ВелоПетрович

Самый смелый велоэксперимент Минска близок к провалу

Автор: Виталий Петрович. Фото: Максим Тарналицкий
24 июля 2021 в 8:00
Ослепительные скидки в Каталоге Onlíner

Прошло два года с тех пор, как в Минске начался очень смелый по меркам города эксперимент. На оживленной улице Веры Хоружей, в тени легендарного Комаровского рынка, прямо на проезжей части была организована велодорожка: маршрут в обе стороны, специальный светофор, разметка — все по-взрослому. На первых порах к идее возникали осторожные вопросы: были недочеты, были сомнения, которые, впрочем, можно было при желании развеять. То ли желания не возникло, то ли прошедшие годы выдались настолько непростыми, что было не до велосипедистов, но самый смелый велоэксперимент близок к провалу: магия исчезла вместе с ожиданиями, остались только косяки, покрытые дорожной пылью.

Смелая идея, но нет продолжения

Из ниоткуда в никуда? Да!

Минск велосипедный делится на тех, кто хочет ездить по проезжей части и кто не хочет. Два мира спорят с друг с другом, образуя длинные ветки на форумах. Не углубляясь в дебаты, отметим, что сама идея организовать велодорожки на дорожках автомобильных именно для Минска весьма спорная. Ладно Европа: там улицы средневековые: не разгонишься, а если и разгонишься — не разминешься точно. У нас все не так: широкие проспекты, в меру широкие улицы и постоянно растущая в теплый сезон категория тех, кто не ходит, но и не ездит как полагается, а передвигается на велосипедах, самокатах и прочих оригинальных штуковинах.

Эту категорию в меру быстрых и мобильных необходимо куда-то впихнуть, а для этого придется потеснить либо пешеходов, либо автомобилистов, чего ни одни, ни другие не хотят. Везде теснят пешеходов — так легче, — малюя на плохом тротуаре белые линии. На улице Веры Хоружей — в чем и заключается смелость эксперимента — потеснить решили машины. Но те чего-то не особо потеснились, о чем позже.

Прежде скажем, что такое разнообразие решений, конечно, позволяет экспертам определить наилучшую формулу, но на местах вызывает некоторые неудобства. Массам нужна стабильность: так легче привыкнуть к пейзажу и соблюдать правила. А какая ж тут привычка, когда катишь по проспекту, старясь не зацепить пешеходов, потом подземный переход, потом выезжаешь на проезжую часть и уже сам вертишь головой, чтобы не оказаться у кого-нибудь под колесами. И через 200 метров опять на тротуар. Стресс, а вы как думали!

Отчего-то понятно, что на проезжей части проспекта Независимости велодорожка не появится. Так есть ли смысл экспериментировать? Да, если инициатива будет расширяться, охватывая новые территории. И нет, если эксперимент так и заглохнет на 200-метровом участке не самой популярной у велосипедистов улицы.


Прошло два года. Велодорожка на улице Веры Хоружей все так же начинается из ниоткуда и заканчивается нигде. Прорываешься к ней по тротуарам, размеченным и неразмеченным, пролетаешь за секунду весь этот эксперимент и снова оказываешься посреди разбитого тротуара, гадая, куда бы поехать дальше из этого района свежих овощей и арбузов, «сочных-сладких, как твоя жизнь».

Автомобилисты свое не отдадут? Ни за что!

Авторы эксперимента будто нарочно искали задачку посложнее. На улице Веры Хоружей ввиду тесного расположения объектов торговли движение пешеходов всегда очень интенсивное. Это в какой-то мере оправдывает затею отправить велодвижение на проезжую часть. И это бы сработало, будь там запрещено движение автомобилей. Но трафик в районе Комаровки всегда насыщенный и всегда чуть на взводе. Посмотрите в глаза водителей, которые ищут, где остановиться, чтобы сбегать за помидорами, окликните таксистов, которые крадутся вдоль тротуара, ищут того, кто их вызывал, и скажите, что это не для них размечено и чтобы убирались с велодорожки! Сказали?

Два года назад велосипедисты здесь были посмелее, уверенные, что эксперимент возле Комаровки — только начало, что совсем скоро такие велодорожки появятся по всему городу и поведут еще дальше — в светлое будущее. Поэтому водителей, припарковавшихся на пути велосипедистов, клеймили позором, вступали с ними в дебаты, вызывали на них ГАИ.

Спустя пару лет адепты здорового образа жизни поутихли. Ну едешь ты на своем велосипеде, а впереди их не один-два, впереди машин десять стоит — возле «Силуэта» всегда так, проверьте! Кто-то совестливый оставил включенной «аварийку», остальные понаглее, но ведь не сдвинешь! И не остается ничего иного, как выезжать в полосу движения, боязливо озираясь: впустят ли? Пока впускают, но, ей-богу, спокойнее по тротуару.

Можно высказывать претензии автомобилистам, а заодно ГАИ, которая не может ничего сделать с этими автомобилистами. Можно гневно надрывать звоночек на руле, но проблему это не решит. Как не решили ее делиниаторы, которые одно время устанавливали здесь, тоже экспериментально. Но конфликт был заложен изначально, когда эксперимент только задумывался. Водителям на этом участке улицы Хоружей парковаться негде, и с учетом числа торговых центров вокруг — это проблема. Можно повесить знак, но если таксисту нужно забрать клиента напротив Комаровки, он будет забирать клиента напротив Комаровки. И если не обустроить для этого специальную зону, то будет забирать как придется, включив «аварийку» и ожидая, пока та тетушка закинет в багажник все свои клунки с луком, с молоденькой картошечкой, с кабачком и двумя килограммами персиков. И велосипедист будет ждать, потому что деваться некуда. Вот такой вот эксперимент.


