Спецпроект

Жизнь и работа в дороге. Заглянем в кабину водителя-международника перед рейсом?

Автор: Андрей Гомыляев. Фото: Александр Ружечка
26 октября 2021 в 8:00

«Самая приятная дорога — дорога домой», — заявляет Николай, уже 12 лет работающий водителем-международником. Каждый раз, когда он отправляется в рейс, дома его ждут супруга и трое детей (старшему 25, а младшей всего 4 года). Безусловно, в работе водителя-международника есть свои особенности, но жизнь в дороге, оказывается, может быть вполне комфортной. Над этим работают как производители тягачей, так и компании-перевозчики. Вместе с международной транспортной компанией PRIMUM мы подготовили обзор буднего дня водителя перед отправлением в рейс и заодно заглянули внутрь кабины фуры. Оказалось, там действительно можно жить.

Работа в дороге

Нашему герою — 51 год. Сам он из Барановичей. Долгое время работал в пригороде райцентра на птицефабрике, ездил на МАЗах. А когда появилась возможность стать водителем-международником и работать по всей Евразии на современном автопоезде, не упустил шанс.

«Недавно наша компания построила офис со стоянкой для автопарка в поселке Привольный. Поэтому в рейс уже отправляемся с новой базы», — говорит Николай. Здесь журналисты и встретились с мужчиной, чтобы проследить за подготовкой к рейсу.

Водитель объясняет: «Перед отправлением в рейс первым делом получаем все необходимые документы. Сейчас это на самом деле несложно. Чтобы попасть к тому или иному специалисту, предусмотрена электронная очередь, а ожидать можно в комнате отдыха для водителей. Там можно и документы заполнить, и телик посмотреть. Получаю все необходимые бумаги: акт сдачи-приемки автомобиля, путевой лист, разрешение, TIR Carnet (позволяет опломбированным грузам пересекать ЕС без таможенного досмотра до прибытия в пункт назначения). Затем прохожу осмотр медика: алкотест, давление, температура. В офисе есть собственный медкабинет, никуда для этого ехать не нужно. И все — в путь. Маршрут мы получаем на смартфон».


Во время ожидания в комнате отдыха можно обсудить и будни водителя-международника. «Удалось Европу посмотреть?» — наверное, самый популярный вопрос обывателя. Профессиональный водитель говорит, что бывает по-разному: «Большинство европейских транспортных компаний вынесены за пределы городов, поэтому вся красота порой остается за окном кабины. Однако многим коллегам в часы отдыха удается заскочить в центр и прогуляться».

 

«Однако любой вид даже самого современного города не заменит домашнего уюта, — собеседник вновь возвращает нас к главному. — К счастью, сейчас легко можно созвониться с родными, списаться в мессенджере, увидеться по видеосвязи. Я всегда вожу с собой трех плюшевых медведей. „Подарок папе, пусть всегда будут с тобой“ — с такими словами моя младшенькая вручила мне этот талисман. С тех пор медведи ездят со мной в каждый рейс, сидят у стекла, наблюдают за дорогой. Очень приятна их компания, особенно в дальних поездках. Вот недавно вернулся из Китая, а это ни много ни мало 5300 километров в одну сторону».


Ну вот, все необходимые документы готовы, медик пройден. Отправляемся к самой машине, чтобы изучить строение кабины изнутри и познакомиться наконец с медведями.

Фото из архива Николая

Жизнь в дороге

Первое, что обращает на себя внимание, это, конечно, кресла. И водительское, и пассажирское — с пневмоподвеской. Она защищает позвоночник водителя от нагрузок во время долгих поездок.

Руль с кнопками меняет положение как по вылету, так и по наклону. Из непривычного для владельцев легковушек — верхний правый рычаг у рулевого колеса. Это торможение двигателем, которое имеет три ступени интенсивности. Николай говорит, что в первую очередь использует именно его, педаль же выступает в качестве вспомогательного способа снизить скорость (например, при спуске с горки). Торможение двигателем и безопаснее, и экономичнее с точки зрения расхода, дополняет наш герой.


