Насквозь промокшие кеды спустя час и сильная усталость. Устроилась работать на автомойку

Автор: Вероника Сайко. Фото: Александр Ружечка
03 мая 2023 в 8:00
Напишите отзыв на товар и получите шанс выиграть робот — мойщик окон

Пару недель назад тяга к деньгам и журналистская любознательность привели меня в офис известной службы доставки. Там я отработала целый день и после вычета налогов и стоимости потраченного на разъезды по городу топлива получила «чистыми» на руки около 24 рублей. «Не оценили меня, что поделаешь», — подумала я и, расстроившись, отправилась искать новые карьерные возможности. Так судьба привела меня на автомойку в качестве стажера. А увела — с промокшими насквозь кедами и разочарованием в себе. Сколько можно заработать за смену, орудуя губками, тряпками и «Керхером»? Попробуем узнать.

Как моют машину профессионалы? Правильный алгоритм

Секретов успешного прохождения собеседования на автомойке я не раскрою — у меня их не было. Был звонок уже знакомым ребятам из Aqualab и объяснение, зачем мне внезапно понадобилась новая работа. «Приезжай, конечно!» — радостно ответил мне директор автомойки Александр, услышав, что платить мне в конце смены не понадобится: этот журналистский эксперимент официального трудоустройства не подразумевал.

— Вообще мы без опыта мойщиков на работу не принимаем, — признался Александр уже при личной встрече. — Да, в Минске достаточно моек, где готовы принять «нулевых» специалистов и обучить их. Но у нас большая загрузка и плотная запись — нет времени натаскивать новичка. Так что сегодняшний день — исключение.


Резюмируем: меня взяли на работу только по блату и без оплаты. Мда, карьерист из меня так себе.

Подготовилась к первому рабочему дню я, мягко скажем, не очень хорошо: слишком длинные, хоть и спортивные брюки (еще и широкие — в носки для полноты образа их не заправишь), промокаемые кеды. Обратите внимание на ноги матерых ребят — все в резиновой обуви. Но к последствиям моих непродуманных утренних решений мы еще вернемся.


Цены здесь — чуть выше среднего. Две самые популярные услуги — «простая» и «хорошая» мойки. Чем они принципиально отличаются? И как вообще правильно мыть машину?

— Алгоритм такой, — описывает Александр, чем мне сегодня придется заниматься. — Первый шаг: на сухой кузов мы наносим бесконтактный состав — пену, 3—4 минуты она выдерживается. Далее — сбиваем ее водой. Машина уже на 60—70% становится чище. Следующий шаг — наносим ручной шампунь, чтобы убрать остатки пыли и тонкий слой налета. «Мочалим» кузов крупнопористой губкой. Если это «хорошая» мойка, то дополнительной мягкой кисточкой прочищаем все труднодоступные места — стыки, решетки, эмблемы и т. д. Опять все сбиваем водой. Покрываем кузов воском из пульверизатора.

— К слову, если вы наносите воск на мойке самообслуживания, а потом сбиваете его чистой водой — она должна разбиваться на капельки и стекать. Иначе это означает, что средство было разбавлено. Или вы нарушили технологию.

— После нанесения воска вновь ополаскиваем кузов. При «хорошей» мойке на лицевую сторону шин наносим чернитель, не задевая диски. Далее кузов сушится.

— В чем еще разница между «простой» и «хорошей» мойкой? Многие клиенты воспринимают машину просто как средство, чтобы добраться из пункта А в пункт Б. Для них существует первый комплекс. Другие переживают даже за микроцарапинки, и вот они выбирают более долгую процедуру с автохимией, которая значительно деликатнее. Для «хорошей» мойки мы используем суммарно где-то шесть составов.

«100 рублей — рекорд». Какие чаевые оставляют автомойщикам?

Объяснения, а заодно руководство к действию получила, можно приступать к работе. В помещении для клиентов уже ожидает первый заказчик — водитель грузового фургона. Пока присматриваюсь к работе новых коллег: после пены один из мойщиков трет кузов щеткой на длинной рукоятке. Стоп, а это для ЛКП не опасно?

— Легковушки действительно требуют более щадящей мойки. В случае же с коммерческим транспортом можно использовать средства и материалы поагрессивнее. Более того, авто не сушится: клиенту куда важнее побыстрее помыться и выехать на линию, — объяснили мне. — Поэтому наносим пену, проходимся щеткой, сбиваем все водой — и готово, если у клиента нет дополнительных пожеланий.


