На наших шоу присутствовало от 2,5 до 7 тысяч человек. Главное отличие от спорта заключалось в том, что нужно было работать не для судей, а для зрителей, — подчеркивает артист. — Тогда я впервые почувствовал обратную связь, необычайный прилив тепла от аплодисментов и одобряющих возгласов.
Ежедневно проводилось до трех шоу, в неделю их могло быть девять-десять. Несмотря на бешеный ритм, в редкие выходные молодой человек успевал наслаждаться прогулками в городах, где они выступали. Это были редкие моменты, когда из артиста Кирилл превращался в путешественника.
— При этом я очень многое оставлял дома: супругу, родителей, друзей, — вздыхает молодой человек. — Полтора-два месяца в туре — это немало, но и на одном месте мне усидеть тяжело.
По счастливому совпадению в начале прошлого года труппа, в которой выступал парень, приехала в Минск (на Onliner выходил репортаж, одним из героев которого стал Кирилл). Тогда удалось совместить работу и встречу с близкими и друзьями.
В среднем акробаты в подобных шоу выступают до 35—40 лет. Казалось бы, карьера для Кирилла на ближайшие 10—15 лет предопределена, но все планы жестко нарушил коронавирус. Пандемия сорвала гастроли, выступления были отменены, а сам цирк оказался на грани банкротства. В это время (был март 2020 года) белорус с труппой находился в Шотландии, откуда их экстренно эвакуировали. Так парень оказался в Минске.
Возник вопрос: сколько это продлится и что делать дальше?
— Я задумался, какая из доступных сейчас профессий позволяет путешествовать, и вспомнил о водителе-международнике. Решил: почему бы и нет, — складывается ощущение, что решение о смене работы парню далось легко.
По словам молодого человека, он с юности был на «ты» с автомобилями. Водительские права получил при первой же возможности — в 18 лет, к тому моменту его уже дожидалась BMW 3-Series (E46) в кузове купе. А три года назад в перерывах между гастролями решил открыть категорию С. Просто потому, что хотелось. Вот так...
— Учился на 131-м ЗиЛе лохматого года, — вспоминает Кирилл. — Все максимально аутентичное: рычаг КПП с характерной розочкой, передачи переключались с хрустом, через двойной выжим сцепления. Пару раз автомобиль просто не завелся и занятие пришлось переносить. Но мне это нравилось!
Это напоминает начало спортивной карьеры белоруса: сначала ведь тоже были просто прыжки на батутах... Точно так же случилось с автомобилями, когда хобби вдруг стало профессией.
— Когда начал изучать ситуацию на рынке, оказалось, что нужно получить целый пакет документов: удостоверение водителя-международника, сертификат для допуска к перевозке опасных грузов. В конце концов, следовало открыть категорию Е, — перечисляет наш собеседник. — Однако наибольшие сложности возникли с поиском работодателя — перевозчикам требовались водители с опытом.
Настойчивый парень набирал номер за номером, пока не улыбнулась удача. Оказалось, компания PRIMUM не только готова давать шанс новичкам, но и проводит серьезную подготовку — организована внутренняя система обучения всем тонкостям профессии.
На собеседовании Кирилл честно признался: «У меня история для фильма: работал в цирке, опыта нет, но очень хочу попробовать. Если не получится, то сильно расстроюсь». В искренность парня поверили.
— Во время стажировки обучали детальному устройству автомобиля, действиям в нештатных ситуациях, особенностям перевозки опасных грузов, работе с документами, — говорит молодой человек. — За это время я прошел полноценный курс молодого бойца, после чего предстояло сдать экзамены: по механике, документальному сопровождению, а в конце еще и общий тест.
Однако технических знаний не всегда достаточно, чтобы быть готовым к полноценным переменам. Это еще про новые привычки, адаптацию, принятие.
— Насколько сложно было свыкнуться с другой социальной ролью? — спрашиваем.
— Поначалу было тяжело, — впервые за весь разговор проскальзывает тень грусти. — Но стоило отправиться в рейс (первые три проходили в сопровождении более опытного водителя), как все стало на свои места. В кабине остаешься наедине с собой, есть время подумать. В обычной жизни этого порой не хватает.
Кирилл проводит следующую аналогию между работой акробата и профессией водителя-международника: «Позади груз в 20 тонн. Громадная ответственность. Его нужно чувствовать, контролировать. Точно так же во время выполнения трюка необходимо просчитывать траекторию, скорость, время...»
Во время первого самостоятельного рейса водителю-новичку нужно было доставить в Чехию груз, который был промаркирован как опасный: «Мне достаточно было знать класс опасности и алгоритм действий в нештатной ситуации».
Тут весьма пригодились занятия, которые проводила компания во время стажировки. А в качестве подстраховки всегда на связи был ведущий инженер. Под рукой были и чаты в мессенджерах, в которых оперативно отзываются коллеги.
Молодой водитель-международник признается, что за небольшую карьеру в перевозках помощь коллег пригодилась дважды: в Германии, когда пробило колесо на автобане, и в России, где грянули сильные морозы.
В среднем рейс длится несколько недель. За это время кабина автопоезда становится для водителя домом. Непривычным было организовывать быт, запасаться провизией и следовать правилам провоза продуктов питания через границу. А в остальном — те же гастроли, только за рулем большого автомобиля.
Значит ли, что с акробатикой теперь для молодого спортсмена все кончено? Вовсе нет! Кирилл продолжает ходить в зал, а в рейсы всегда берет с собой эспандер. В минуты отдыха на стоянке цепляет его за капот и вспоминает цирковое прошлое.
«Вчера — артист известного на весь мир цирка, а сегодня — водитель автопоезда. Кого-то это может смущать, но для меня это личный выбор и свобода, — говорит в заключение молодой человек. — Попробовал себя в качестве актера цирка, водителя автопоезда и на этом останавливаться на собираюсь. В будущем планирую двигаться дальше в сфере транспортной логистики».
PRIMUM — это 24 года опыта в международных грузоперевозках на всем евразийском континенте.
Больше о работе в PRIMUM в социальных сетях: Instagram, «ВКонтакте», Facebook.
Присоединяйтесь к команде PRIMUM!
Auto.Onliner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости
Есть о чем рассказать? Пишите в наш Telegram-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by