В Грузию в межсезонье: застрять на горной дороге, зависнуть на виноградниках и успеть к морю

Источник: Никита Михеев
36 451
01 ноября 2022 в 8:00

Продолжаем собирать интересные маршруты для автопутешествий от наших читателей. Хотите рассказать о своей поездке? Присылайте истории на ga@onliner.by. Дальняя дорога — почти всегда приключение. Интересные места, общение с местными, поломки в пути, встречи и открытия... Рассказывать можно много о чем. Минчанин Никита утверждает, что решился на поездку спонтанно, во время велопрогулки — надо рвануть в Грузию. Уже потом он посчитал стоимость перелета, взвесил траты и понял: ехать нужно на своем BMW. Говорит, во время тура ни разу об этом не пожалел.


Поехали втроем в сентябре, как раз в бархатный сезон. Погода очень комфортная, детей на пляжах уже значительно меньше, а цены на жилье значительно приятнее (иногда вдвое ниже), чем летом. Только за первый день мы, выехав в 5:30, преодолели 1700 км до Ростова-на-Дону. Трасса М4 позволяет ехать 130 км/ч: по российским ПДД нештрафуемый порог — плюс 20 км/ч. Решили не экономить на топливе, но даже при этом расход за всю поездку составил 6,2 л / 100 км (владельцы двухлитровых дизелей поймут).


Во второй день решили ехать сразу в Грузию (без визита во Владикавказ) и переночевать в первом после границы городе Степанцминде. Обе границы мы прошли за 1,5 часа. Считаю, что нам повезло. Ехать в РФ нужно сразу с местными рублями, так как поменять валюту, а тем более на трассе практически невозможно. Мы столкнулись с этой проблемой, и выручил нас только дальнобойщик из Гродно.

Наутро из-за погоды мы, к сожалению, были лишены прекрасных видов на горы. Но стоило проехать буквально полчаса в сторону Тбилиси, как тучи рассеялись и мы смогли насладиться видами на горы и ущелья. К слову, дорога, ведущая в столицу, сама по себе является достопримечательностью: перепады высот (самая высокая точка — 2400 метров над уровнем моря), серпантины, виды, которые буквально вынуждают останавливаться через каждые 5 минут и фотографировать, не жалея места в телефоне. Грузия покоряет своей природой, как только въезжаешь.

В третий день тура мы прибыли в городок Мцхета. В нем находится храм Святитсховели. Там же решили провести день и переночевать. Жилье в Мцхете гораздо дешевле, чем в Тбилиси.

На следующий день поехали в Тбилиси, осмотрели основные достопримечательности, встретились с ребятами, переехавшими туда по работе.

Позже отправились в Алазанскую долину, родину 85% всего производимого в стране вина. По дороге посетили монастырь Бодбе, «город любви» Сигнахи с ЗАГСом, работающим круглосуточно. Прямо у входа встретили молодую пару, которая искала свидетелей, чтобы расписаться. Мы, естественно, согласились. Ребята оказались из Архангельска и путешествовали так же, как и мы, но только на транспорте. После росписи и отмечания свадьбы в ресторане (все-таки традиции нарушать не стоит) мы продолжили наш путь в долину.

Мы не могли надолго задержаться в виноградниках, а из-за дождливой погоды попавшийся на пути завод не работал, сбора урожая не было. Тем не менее работница магазина помогла удовлетворить нашу тягу к знаниям о работе виноделен. Она позвонила кому-то, и уже через 5—10 минут приехал мужчина, который бесплатно провел для нас экскурсию по заводу и устроил дегустацию производимых ими вин. После этого мы отправились в отель. Места для ночевки мы находили с помощью Booking либо на месте, либо за пару часов до приезда. Цены: от 19 до 50 долларов за троих. Чаще всего это были двухкомнатные номера, иногда даже с включенным завтраком.