Мне доверили один из последних этапов — ополоснуть весь кузов от остатков пены и грязи. А еще — тем же «Керхером» промыть пол вокруг машины: клиенту неприятно будет идти по лужам. Финальный штрих — положить коврик возле водительской двери, чтобы заказчик вытер об него ноги перед посадкой в авто.
Но это если клиент во время мойки ожидал в гостевой зоне. Чаще всего машину загоняет и выгоняет из бокса администратор, а заказчик забирает ее с прилегающей стоянки в удобное для себя время. То есть с мойщиками он напрямую почти не контактирует. Получается, и чаевых ждать не приходится?

— Чаще всего клиенты в качестве чаевых оставляют сумму сдачи. Например, стоит мойка 16 рублей, человек дает одной купюрой двадцатку и говорит: «Ай, ничего не надо. Сдачу оставьте ребятам». Администратор впоследствии раскидывает эту сумму по мойщикам. Есть «постоянники», которые уже знают работников в лицо. Тогда могут и напрямую «чай» дать.

— Рекордными чаевыми для наших работников были 100 рублей. Но для Минска это не потолок, наверняка коллеги с других автомоек похвастаются более крупными суммами. За что 100 рублей? Это был наш «постоянник»: как-то он позвонил в конце дня и попросил его принять, так как собирался на какое-то важное мероприятие. А на дворе — лето, жара, почти 21:00, все хотят домой. Мы объяснили: «Извините, плотная запись, увы, никак». Но он не сдался: приехал, когда мы уже закрывались, всунул в руку 100 рублей и еще раз повторил: «Ребята, очень надо!» Что поделаешь, пришлось продлевать рабочий день.

Задачи затормозить работу в пять раз не было, но я с ней справилась

И хотя в коллектив меня приняли дружелюбно, почти на каждом этапе работы поджидали вежливые замечания: даже пистолет мойки высокого давления я держала неправильно, по мнению профессионалов. Как надо? Носик пистолета левой рукой важно придерживать сверху, а не снизу, как, казалось бы, удобнее.

На мойку одной машины выделяется около часа-полутора. Обычно в бокс загоняются сразу два клиентских автомобиля, над чистотой которых трудятся трое работников. Они сами между собой распределяют, кто и чем занимается. Например, мне доверили пылесосить салон и багажник Mercedes-Benz GLS. Первое предупреждение: шланг нужно зажимать коленями, чтобы он не ударился о кузов и не оставил следов на ЛКП.


В случае с кожаными сиденьями необходимо аккуратно проходиться по швам, не царапая пластиковой насадкой материал. «И не прислоняться чистой одеждой к грязному кузову», — добавил бы мой временный руководитель.

Не успела я выключить пылесос, как в руках у меня появились щетка и пульверизатор с каким-то раствором внутри. Оказалось, это для педалей, на состояние которых я даже не обратила внимание, пока мне в них не ткнули пальцем.

Дальше — протирание всех пластиковых, в том числе глянцевых, элементов тряпкой из микрофибры. Я рискнула почистить ей и боковые стекла, но меня вовремя остановили.


«Это дома у тебя может быть одна тряпка на все случаи жизни! А здесь — для каждого элемента своя», — указали мне на мою ошибку и дали в руки сразу две тряпочки. Одной — слегка влажной и с «чешуйками» — стекло очищаешь, другой — насухо вытираешь. Сразу отмечу: я была лишь на подхвате. Основную часть работы выполняли, конечно же, профессионалы.

По итогу Mercedes и соседствующий с ним Peugeot 5008 помыли и почистили за два часа. Я успела понемногу «насладиться» каждым этапом внешней и внутренней уборки и, надо сказать, почувствовала напряжение в руках.
— Работа физически действительно тяжелая. За смену — 13 часов с обедом — трое сотрудников обслуживают около 20 машин. Поэтому на мойках редко можно встретить девушек, — отметил Александр. — К тому же работа с машинами должна хоть немного нравиться, иначе будет тяжело.

— Насколько я вам сегодня замедляю процесс? — решила уточнить я.

— Раз в пять!

А бывают конфликтные клиенты?

Накануне эксперимента — в свой выходной — я как раз затеяла генеральную уборку дома. Тоже с плясками с пылесосом, тряпочками и кучей бытовой химии. Мытье одной машины в плане усталости можно сопоставить с уборкой просторной гостиной. Только дома можно схалтурить, попить чай в перерыве и включить сериальчик на фоне. Тут же подзабить на какой-то из процессов и отвлечься на смартфон никто не даст.

Тем более сегодня, как на подбор, большинство машин клиентов белые: все недоработки видны невооруженным глазом. К слову, меньше всего разводы и грязь заметны на кузовах коричневого, золотого, бежевого и серого цветов.

