«Премиум в дефиците». Узнали, как обстоят дела на рынке моторных масел

Автор: Вероника Сайко. Фото: Анна Иванова
36 958
22 мая 2023 в 8:00

«Рынок масел абсолютно живой», — с этой фразы начался наш разговор с представителем крупного поставщика техжидкостей и автокомпонентов. Сомневаться не приходится: по крайней мере, мы не слышали о случаях, чтобы какой-нибудь белорусский автолюбитель за весь год так и не смог найти подходящее масло для своей машины. Те, кто выбирает средний и более бюджетный сегмент, кажется, изменений и вовсе не почувствовали. Рассказываем подробнее, что и по каким ценам сейчас доступно белорусам, а какие бренды покинули местные прилавки на неопределенный срок.

«От дорогого масла машина лучше не поедет». Какое масло купить с разным бюджетом?

— В каком состоянии сейчас находится рынок масел для легковых автомобилей, оправился ли он от прошлогодних потрясений?

— Когда есть потребность — всегда найдется тот, кто ее обеспечит. Из недавних изменений — многие премиальные бренды ушли с российского рынка, — рассказывает Павел Черногоров, начальник отдела продаж продуктовых направлений компании ARMTEK. — В Беларуси не было региональных представительств крупных брендов масел со своим центральным офисом и сотрудниками в том или ином городе. У нас были только официальные представители в лице местных дистрибьюторов. Именно поэтому не было ни одной новости о том, что крупный бренд масел покинул рынок РБ.

Если говорить про официальный уход, то первым российский рынок покинул Mobil — бренд закрыл свой офис и возвращаться пока не планирует. Вслед за ним — Elf-Total, оставивший свой завод в России. Еще один бренд — Shell — отказался от своего крупного производства, также ушел Castrol. Бренд Motul официальных заявлений на этот счет не делал.

Остались ли в продаже в России эти масла? Остались — благодаря параллельному импорту. С дефицитом успели столкнуться покупатели оригинальных масел — Toyota, General Motors, Mercedes, VAG. Все это было недоступно какое-то время. Но российский рынок отреагировал быстро, и масла довольно оперативно туда привезли. Конечно, все стало дороже. Премиум стал премиумом не только по названию, но и по цене: сейчас канистра на 4—5 литров стартует от 200 рублей и доходит до 300.

То есть премиум на наших с Россией рынках как бы остался, но есть сложность: вам будет максимально сложно узнать, оригинальный это продукт или подделка. Многие производители делают разные упаковки для разных регионов. Но для СНГ теперь не существует никакой. А как мы узнаем, какой должна быть упаковка, например, в Латинской Америке, откуда параллельным импортом было вывезено масло?

Выход — либо покупать у поставщика, которому всецело доверяете, либо брать то, что с рынка не уходило.

— А что в премиум-сегменте продолжает приезжать официально?

— В целом сейчас премиум — это дефицит. Например, у нас в доступе британский бренд Comma, который можно назвать полным аналогом Mobil. По своим характеристикам он премиальный, хотя и не настолько известный в понимании широкого потребителя.

Подобный пример — Zic. Многие начали покупать его взамен ушедших премиальных брендов — и сделали, на мой взгляд, очень правильно. Причем берут его так активно, что он в одно время стал дефицитным. Канистра этого бренда — самой премиальной линейки — будет стоить около 80—130 рублей, а Mobil — 200—250 рублей. Разница почти в два раза, но сказать, что второе масло вдвое лучше, нельзя. Сейчас потребитель будет переплачивать только за логистику и доставку, но не за качество. Причем два-три года назад Zic и Mobil различались по цене процентов на 20—30.

синтетическое, 5W-30, бензиновый/дизельный, допуски API: SP, 4 л
синтетическое, 5W-40, бензиновый/дизельный, допуски API: SN; CF, 4 л
синтетическое, 5W-30, бензиновый/дизельный, допуски API: SN; CF, 4 л

— Сколько вообще в Беларуси преданных фанатов у Mobil, Shell, Motul, Castrol, которые и сейчас готовы переплачивать?

— Такие люди есть, но они остаются таковыми, только пока их кошелек позволяет.

— А что со средним и более бюджетным ценовым сегментом?

— В medium-сегменте (от 60 до 120 рублей за канистру на 4 литра) провала по предложениям не было вообще, поставщики остались на рынке, все приезжает по прямым контрактам.

