Электрокары медленно, но верно захватывают рынок легковых автомобилей. Белорусские любители EV привозят себе машины из Европы, США и даже Китая. По стране уже катается несколько тысяч «электричек», но почти все они прибыли к нам путем серого импорта. Официальные дилеры за редким исключением не спешат предлагать нам электромобили. Импортер JLR как раз и является тем самым исключением — он уже несколько лет продает в Беларуси электрокар Jaguar I-Pace. Минский предприниматель Александр прошлой осенью приобрел электрического «британца». Несмотря на некоторые нюансы, машина ему понравилась. Понравилась настолько, что пару недель назад Александр сдал свой I-Pace в trade-in и взял такой же, но обновленный. Мы пообщались с мужчиной, чтобы узнать, как электрический Jaguar завоевал его сердце.
Первый I-Pace Александр взял у дилера с пробегом более 16 тыс. км. Это была тестовая машина, поэтому продавалась она со скидкой. На данном автомобиле мужчина проехал около 25 тыс. км. Немало для 8 месяцев эксплуатации. Но на своих старых (еще бензиновых) машинах наш герой проезжал еще больше — по 60 тыс. км в год. Сокращение пробегов Александр связывает с коронавирусом и закрытыми границами, а не с переходом на электрокары. Раньше мужчина часто ездил в Европу, а сейчас пополняет одометр своего автомобиля «белорусскими» километрами. Например, на предыдущем I-Pace Александр побывал во всех областных центрах страны.
Мужчина утверждает, что электрический Jaguar ему понравился. Зачем же тогда он поменял машину спустя такой короткий период времени?
— У старого автомобиля были определенные детские болячки, связанные с аккумулятором. Не с тяговым, который приводит машину в движение, а с маленькой 12-вольтовой батареей. Она периодически сама по себе разряжалась и буквально «выключала» весь автомобиль. Однажды мне пришлось возвращаться из Гомеля на поезде, а машину отправлять в Минск эвакуатором. Был случай, когда в Щучинском районе прикуривал свой Jaguar от уазика «Буханки». В своих кругах эта история уже стала мемом, — рассказал Александр.
В доработанном I-Pace проблему с маленьким бортовым аккумулятором решили.
Почти у всех электрокаров на борту присутствуют два аккумулятора. Основной — это тяговая батарея, передающая крутящий момент на электромоторы. Но есть еще и бортовой аккумулятор на 12 вольт. Такой же, как у ДВС-машин. Он отвечает за запуск автомобиля, работу дворников, электропривод руля, систему освещения в салоне (а иногда и наружной оптики) и мн. др. В I-Pace этот аккумулятор питает еще и заднюю дверь багажника. Поэтому разряженная маленькая батарея фактически обездвиживает всю машину, даже если тяговый аккумулятор полностью заряжен.
Из-за постоянных проблем с разрядкой 12-вольтового источника питания Александр даже пытался заменить автомобиль у дилера. Но в итоге сошлись на так называемом лояльном trade-in, когда старую машину дилер забрал в зачет новой и предложил хорошую цену. По нашей информации, Александр стал первым в Беларуси обладателем обновленного I-Pace. Вообще, британский электрокар выпускается с 2018 года, и рестайлинг в прямом смысле этого слова он еще не пережил. Зато получил множество технических доработок и лишился детских болячек, которые неминуемо вылезают у совершенно нового продукта любой компании. Напомним, у Jaguar это первый опыт массового производства электромобилей.
Для обычных автолюбителей, даже пристально следящих за новинками, подобные доработки без изменения экстерьера машины остаются незамеченными. Но человек, который пересаживается со «старой» модели на доработанную, может с легкостью перечислить, что в ней изменилось.