В очередной день нашего путешествия мы планировали самый большой пробег из Алазанской долины в поселок Хуло в Аджарии — 400 км. Там у нас был забронирован недешевый глэмпинг (кемпинг с комфортом гостиничного номера). Выезжать пришлось достаточно рано, так как средняя скорость по горным дорогам в Грузии не больше 50 км/ч. Боржоми мы посетили по пути, но вау-эффекта он не произвел.

Дорогу до Хуло я не забуду никогда. Навигатор предупредил, что на пути есть ремонт дороги, поездка займет 4 часа. Но это были не ремонты, это было строительство дороги в горах. Километров 80 мы проехали быстро, но вот оставшиеся 60 мы ехали не 2—3 часа, как планировали, а 6. Первая часть пути представляла собой подъем в гору, именно в том месте и шло строительство. Пришлось ехать по грунтовке из камней вдоль обрыва, высота которого, на объективный взгляд, составляла местами больше 300 метров. Ширина проезжей части была всего на метр больше ширины авто. Местами дорога была размыта горными ручьями и представляла собой глиняное месиво вдоль того же обрыва. Но это была лучшая часть дороги, так как там были люди и хоть какая-то техника.

Дальше строительство закончилось и осталось просто направление. Навигатор неумолимо увеличивал время прибытия, скорость движения составляла не больше 10 км/ч. Вскоре стало понятно, что к закату добраться мы не успеем и встречать его будем где-то в горах Аджарии, возможно даже в одиночестве. Так, собственно, и случилось. Последние два часа мы ехали уже в кромешной тьме. По той же «дороге», только уже больше на спуск. Для движения использовалась только одна педаль, и это была не педаль газа. Первая передача и тормоз — все, что там было нужно. Единственными, кто мог бы себя спокойно чувствовать на этой дороге и кого мы вообще на ней встретили, были строительные грузовики, полноценные внедорожники и багги. Так как ширина дороги зачастую рассчитана только на одну машину, а извилистость не позволяет видеть дальше 20—30 метров, грузовики перед заездом в горку сигналят, предупреждая о себе, так как крутизна подъемов не позволяет грузовику остановиться на них. Те, кто спускается, должны искать место, где могут пропустить грузовик.

В двух километрах от пункта назначения пришлось остановиться. Оказалось, случился обвал, дорогу пробивал бульдозер. Изрядно вымотавшись в испытаниях на прочность нашего баварского седана, мы остановились на ночевку в первом поселке. Ночлег помогли найти местные. И тут было не все просто — до дома пришлось подниматься в гору на высоту 1700 метров. Крутизна подъема была такой, что на поворотах дороги приходилось высовываться в окно, чтобы рассмотреть, куда ехать. Через лобовое стекло увидеть, что перед капотом, было невозможно. Эмоционально это был самый насыщенный и трудный, но при этом самый незабываемый день нашего путешествия. Виды, которые мы наблюдали по дороге, достойны попадания в топ. Вот только чтобы посмотреть на них, нужно иметь чуть больше времени и внедорожный автомобиль.

Дальше мы отправились в Батуми, на море. Там и провели три следующих дня. Пляж в Батуми и ближайших местах галечный, это стоит учитывать. Но есть один пляж в городе Уреки, в 55 км от Батуми, с песочком — черным, магнитным. Вход в море там, в отличие от Батуми, очень плавный. Кажется, это идеальное место для отдыха с детьми. Молодежи же однозначно нужно тусить в Батуми.

Далее отправились в Мартвильские каньоны. Место необычайной природной красоты. По дороге бесплатно посетили горячие серные источники. Чтобы полежать в серной воде на берегу горной реки, куда и стекают эти воды, из камней выкладывают борта, создавая что-то типа ванны. Этими же камнями и регулируют температуру воды, смешивая ее с ледяной речной. Температура воды на выходе из земли достигает 80 градусов.
Ночевать мы отправились в Кутаиси. Оказалось, неподалеку есть пещеры, куда мы и решили съездить на экскурсию в следующий день. Из-за обильных осадков пещеры может затапливать, и тогда экскурсии не проводят. Пещера Прометея, в которую мы отправились, была найдена в 1984 году и с 2011-го после ремонта и обустройства открыта для экскурсий. Это действительно место невероятной красоты, обязательное для посещения.

