«Акцизы» сменились с 1 декабря. Как теперь проверять моторные масла на подлинность?

Автор: Андрей Гомыляев. Фото: Максим Малиновский
01 декабря 2021 в 8:00

«Явная подделка ушла с витрин в подпол» — под таким заголовком вышел последний материал нашего масляного расследования, датируемого еще весной 2019 года. Читатели подтверждали: действительно, контрафакта стало меньше. По внешним признакам оригинал от подделки не отличишь. Особенно эффективно в борьбе помогал верный и простой способ проверки канистры на подлинность — с помощью акцизной марки. Недавно в сфере произошли изменения — вместо привычных буквенно-цифровых кодов стали печатать QR-коды (если точно - коды DMC). Очевидно, что подделки не исчезли полностью с белорусских прилавков. Как сейчас проверять масло на подлинность?

Если попадается банка со старой акцизной маркой

Все помнят, что моторное масло — подакцизный товар. На наклейке, которую обычно размещают на крышке канистры, указаны сведения о поставщике или реализаторе. Чтобы расшифровать буквенно-цифровой код на старом акцизе, нужно обратиться к электронному банку данных бланков документов. А затем сопоставить информацию со списком официальных дистрибьюторов на сайте производителя масла.

На следующем фото — пример. Код для моторных масел единый — 204607. Серия — ЭГ. А дальше — идентификационный номер. В данном случае удалось узнать, что товар поставлен «ПС Авто Групп» (официальный поставщик Total в Беларусь).

Теперь будет по-другому

С ноября 2021 года в редакцию стали поступать письма от обеспокоенных читателей. В качестве примера приведем слова Александра: «После статьи о поддельном моторном масле всегда проверяю акциз согласно вашей инструкции. Но сегодня при покупке масла попалась акциза, которая никак не вводится в банк данных. Информации об акцизах в общем доступе почти не найти. Были ли какие-то изменения по акцизам или это подделка?»

Фото читателей

Действительно, акцизные марки изменили свой внешний вид, их правильно называть контрольными знаками. Требования закреплены официально — в редакции от 06.01.2021 указа №243 «О маркировке товаров контрольными (идентификационными) знаками». С 8 июля текущего года введена обязательная маркировка унифицированными контрольными знаками. На фото ниже — прежняя и новая марка в сравнении.

«Для того чтобы узнать, кто импортер, нужно было вручную вводить данные, указанные на контрольном знаке (код, серия, номер). Сейчас все стало проще: скачал приложение „Электронный знак“, навел камеру — и готово, — говорит Павел Черногоров, начальник отдела продаж продуктовых направлений компании „Армтек“. — Если вдруг не сработает, также можно ввести данные вручную. Действительно стало намного удобнее».

Также проверить данные, указанные на контрольном знаке, можно на сайте Государственной информационной системы маркировки товаров.

Важно подчеркнуть, что в продаже осталось еще достаточно много продуктов со старой маркировкой, что допустимо.

Что даст информация об импортере?

В нашем масляном расследовании четко прослеживалась мысль: самый безопасный способ покупки оригинальной продукции — у официального дистрибьютора напрямую или в любой точке продаж с одновременной проверкой контрольного знака. На фото ниже — список официальных распространителей, которым, по нашим данным, можно доверять. Информация об основных дистрибьюторах периодически меняется, с момента публикации серии наших материалов список мог быть скорректирован.

 

Узнать, кто является официальным дилером масла в Беларуси, можно на сайте производителя (чаще всего в разделе «Где купить»). Приведем несколько примеров со ссылками: Areol, Total, Elf, Shell.

Для чего все это?

Отслеживание реализации позволит выявлять неофициальные потоки продаж, что в теории очистит рынок от серого импорта. Общая цель нововведения — контролировать движение каждой единицы товара и препятствовать нелегальному обороту или импорту продукции.

Простым языком: Россия решила таким образом бороться с контрабандой и инициировала введение новой маркировки в Беларуси.

Будет три вида акциза: два варианта с системой защиты от подделки полиграфическими средствами и спецматериалами (как на масле, с «голограммой») и один вариант с системой защиты от подделки оптическими средствами. На фото ниже — марки третьего типа, по ним можно отследить информацию вплоть до артикула.

Для юрлиц цели прозрачные: компании смогут отследить движение товаров на пути от производителя к конечному покупателю на внутреннем рынке ЕАЭС. Юрлиц обяжут использовать обмен электронными накладными через аттестованных EDI-провайдеров. В итоге должен произойти полный переход на обмен электронными документами и отказ от бланков строгой отчетности в бумажном виде.

Где еще стоит ждать "акцизы с QR-кодом"?

Новые акцизы третьего типа достались целому перечню товаров. Для всех юрлиц теперь является обязательным их нанесение. С помощью такого кода можно узнать название конкретного товара и «обеспечить прослеживаемость его реализации». Третий тип марок касается молочки, легпрома, обуви, фототоваров, духов, мехов и т. д.

Но вернемся к автомобильной теме. Среди товаров, которые получили унифицированные контрольные знаки (как на масле, с «голограммой»), есть немало автопродукции: антифризы, само масло, средства для стекол, моющие средства. В магазинах уже встречаются образцы новой маркировки, просто не всегда покупатель обращает внимание на наклейку на крышке. Да и не всегда в этом есть нужда. Конечно, если речь не идет о рынке моторного масла, на котором периодически всплывает контрафакт. На фото — пример нового акциза на таре стеклоомывающей жидкости.

Но это еще не все. С 1 декабря к товарам с третьим видом акциза добавляются и шины — как для легковушек, так и для грузовиков, автобусов и даже для мотоциклов с сельхозмашинами.

В начале ноября, когда требование о специальной маркировке коснулось обуви, из крупного интернет-магазина пропала вся категория товаров. Площадка просто не продавала обувь. В сети уже стали утверждать, что и на шинном рынке стоит ждать дефицита. Проверке этих слухов мы посвятим отдельный материал.


для легковых автомобилей/минивенов и кроссоверов, без шипов, индекс скорости: T (до 190 км/ч), индекс нагрузки: 103 (875 кг)
для легковых автомобилей, без шипов, индекс скорости: V (до 240 км/ч), индекс нагрузки: 98 (750 кг), евроэтикетка: C/C/70 дБ

Auto.Onlíner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by