Путешественников почти не осталось — не тех, которые по путевке на две недели, а настоящих, которым на месте не сидится. Валера как раз из таких. И хоть первооткрывателем он не стал (не было смысла повторять за Колумбом), но свою мечту исполнил: стал дальнобойщиком. Теперь ездит на грузовичке по Европе, жарит шашлыки и драники на стоянках, фотографирует красоту для Instagram. Он никого не зовет за собой: профессия и трудная, и рискованная иной раз. Но свой кайф в ней есть — просто нужно знать, куда смотреть.
После школы я поступил в БелГУТ (Белорусский государственный университет транспорта) на заочное отделение. Одновременно устроился работать в локомотивное депо слесарем по ремонту подвижного состава. Долго проработал, около восьми лет. А когда получил диплом, пошел на повышение: ездил в командировки, принимал дизеля после ремонта, контролировал процесс. Все было хорошо, даже зарплата нормальная, не подумай. Но на душе кошки скребли, когда смотрел на фуры. Это же кто-то ездит по городам и странам, видит мир — очень интересно! Я, знаешь, путешествовать очень люблю. Но как-то побаивался на фуру сесть. Да и родители говорили: «Главное — стабильность». А стабильность была в локомотивном депо.
У меня есть кум, он знал, что я неровно дышу к грузовикам. Предложил сесть на бус: до трех с половиной тонн, категория B. Я к тому времени уже даже отучился на фуру, но еще побаивался ездить: слишком большая, опыта нет. А бус маленький — не так страшно. Короче, взял отпуск и через неделю был уже на фирме в Польше. Шеф дал ключи и через час сказал ехать на Австрию. Я говорю: «А как документы заполнять, как груз крепить, чего да как делать вообще?» Он на меня смотрит: «Ты первый раз?» — «Да!» В общем, пришлось сказать, что на бусе уже ездил, просто с нюансами не знаком. В итоге пять минут обучения — и я уже в дороге.
Короче, вернулся я из того отпуска, три дня проработал и написал заявление: не смог больше сидеть в кресле. Проблем на работе не было, со всеми хорошие отношения. Хотя не ожидали, конечно, что так быстро решусь. Сделал себе зажигалку на память — такой вот у меня вышел день прощания. Про костры рябин опустим.
К машине я быстро привык, на дорогах через горы тоже страшно не было: до этого трижды отдыхал в Черногории, опыт был. А вот на пути из Австрии в Нидерланды взорвалась турбина. Останавливаюсь, звоню шефу. А он не знает, что делать. Ладно, набираю брата — он у меня грузовиками занимается. Ну объяснил, что делать, чтобы хоть как-то ехать. Заглушил я турбину, открутить ее было сложно, но часов за шесть справился. Водители подходили, качали головой: мол, зачем ты это делаешь, ведь поломка — это проблема шефа, пусть вызывает эвакуатор. Но я так не мог. Да и интересно было самому сделать автомобиль. В итоге с заглушенной турбиной приезжаю в Германию на сервис. Там, мягко говоря, удивились тому, как я ехал. Фотографировали то, что у меня получилось. Подсчитали: ремонта на €3000. Для фирмы это было дорого, так что пришлось 1200 километров ехать так, без турбины. Немцы когда узнали об этом, у них глаза округлились. Ну а что делать, пожелали удачи. До базы я, короче, кое-как добрался. Машину мне заменили, а старую в итоге продали.
Монологи, интервью, документальные фильмы, истории "маленького человека".
Сейчас у меня свежий Iveco, спальник сзади — как в фуре. Вообще, хозяева стараются покупать новые автомобили, по крайней мере до трех лет. Потому что если авто ломается, то ремонт стоит очень дорого. Один эвакуатор потянет на €500.
Что для меня самое сложное — нет четких указаний. Экспедиторы не объясняют, что да как, думают, что я должен все знать сам. А вопросов очень много. Объезд платных дорог, объезд весов. Машина 3,5 тонны — в 90% случаев везем с перегрузом. За это большие штрафы в Европе. Если полиция остановит, точно отправит на весы — тогда хана. Поэтому часто ездим по ночам. Но по-другому на этих бусах не заработать, все ездят с перевесом.
Самый большой риск — это когда везешь на бусе легковой автомобиль. Мы часто их покупаем в Норвегии и затем везем в Польшу. Наверное, удивлю, но в Норвегии машина может стоить €400—500, и неплохая ведь машина! Я даже себе хотел прикупить, но сложно. Их берут на запчасти, потому что переоформление в Польше сложное и дорогое. А вот для Беларуси планирую что-нибудь электрическое взять. К примеру, BMW i3 можно купить за €7000—8000, Nissan Leaf — за €3000.
Вообще, полиция редко останавливает легковые автомобили, а вот бусы и фуры — только в путь. В январе и феврале сплошь были облавы. Проверяют тахограф и превышение веса. Ну и камеры. С ними все очень жестко. Например, в Швейцарии, Швеции, Норвегии штрафуют даже за превышение на 1 км/ч. В Германии меня сфотографировали за +13 км/ч. Вспышка сработала — будто солнце на небе появилось. Жду штраф, еще не пришел. Высылают на фирму, но платить в любом случае водителю. Прикинул, где-то €40 выйдет.
С перевесом даже строже, и оплата полиции на месте. Из опыта: платил €700 в Австрии, в Швейцарии попал на €550, в Германии — на €350.
Но бывают и забавные случаи. Помню, в Нидерландах ехал на море. Догоняет полиция, останавливает. Говорят, что мне нельзя ехать дальше, так как в фаре перегорела лампочка. Я им показал, что у меня запасная есть, так даже помогли заменить.
