ЗАЗ 968 простоял 20 лет в гараже, но завелся. История покупки «Запорожца» за $140

Автор: Вероника Сайко. Фото: из личного архива героя
20 001
14 декабря 2022 в 9:00
Ослепительные скидки в Каталоге Onlíner

Что можно купить за $100—150? В лучшем случае — на неделю затариться продуктами на большую семью. Но наш герой — большой фанат «Запорожцев» — умудрился на эти деньги купить машину. Почти на ходу, с живым днищем и адекватным кузовом. Тратиться на запчасти сильно не пришлось: соседи по гаражному кооперативу сами приходят с просьбой помочь освободить помещения от давно ненужных деталей советского производства. В общем, нужны только прямые руки.

Любовь к советскому автопрому Дмитрию из Пинска привил его друг Павел — тоже «коллекционер» «Запорожцев». Началось знакомство с этой легендарной маркой с ЗАЗ 968 М 1991 года выпуска. Его наш герой когда-то купил за $250. Без каких-либо вложений тот автомобиль прошел техосмотр. А год назад Дмитрий решил пересесть еще на более бюджетный вариант за $140 в эквиваленте.

— Как-то к моему другу подошел сосед: сказал, мол, у него в гараже в 25 км от Пинска уже 20 лет простаивает «Запорожец» 1975 г. в., который собираются сдавать на чермет. Мы решили съездить и посмотреть, что там за экспонат такой. Первым делом узнали, как дела обстоят с документами. Оказалось, владелец умер еще в 2000-х, наследники в свои законные права вступили, но машину не переоформили. Кузов целый, мотор (воздушное охлаждение, объем 1,2 л, 40 л. с.) завелся — грех не взять. На вопрос о стоимости нам ответили, что готовы отдать машину по цене металлолома. Прикинули, посчитали — вышло $140.

— Преимущество такого автомобиля в нынешнее время — он дешевый, в том числе и в обслуживании. Неприхотливый и простой как три копейки: все можно перебрать самостоятельно, как я, собственно, и поступаю. В конце концов, машину не жалко: я и диван, и холодильник на крыше перевозил. Почему не «Жигули»? Там больше заморочек. Да и «Запорожец» выглядит интереснее. Старыми иномарками я наелся: у родителей был Volkswagen Passat B2 1986 года. Если сейчас искать что-то «по низу» рынка — как минимум без сварочных работ не обойтись.

Расход у «Запорожца» летом по городу — 12—13 литров на 100 километров (зимой — 15—17 л). По трассе больше 7 литров машина не просит. В месяц суммарно уходит чуть больше 60 литров.

Чтобы автомобиль своим ходом доехал до Пинска, Дмитрию с товарищем пришлось задержаться в гараже продавца на несколько дней. Тот разрешил остаться с ночевкой в деревенском домике. Прокачали тормозную систему, заменили резину и техжидкости — и как-то добрались до пункта назначения.

— Сразу же загнали авто в мой гараж: за два месяца перебрали его от заднего до переднего бампера. Двигатель подвергся капитальному ремонту. Я заменил вкладыши, кольца, цилиндры, шестерни ГРМ… Карбюратор поставил посвежее. Подшипники, пыльники, тормозные трубки — тоже под замену. Поставил печку (старую владелец зачем-то выкинул) и дополнительный генератор от «Жигулей» на 60 ампер (два генератора выдают 90 ампер).

К слову, в багажнике можно найти выпрямитель напряжения. Он нужен для лучшего розжига печки. Единственное, чего не хватает, это холодного обдува.

Днище сохранилось в хорошем состоянии: его предыдущий владелец залепил пластилином слоем в 3—4 мм. По кузову видно, что он подкрашивался. Низ дверей и вовсе замазан краской для пола. Колпаки установлены самодельные из нержавейки. В общем, скоро буду приводить в надлежащий вид.

После ремонта машина прошла техосмотр, и с тех пор я езжу на ней ежедневно. Со временем заменил еще КПП с диском сцепления.

В «Запорожце» не были предусмотрены боковые зеркала, поэтому Дмитрию пришлось поставить их от «Жигулей». В салоне заменили руль: теперь он такой, как у ЗАЗ 968 М. Пока что в процессе магнитола.


— Машина абсолютно исправна, я не переживаю за нее в дальних поездках. Например, мы ездили из Пинска в Гомель и обратно (суммарно 800 км за сутки): на жесткой сцепке тянули оттуда еще один «Запорожец». Случился один-единственный форс-мажор: в дороге пришлось поменять ступичный подшипник. Но я знал, что он ненадежный, поэтому запасная деталь была с собой.

Сколько денег вложил в машину? В данном случае можно посчитать лишь временные затраты. Запчастей в гараже хватает, многие комплектующие бесплатно отдают знакомые и не очень знакомые люди, узнав, что у меня «Запорожец». Как-то я искал багажник: меня свели с человеком, который недавно купил ЗАЗ, но ему нужны были только мотор и «коробка». Необходимый мне элемент он готов был отдать бесплатно, а машину целиком (конечно, без вышеупомянутых комплектующих) за 100 рублей. Мужчина попросил лишь подождать, пока подъедет его сын и снимет двигатель и КПП. В итоге мы с товарищем сделали это сами за два часа, а владелец скинул нам цену до 70 рублей. Если что-то найти на барахолке или у знакомых не могу — всегда есть альтернатива. Например, «Запорожцу» подходят тормозные шланги от Volvo, сайлентблоки — от Mercedes-Benz W123…

Резюмирую: в свой ЗАЗ я купил только медные трубки для тормозной и топливной систем. Суммируем это с необходимыми техжидкостями (масло, «тормозуха») — всего я потратил до 250 рублей за год эксплуатации и почти 12 000 пробега.


Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by