Из ходового мы, например, официально возим из Нидерландов Areol — у него есть допуски автопроизводителей: он одобрен Volkswagen, BMW и Mercedes. То есть производители провели свои тесты и одобрили использование этих масел в своих машинах.

Также поставляем Genesis производства «Лукойл». Последний, к слову, метит в премиум. Единственная проблема в том, что они в один момент подорожали. Но сейчас рынок восстанавливается. Полгода назад канистру нормального масла дешевле 100 рублей было не найти. Сейчас — полно.

синтетическое, 5W-30, бензиновый/дизельный, допуски API: SN; SN+, 5 л
синтетическое, 5W-40, бензиновый/дизельный, допуски API: SN; CF, 5 л
полусинтетическое, 10W-40, бензиновый/дизельный, допуски API: SL; CF, 5 л

В normal-сегменте (до 60 рублей) в лидерах остаются российские и белорусские масла: «Лукойл», «Роснефть», «Газпром», FAVORIT и др. Линейки простых бюджетных масел чаще всего ориентированы на автомобили 20+ лет либо возрастной коммерческий транспорт. Мое мнение: лить дорогое масло в старую машину не обязательно, она от этого лучше не поедет.

У этих российских производителей сейчас всего три линейки: совсем эконом, средний уровень и премиальный. Ни у Zic, ни у Comma, ни у Areol нет совсем бюджетных вариантов.

Отмечу, что на рынке стало больше белорусских продуктов — Onzoil, Mercury, М1 one. В последний год стали появляться бренды из стран Азии, которые ранее не были представлены на рынке (турецкий Kraftmax, например).

Выбор покупателей
синтетическое, 5W-40, бензиновый/дизельный, допуски API: SN; CF, 4 л
синтетическое, 5W-30, бензиновый/дизельный, допуски API: SL; CF, 4 л
синтетическое, 5W-40, бензиновый/дизельный, допуски API: SN; CF, 5 л

Zic, Areol, «Лукойл» — в топе у белорусов в разных сегментах

Контрафакт — особо болезненная тема для поставщиков техжидкостей. Напомним: в 2019 году Onlíner проводил «масляное расследование». Тогда мы писали, что объем рынка поддельного масла в Беларуси по некоторым оценкам может достигать 5 миллионов евро в год. Шанс нарваться на неоригинал был очень высок.

Поменялась ли ситуация в лучшую сторону с тех пор? Эксперты считают, что не сильно: отдельные продавцы периодически завозят товар как физлица (в таком случае на канистрах нет даже акцизов) — отследить его прошлое практически нереально. Где можно нарваться на контрафакт? Некоторые поставщики выражают опасение насчет товаров, представленных на крупных российских маркетплейсах. Смутить покупателя должна слишком низкая цена, несопоставимая с рыночной.

— Чем грозит покупателю покупка подделки?

— В первую очередь расстройством от осознания, что он купил контрафакт. С технической точки зрения я скажу так: двигатель, работающий с любым маслом, — это исправный двигатель. Но в случае с некачественной подделкой износ будет повышенный.

Замечу: без экспертизы вы никак не поймете, что перед вами контрафакт. Не существует домашних тестов.

— Знаете ли вы, какая ситуация с маслами у наших дилеров?

— Насколько нам известно, BMW, VAG (Audi, Porsche и др.), Mercedes восстановили поставки. Остальные нет, потому что исторически сами они масла не завозили. Они льют премиум, который подпадает под заводские требования автопроизводителя.

— Какое масло чаще всего покупают белорусы?

— Наибольший рост продаж за прошедшее время показали продукты normal- и medium-сегментов. Потому что премиалка стала слишком дорогой, и покупатели переходят на более дешевый аналог. К тому же автопарк у нас не так быстро обновляется, много возрастных машин.

Среди normal чаще всего конкретно у нас покупают «Лукойл», в medium-сегменте — Areol, из премиальных брендов — Zic.

синтетическое, 5W-40, бензиновый/дизельный, допуски API: SN; SN+, 209 л
Выбор покупателей
синтетическое, 5W-40, бензиновый/дизельный, допуски API: SN; CF, 5 л
Выбор покупателей
синтетическое, 5W-40, бензиновый/дизельный, допуски API: SN; CF, 4 л


Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by