Как-то раз в Швейцарию въехал по ошибке, страны-то близко все. А в Швейцарию на грузовике можно только утром въезжать, ночью граница закрыта. Короче, догнали меня очень быстро, объяснили, что за нарушение даже тюрьма может светить. Но не наказывали, только показали, как выехать.
А знаешь, что самое страшное в этой работе? Ветер. Нет, не обычный ветер, послушай… Я однажды в Норвегии попал — думал, там навсегда и останусь. Было много снега, ураганный ветер, думал, машину перевернет. Дверь открыл, чтобы глянуть, как выехать, — сломало дверь. Чудом уехал, короче.
Через 200 километров стал на паркинг, до утра было много времени. Приготовил ужин, выпил 100 граммов виски — нервы успокоить. Подъезжает полиция и сует мне трубку: дыши. Я отказался, говорю, мол, ребята, я до утра отдыхаю. Сказал, что выпил, но утром буду трезвый и тогда поеду. А законы в Норвегии строгие: если выпивший, а автомобиль запущен, можно и в тюрьму угодить. И ведь не объяснишь им, что холодно, а ты просто греешься. От отчаяния показал полиции навигатор, говорю: «Я был вот в этом месте, я мог погибнуть. Сейчас я приехал на паркинг и до утра никуда не поеду!» Они рты пооткрывали, когда увидели, где я был. Вопросов больше не задавали, пожелали хорошего вечера и уехали.
Работа сложная, на самом деле. Приходится иногда проезжать по 1000—1500 километров за 24 часа. В бусах же тахографов нет — еще одна фишка. Один круг в рейсе занимает примерно недели три. За это время проезжаешь 15—18 тыс. километров. Но ты пойми, я же проехал за полгода всю Европу — от Испании до Беларуси и от Норвегии до Италии. Сложно это снова променять на офис.
Помню, первый раз отправили в Скандинавию. То есть нужно плыть на пароме. Море! Я там бегал, как ребенок! Плыть шесть часов, у меня оплачены каюта и питание. Но я даже не спал — это, кстати, было ошибкой. Как только съехал с парома — сразу в дорогу, а это 1100 километров. Было очень сложно.
Вообще, я тебе так скажу: вот все хотят в Италию, во Францию. Ездил, видел, у меня одноклассница живет в Ницце. В южных странах бардак и мусор на улицах. Ограбить могут.
Для меня самая лучшая и тихая страна — это Норвегия. Пейзажи там завораживают. Цены, правда, тоже. К примеру, пачка сигарет стоит около €15, представь! Алкоголь в обычных магазинах не продают, есть специальные маркеты, но даже там купить можно только по карточке. Я-то не знаю, но местные поговаривали, что у них почти сухой закон, с пьянством борются. Сегодня покупаешь бутылку водки за €50, завтра она для тебя стоит уже €60. Хочешь пить — плати. Не знаю точно, правда это или выдумки. Но норвежские рыбаки у меня бутылку виски за €50 с руками оторвали. А в Польше я ее за десятку купил.
Вообще, я люблю готовить. Поэтому вожу с собой небольшой мангал. Как-то ночью стал в Норвегии на паркинге, жарю шашлык. Подъезжает полиция, улыбаются. Сфоткали меня, говорят: «Good job». А вот в Германии у меня так шашлык украли. Жарил-жарил, отвлекся на секунду — нет. Он же пахнет, а кругом фуры стоят. Кто-то, наверное, очень проголодался. Я походил-походил, но не нашел ничего, все кабины зашторены. Даже странно, но больше не видел, чтобы кто-то, кроме меня, шашлыки на мангале делал вот так на стоянке. А я мясо очень люблю, без него никак.
Но я готовлю все что угодно. В дороге и оладьи делал, и драники жарил: захотелось.
Чтобы много не тратить, стараюсь затариваться перед поездкой в той же Польше. Беру так, чтобы хватило надолго. Все, что быстро не портится: овощи, колбасы. Так что по месту мне нужны только вода и газ — ими не запасешься.
А еще мне нравится, как кормят на паромах — там даже мороженое есть.
Знаешь, на что я обратил внимание? В Европе не умеют отдыхать. У нас ведь как: музыка на всю ночь, а утром многие не помнят, что было. В Европе, а конкретнее в Скандинавии, берут прицеп-дачу и едут на фьорды или в горы. Там есть специальные паркинги, они платные — от €30 в сутки. За эти деньги получаешь собственно место для парковки, есть туалет, электричество. На дорогих кемпингах работают даже бары и аквапарки. И вот живешь так в своем домике. Но я о чем: скандинавов не слышно. Я не знаю, зачем они туда приезжают. Я так отдыхал — хоть днем, хоть ночью комара услышишь: все трезвые кругом, и никакой музыки.
Собираюсь еще месяцок так поработать и все-таки пойду на фуру — сейчас прохожу дополнительное обучение. Там зарплаты больше. Попробую поездить по Европе, но в будущем хочу в Скандинавии работать. Или в Ирландии. Но язык нужно знать, а с этим сложно. Пока мое общение сводится к паре фраз, хорошо еще, что переводчик в смартфоне выручает.
Вообще, работа интересная. Посмотрим, как будет дальше.
Кстати, из последнего. Был в Варшаве, оставил машину на паркинге. Проснулся, а в машине нет катализатора и топлива. Ну, топливо — это понятно. Но чтобы катализатор открутили — с таким я столкнулся впервые.
Auto.Onlíner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by