— Британцы поменяли интерфейс мультимедийной системы. Она действительно стала более понятной и логичной. Еще улучшили усилитель руля — вращать баранку стало проще. Заметно изменилась тормозная система, появилась функция Hold. Камера заднего вида на моей новой машине передает картинку в салонное зеркало. Сама камера расположена на заднем «плавнике» на крыше. Еще у машины появился складывающийся задний диван, а не только откидывающийся подлокотник. Тяговая батарея осталась прежней, как и электромоторы, но автомобиль, по-моему, стал более эффективно расходовать энергию. Возможно, это связано с погодными условиями. Еще после доработки бортовое зарядное устройство переменным током принимает до 11 кВт. Было семь, — рассказал владелец I-Pace.
Александр еще ни разу не высадил батарею «в ноль» (это, кстати, не рекомендуется производителем, как и зарядка на 100%), но не сомневается, что I-Pace легко протянет 400+ км.
В целом серьезных проблем при зимней эксплуатации мужчина не помнит за исключением одной истории. Однажды на трассе бортовой компьютер показывал приличный заряд, но неожиданно количество доступных «кэ-мэ» начало стремительно падать. Словно кто-то включил обратный отсчет. Дело было возле Могилева, и повезло, что рядом была зарядка. Причем температура тогда была всего минус 5 градусов.
Когда речь идет об электрокаре стоимостью под сотню тысяч долларов, на ум сразу приходит продукция калифорнийской компании Tesla. Но во-первых, Александр покупает все свои машины в лизинг, поэтому хочет иметь дело с официальным дилером и полноценной гарантией. Во-вторых, до этого мужчина пару лет ездил на Jaguar E-Pace, поэтому привык к сотрудничеству с импортером JLR. Ну и в-третьих, ему не понравился кроссовер Tesla Model X.
— I-Pace — моя единственная машина. Я использую ее для всех своих поездок, поэтому мне нужен большой запас хода. Когда у прошлого I-Pace начались проблемы с аккумулятором, я рассматривал вариант покупки Tesla Model X. C лизингом пришлось бы немного заморочиться, хотя все решаемо. Но я как-то проехался на Tesla и, откровенно говоря, разочаровался в ней. Думал, это будет намного круче. Кроме 3,5 секунды до сотни, меня больше ничего не впечатлило. Особенно большие претензии к салону. Такое ощущение, что сидишь в «Жигулях» с большим экраном. На фоне отделки салона Jaguar интерьер Tesla Model X выглядит совсем печально. В общем, я был откровенно разочарован, — рассказал владелец I-Pace.
Александр живет в многоквартирном доме и своей станции пока не имеет. Заряжает Jaguar исключительно на общественных зарядных столбиках (причем, как правило, на медленных). Благо возле офиса есть пункт зарядки. Сейчас мужчина со своей семьей достраивает загородный дом и в будущем планирует заряжаться уже на своей станции.
— Если не считать тех проблем, которые были в моем старом автомобиле, I-Pace меня полностью устраивает. Даже не представляю сценария, при котором я пересяду обратно на бензиновую машину. Но хотелось бы, чтобы запас хода у автомобиля был еще больше. Например, у Tesla есть новые модификации с запасом хода более 600 км. Хотелось бы чего-то такого и в Jaguar. Я очень много езжу, и запас хода для меня важный показатель. Кроме того, было бы здорово, если бы в I-Pace увеличили скорость зарядки, — считает владелец Jaguar.
Пока Александр делал только одно плановое ТО у дилера — на предыдущей машине. Оно включало проверку узлов и замену воздушного фильтра. Стоили работы около 200 рублей. По регламенту производителей, ТО у электрокаров производится вдвое реже, чем у бензиновых или дизельных машин. Модель I-Pace нужно возить к дилеру каждые 20 тыс. км.
Пока электрокары в Беларусь привозят в основном дилеры премиальных брендов. Так, у нас можно купить Audi e-tron, Porsche Taycan и BMW i3. Более доступные машины поступают в страну за счет частных перевозчиков и небольших организаций, занимающихся пригоном авто из-за границы.
У вас электромобиль и вы хотите рассказать о нем? Отлично! Это поможет развиваться EV-сегменту в нашей стране. Пишите нам на dl@onliner.by.
Auto.Onliner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by