Торпедо более-менее понятно любому водителю. Из необычного — специфические кнопки блокировки межколесного дифференциала, противобуксовочной системы, регулировки высоты подвески под погрузочно-разгрузочные работы. Ну и не во всех машинах можно встретить адаптивный круиз-контроль со слежением за полосой, с контролем слепых зон и попутной дистанции (с автоторможением), с помощью при подъеме. Здесь же разместился рычаг электроручника.

Отдельно водитель подчеркивает пользу контроля дистанции. Опция помогает во время болезненных для всех международников очередей на границах. «Нервничать нет смысла — все равно не перескочишь, — философски рассуждает собеседник. — Бывает, застрянешь совсем надолго. На этот и другие случаи ожидания всегда беру с собой ноутбук и бумажные книги (в последнем рейсе, например, прочитал „Спартака“). А Volvo не даст прозевать момент, когда „колейка“ тронется. Сработает датчик расстояния до впереди стоящего авто».

Коробка автоматическая, с возможностью понизить или повысить передачу. Для этого предусмотрены кнопки сбоку рычага КПП.

Поднимаем взгляд выше сиденья. Тут разместилась радиостанция. Водители-международники по-прежнему переговариваются с помощью этих устройств, канал тоже остается неизменным долгие годы (в диапазоне частот 27 МГц). Чуть выше радиостанции разместился тахограф.


На верхней панели находится кнопка SOS для экстренной связи. Таковых в кабине три штуки, одну из них установила компания-перевозчик, при нажатии сигнал попадает в офис. Еще один атрибут безопасности — датчик пожара от производителя тягача.
Прямо на крыше — запасной выход, он же люк со шторкой.
Внизу лобового стекла — видеорегистратор и целый набор устройств по оплате дорог в разных странах. Россия, Беларусь, Польша — у всех свои особенные датчики.
Наконец подобрались к вопросам комфорта. В первую очередь обращает на себя внимание обилие всевозможных карманов, полок и ящиков. Машина большая — соответственно, и бардачки здесь немалого размера, весьма вместительные.
Главная зона отдыха — спальное место позади сидений. По мягкости не уступает домашним. На самом деле хочется подчеркнуть, что это не место для ночлега, наскоро слепленное из сложенных сидений легковушки, а полноценная удобная кровать. Только в машине. Из приятных бонусов — пульт управления климат-контролем.
Чтобы отдыху ничего не мешало, предусмотрены шторки. Они закрываются на всю ширину ветрового стекла.

Ну а под кроватью спрятался холодильник. Все как положено: есть зона заморозки и зона со стандартной температурой хранения. Тут своего часа ждет оливье.


На прощание уточняем: а что происходит, когда фура возвращается из рейса? Водитель в первую очередь обращает внимание на собственные удобства: «Передаю свою Volvo и отправляюсь в комнату отдыха для водителей, где заполняю отчеты. Если нужно, иду в душ, столовую. Затем сдаю документы с отчетом о поездке, прохожу медосмотр, после чего могу ехать домой к любимой семье».

 

И тут мы понимаем, что Николаю пора отправляться в рейс — в солнечную Италию. Впереди еще минимум две недели работы за границей: европейские дороги и доставка грузов. А здесь, в Беларуси, будут ждать его возвращения домой.


Компания PRIMUM — это 25 лет опыта в международных грузоперевозках на всем евразийском континенте:

  • 1300 сотрудников, работающих в разных офисах от Франкфурта до Ташкента;
  • 550 автопоездов;
  • конкурентная заработная плата и условия;
  • программа внутреннего обучения и адаптации к стандартам работы в PRIMUM.

Больше о работе в PRIMUM в социальных сетях: Instagram, «ВКонтакте», Facebook.

Присоединяйтесь к команде PRIMUM!

Спецпроект подготовлен при поддержке ООО «Примвэй», УНП 800000320.

Auto.Onlíner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by