Можно высказывать претензии водителям, но голос велосипедистов звучит все слабее. Велодорожка здесь два года и с неясными перспективами на выживание, а на рынок люди будут приезжать всегда. Машин здесь больше, и к машинам здесь больше уважения. Пожалуй, это справедливо для всего города.

Пешеходы так и не привыкли? Да!

Любопытно, что, выводя велодорожку на проезжую часть и провоцируя конфликт велосипедистов и водителей, проектировщики так и не ушли от контакта с пешеходами, которых здесь повсюду очень много. Острее всего это ощущается в районе автобусной остановки «Дом мебели». Там какая ситуация: велодорожка, прижимаясь к крайней правой полосе, упирается в зону остановочного пункта. Чтобы не допустить пересечения траекторий движения общественного транспорта и велосипедистов, велодорожку резко уводят вправо, на тротуар. Там она огибает остановку с тыла, после чего снова выруливает на проезжую часть.

Мало того, что велосипедиста внезапно сводят с дороги на тротуар, так это сделано в непосредственной близости от остановки, где всегда много пешеходов. Пешеходы на тротуаре в принципе чувствуют себя расслабленно, что объяснимо, а тут еще атмосфера торговли. В результате чего только на этом участке велодорожки не было: и носками из шерсти мериноса здесь торговали, и уличную музыку играли, и шаурму, сидя на корточках, ели. То есть влетает велосипедист с дороги на тротуар, а там импровизированная распродажа или чей-то баян стоит — видали такое.

Это не говоря о тех, кто бежит на свой автобус, не глядя по сторонам. Проблему пытались решать традиционными способами: нарисовали «зебру» через велодорожку, установили забор, чтобы если уж бегут, то по переходу. Помогло? Отчасти. Но первый проезд почти гарантированно заканчивается для велосипедиста как минимум испугом, а на второй раз уже как человек с опытом он тормозит заранее, чтобы крадучись миновать участок на тротуаре.

Понятно, что дорожка экспериментальная, и очевидно, что путем проб и ошибок определяется наилучший способ организации движения в таких местах. Но то, что за два года единственной корректировкой стала установка металлического ограждения, в которое, кстати, не дай бог вписаться на велосипеде, говорит о многом. Может, стоило подумать о «кармане» для общественного транспорта или хотя бы попробовать не нарушать прямолинейность веломаршрута? Ну притормозит велолюбитель за автобусом, ну подождет минутку — зато без лишних телодвижений и соприкосновений с параллельным миром пакетов, носков и хаотичных перемещений.

Решетки ливневок так и не заменили? Нет!

Вывод о том, что самый смелый велоэксперимент столицы близок к провалу, мы сделали не сразу. Все-таки разрешить конфликт с водителями, организовав для тех удобную зону посадки-высадки, дело непростое. И переделать автобусную остановку — задача не одного дня. Ко всему можно отнестись с пониманием и с верой в лучшее. А потом утыкаешься в ливневку, и весь оптимизм слетает, как пыльца с цветка в ветреный день.

О ливневках на экспериментальной велодорожке мы рассказывали два года назад. Их присутствие само по себе неприятно, но неизбежно — это все понимают. Крышки этих ливневок бывают разные, но почему-то на улице Хоружей был избран самый неудобный вариант для велосипедистов: с продольными отверстиями. Случайно наскочить на такое колесом велосипеда или, если угодно, электросамоката — плевое дело. Последствия наезда непредсказуемы: может руль дернуть, может колесо подскочить — неприятно, опасно, нелепо. Любой другой вариант здесь кажется предпочтительным, да даже точно такие же крышки ливневок с поперечными отверстиями.

За два года проблему так и не решили. Может, крышек нет, но скорее желания. И это ставит крест на любом самом лучшем эксперименте. Можно отрезать кусок проезжей части, отдать его велосипедистам и назвать город дружественным такому виду транспорта. Можно рисовать полосы на тротуаре и называть то, что получится, совмещенной велодорожкой. Но если не развивать начатое, если не улучшать, не исправлять ошибки — ничего не выйдет.

Велодорожка на улице Веры Хоружей — смелое решение, неожиданно смелое для города. Решение хорошее, так как оно позволило выявить определенные проблемы, характерные как для отдельно взятого отрезка дорожной сети, так и для Минска в целом, для взаимоотношений разных категорий участников дорожного движения здесь. Но за первым шагом должен был последовать второй. Нужно слышать голоса тех, кто здесь ездит, нужно учитывать их просьбы, считаться с их потребностями.

Любая прекрасная инициатива умрет за два года бездействия, ее просто перестанут считать стоящей. Экспериментальная дорожка возле Комаровки перестала быть экспериментом, она перестала быть новой. Теперь это просто не самый удобный, не самый логичный, не самый нужный столице велосипедный маршрут, который никуда не ведет. То, что было простительно в первый год жизни, спустя некоторое время становится приговором. Или мы торопимся с выводами?

Как вам велодорожка возле Комаровки?
8466 человек уже сделали свой выбор!



Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by