Пару раз от моих непрофессиональных действий страдали окружающие: я умудрилась слегка окатить временных коллег водой. Ну, надеюсь, никто не в обиде.


Спустя две машины мои брюки можно было выжимать, а кеды с носками оказались мокрыми насквозь. Как только на мойку заехала Audi Q7, меня поспешили предупредить — нужно срочно подворачивать штанины, а то они рискуют потерять свой цвет. Дело в том, что кузов кроссовера будут обрабатывать специальным составом для удаления битума и «рыжиков» — металлического налета от тормозных колодок.
Да, это не ржавчина, вылезшая после зимы словно подснежник, а грязь. И она не смывается ни водой, ни пеной. Зато специальная «химия» растворяет ее минут за 7, и «рыжики», сменив свой цвет на фиолетовый, плавно стекают по кузову. Остается еще раз пройтись тряпкой — и следов как не бывало.
Кстати, даже у сушки есть свои нюансы. Например, стекло в боковых зеркалах нужно придерживать рукой — иначе оно рискует вывалиться.

— Как часто что-то отлетает от машины во время мойки? Эмблемы, надписи, зеркала?

— Зеркала отлетали у машин, у которых они и так на последнем издыхании были. Буковки, катафоты у грузовых авто — все может отвалиться, если машина в целом не в очень хорошем состоянии. Шанс сломать напором воды что-то у нового автомобиля стремится к нулю, — утверждает Александр.

— А бывали конфликтные клиенты, которые в таких случаях полностью перекладывали вину на вас и требовали компенсировать ущерб?

— Бывали. У клиента на нашей мойке вылетел датчик парктроника, он предъявил претензии. А машина, мягко скажем, была в печальном состоянии, он за ней не ухаживал. Это был мой старый знакомый, и я по-человечески объяснил: «Братан, давай я возьму любую машину и „Керхером“ пройдусь по ней вплотную — ничего не будет». В итоге он со мной согласился и спор сошел на нет.

— Кстати, мы выполняем и мойку двигателя. Но предупреждаем: не можем дать 100-процентную гарантию, что после процедуры авто заведется, если оно не новое. Увы, мы не знаем, как машина до этого ремонтировалась, какие кривые руки в двигатель лазили. У нас было два случая, когда автомобили своим ходом после мойки двигателя не выехали. В одном из них — в BMW — был неправильно отремонтирован блок АБС: он стал негерметичным, туда попала вода, и пошли ошибки по всему авто. Мы привлекли людей, которые помогли с починкой, но по итогу около недели машина простояла у нас на парковке.

— Если даже на ручной мойке независящие от вас «косяки» случаются, то что говорить про автоматические установки…

— Щетки, которые крутятся на автоматических мойках на большой скорости, с легкостью могут поцарапать кузов, отломать антенны и другие элементы — это происходит сплошь и рядом. Ручная мойка все-таки в разы деликатнее.


Почти четыре часа — столько я продержалась в качестве стажера на автомойке, отвлекая всех вокруг от рабочего распорядка. Прежде чем отправиться отогревать безнадежно замерзшие ноги, я решила узнать, сколько вообще можно было бы заработать за смену.

— Сотрудники у нас на проценте, — объяснил директор.

— То есть все зависит от количества клиентов? А если полдня пусто?

— Такое бывает крайне редко. Сейчас к нам на мойку тяжело записаться день в день. Как только теплеет — начинается сплошной аншлаг. К концу лета он идет на спад. И зимой в непогоду, когда слякоть и дождь, люди тоже редко заезжают на мойку.

И все же Александр рассчитал: в среднем за смену автомойщик зарабатывает от 50 до 100 рублей. Если изучить вакансии на других столичных мойках, то эта сумма окажется средней по Минску. В месяц автомойщикам обещают от 1000—1500 рублей на руки.


Из минусов — как подработку такой вид деятельности рассматривать нельзя: график строго два через два. Один из моих новоиспеченных коллег признался: это не единственная его работа. Но для такого распорядка нужно быть молодым и физически выносливым, иначе ресурсов надолго не хватит.

Выбор покупателей
Onlíner рекомендует
2100 Вт, 500 л/ч, максимальная температура на входе: 40 °C, длина шланга: 8 м
Onlíner рекомендует
3000 Вт, 600 л/ч, максимальное рабочее давление: 150 Бар, максимальная температура на входе: 60 °C, длина шланга: 10 м
2100 Вт, 500 л/ч, максимальное рабочее давление: 125 Бар, максимальная температура на входе: 40 °C, длина шланга: 8 м


Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by