Готовы раскошелиться на премиальные шины? Рассказываем, какие бренды еще доступны белорусам

Автор: Вероника Сайко. Фото: Александр Ружечка
23 437
20 мая 2023 в 10:00

Недавно мы разбирались, какую резину можно купить, если бюджет на целый комплект составляет всего 500 рублей. Но в этот раз решили не мелочиться и отправились узнавать у поставщиков, какие премиальные варианты белорусам еще доступны. Выбор оказался невелик — шины лишь двух производителей продолжают поставляться к нам официально. Но другие бренды тоже можно попробовать ухватить — рассказываем, каким образом.

«Напрямую поставляются только Continental и Pirelli»

— Какая сейчас ситуация с премиальными шинами на нашем рынке?

— Премиальный сегмент рынка сейчас находится в самой тяжелой ситуации, — рассказывает Дмитрий Марголин, заместитель директора по коммерческим вопросам группы компаний «Мегасклад». — Начнем с того, что по большому счету есть всего пять брендов таких шин. Это Bridgestone, Michelin, Continental, Goodyear и Pirelli. Кое-кто в этот список вносит еще и Dunlop. По определенным параметрам — да, можно так делать.

для легковых автомобилей/минивенов и кроссоверов/внедорожников, индекс скорости: Y (до 300км/ч), индекс нагрузки: 114 (1180 кг), евроэтикетка: C/A/74 дБ
для легковых автомобилей/минивенов и кроссоверов, индекс скорости: Y (до 300км/ч), индекс нагрузки: 107 (975 кг), евроэтикетка: C/A/73 дБ

— Официально у нас осталось всего два бренда — Continental (немецкий производитель с заводом в российской Калуге) и Pirelli (Италия, шины также поступают к нам через Россию). Остальные производители периодически доезжают до Беларуси, но поставки неритмичны и в малых количествах.

для внедорожников/минивенов и кроссоверов/легковых автомобилей, индекс скорости: V (до 240 км/ч), индекс нагрузки: 101 (825 кг), Run-flat
для легковых автомобилей/минивенов и кроссоверов, индекс скорости: W (до 270 км/ч), индекс нагрузки: 91 (615 кг), евроэтикетка: E/B/71 дБ, Run-flat

В чем минус параллельного импорта в данной ситуации? Сегодня он есть, завтра нет. Купил ты комплект резины, завтра с колесом что-то случилось — а докупить нужную шину или пару уже не получится. Опять же, если имеет место брак и вы подаете рекламационное заявление продавцу, то в случае с официально поставляемыми Continental в разборе ситуации будет принимать участие непосредственно производитель. Если бренда на рынке как бы нет — то решение за белорусским дилером. А бывают моменты, когда (даже при всем нашем опыте и крутых специалистах) ответ на вопрос, касающийся изделия, может дать только завод.
— Есть ли в Беларуси фанаты официально ушедших брендов? Люди, которые обрывают вам телефоны с просьбой привезти, например, конкретный размер Michelin Bridgestone? Или белорусы не почувствовали «потерю»?

— Такого, чтобы люди сидели и выжидали поступления конкретного бренда, нет. Конечно, приверженцы какого-то одного производителя (это 2—5% от всех покупателей премиума), бывает, уточняют, будут ли поставки в ближайшее время. Но большинство людей, выслушав нашего специалиста, в итоге соглашаются: пересядут они с условного Bridgestone на Continental — ничего принципиально не поменяется. Нет линейки шин, которую нельзя было бы заменить аналогичными, но другого производителя.

— Как много покупателей у премиума в Беларуси?

— Объемы продаж премиальных шин падают каждый год. Последние четыре года сокращения достигали 8—15% по сравнению с предыдущими сезонами. В феврале мы провели собственное исследование: обзвонили 100 наших клиентов, которые покупали премиум два года назад, еще 40 — в прошлом сезоне. Всем задали одинаковые вопросы: «Купили бы вы шины из дорогого сегмента сейчас?» и «Знаете ли вы, сколько они сейчас стоят?» Из первых 100 клиентов 24 человека ответили, что готовы снова потратиться на премиум. И только 10 из них знали, какие нынче цены. Все остальные из этого числа людей сразу сказали, что в нынешней ситуации не выбрали бы премиальные бренды.
— Конечные итоги этого летнего сезона мы подведем в июле, но, я думаю, падение продаж составит около 15—20% по сравнению с прошлым. 5—10% покупателей из них не купили премиум, потому что просто не нашли подходящий вариант/размер. Остальные — потому что шины стали слишком дорогими.

«Разница в цене с непремиальными брендами — 40%». Оно того стоит?

— Насколько цены на летний премиум выросли с начала прошлого года?

— Шины, поставляемые параллельным импортом, в отдельных случаях выросли в цене на 20—40%, но точно ответить нельзя: все зависит от границы, логистики, размера конкретной партии… А вот стоимость некоторых Continental упала на 10% (цифры также колеблются). Роль в этом сыграло постановление №713 «О системе регулирования цен».
— Как сейчас цены на премиум отличаются от других сегментов?

— Сейчас разница между премиальными брендами и более дешевыми шинами в размерах от R17 может быть трех-, а то и четырехкратной. Свою роль в этом играет дефицит. «Если чего-то мало — нельзя продавать это дешево», — гласит простейший закон экономики.  Самый ходовой размер 205/55 R16 бренда Continental будет стоить в районе 220—230 рублей за единицу. Шина неплохого турецкого производителя обойдется в 160—180 рублей. Их качество отличается на 40%? Скорее всего, нет. В случае с дорогими машинами, большими, нестандартными размерами — в принципе что-либо сложно подобрать.

— Почему люди тогда переплачивают эти 40%?

— Первая причина — ради собственного спокойствия. Вторая – это имиджевая составляющая. Кому-то же важно носить, например, кроссовки New Balance или звонить по последнему iPhone. Брак у премиальных производителей тоже присутствует, но его процент меньше. У Continental он, например, 0,04%. От брака невозможно полностью избавиться: даже Lexus или Mercedes иногда отзывают целые партии машин. Дешевые производители при этом, возможно, промолчали бы, но эти бренды себе такого просто не позволяют. С шинами — то же самое.
— Почти все эти концерны имеют 100-летнюю историю, традиции, навыки, знания, свою философию… Наш обычный водитель наверняка спросит: «Что мне от их философии?» Но за философией идет все: понимание себя, своего имиджа и лица. У всех подобных производителей есть более дешевые суббренды. Но премиум — это их визитная карточка, имя, которое бесценно. Поэтому никто в этом сегменте не выпустит продукт, который может бросить тень на проделанную работу.
— Отмечу, что покрышки премиальных брендов от более дешевых отличаются на всех этапах. Чтобы наладить выпуск таких шин, нужно как минимум полтора, а иногда и два с половиной года — от задумки до реализации на производстве.
— Стендовые испытания Continental, например, занимают до четырех месяцев. То есть все это время шина беспрерывно работает на стенде, ее тестируют по 50 показателям. После этого начинаются испытания на треке (у всех премиальных производителей есть 2—3 собственных трека) с огромным количеством датчиков — это еще 2—6 беспрерывных месяцев.

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by