Дальнейший путь был уже без посещения каких-то достопримечательностей. Мы добрались до Тбилиси. Дорога из Кутаиси до столицы идет частично вдоль гор и строек, а частично по шоссе. Но там строят новую трассу — тоннель в горе, переходящий в мост над ущельем. Затем дорога снова пронизывает тоннелем гору. Думаю, через пару лет ее откроют и это будет очень быстрая и живописная трасса, не уступающая тем же австрийским ни по качеству, ни по видам.

Из Тбилиси мы доехали до Пятигорска. Прохождение границы снова заняло 1,5 часа. Хотя могло и больше: на нейтральной территории есть тоннели в горе, стоящие в очередях грузовики приходится объезжать по встречке. Нередко случается, что в середине тоннеля едущие навстречу друг другу автомобили встречаются лоб в лоб без возможности разъехаться. При этом сзади их тут же подпирает очередь. Мы чудом проехали, а вот авто, следовавшее прямо за нами, уже не поместилось. Процесс разъезда может быть долгим, так как кроме самих водителей никто этим процессом не руководит ни со стороны Грузии, ни со стороны РФ.

Дорогу обратно мы проложили по М4 — частично платной. За легковушку просят примерно $20 в одну сторону. Но вот маршрут по РБ выбрали уже не через М1 (Смоленск — Калуга — Тула), а через Могилев. Получилось на 100 км меньше, но по времени, думаю, одинаково.

Подведем итоги. Весь маршрут — 6500 км. Потратили около 400 литров топлива. Если у нас и в РФ топливо стоит примерно одинаково, то в Грузии стоимость литра дизеля составляет 4—4,5 рубля в переводе на наши. Подсчитав все расходы, однозначно могу сказать, что путешествовать бюджетно и интересно можно и нужно. Дорога и проживание обошлись нам в $900 на троих. Питание, развлечения и подарки не считаем, так как тут у каждого свои потребности. Но средний поход на троих взрослых в кафе или ресторан в Грузии с вином будет стоить 80—100 рублей. Просто перекусить можно за 15 рублей с человека. Что точно не стоит посещать в Грузии, так это «Макдональдс» — в отличие от Минска, там у них гораздо дороже.

Качество дорог в Грузии однозначно лучше, чем у нас. Даже в горах, где есть и морозы, и солнце, нет тех проблем, что есть в Беларуси. Автопарк отличается множеством свежих гибридов (это связано с условиями растаможки) из США или Японии. Но немало и старых «европеек». Их состояние заставляет вытирать слезы сожаления двумя руками — ни одной ржавой машины. Для понимания: в Батуми мы ехали на такси Mercedes W210 конца 90-х, водитель говорил, что пригнал его 8 лет назад и за это время поменял только одну шаровую (ну и делал ТО по пробегу).

За всю поездку мы встретили всего пару машин с белорусскими номерами. Хотя тех же москвичей и жителей Питера было в десятки раз больше. А так хочется, чтобы наши сограждане путешествовали и открывали для себя новые страны. Ведь путешествия — не важно, на авто или нет — расширяют наш кругозор и позволяют объективнее смотреть на многие вещи.


Выбор покупателей
для легковых автомобилей, без шипов, индекс скорости: T (до 190 км/ч), индекс нагрузки: 88 (560 кг)
для легковых автомобилей/минивенов и кроссоверов, без шипов, индекс скорости: T (до 190 км/ч), индекс нагрузки: 94 (670 кг)
для легковых автомобилей/минивенов и кроссоверов, без шипов, индекс скорости: T (до 190 км/ч), индекс нагрузки: 91 (615 кг), евроэтикетка: C/E/72 дБ

Auto. Onlíner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by