Как пересекаются автомобилестроение и мода? Известные дизайнеры и модельеры принимают участие в создании спецверсий серийных моделей или концептов, а реклама автомобилей не обходится без участия фотомоделей. Но, пожалуй, лучший ответ на этот вопрос можно найти отправившись в Испанию, а точнее в город Малага, в Museo Automovilistico y de la Moda. Именно там можно наглядно проследить историческую связь этих двух миров. Так решил Василий и поехал на юг Пиренейского полуострова. Хотите рассказать о своей поездке в 2023-м? Присылайте истории на sv@onliner.by.
Частная коллекция этого музея выставлена в здании бывшей табачной фабрики. В музее более десятка тематических залов, посвященных автомобильной истории, высокой моде и предметам роскоши. Рядом с машинами тут выставлены яркие и пышные наряды, которые мог носить владелец того или иного транспортного средства в конкретный исторический период. Меня, конечно, в первую очередь интересовал автомобильный аспект, ведь в Малаге представлены десятки классических и редких моделей разных эпох, по которым можно составить представление о развитии конструкторских идей и автомобилестроения в целом.
На заре автомобилестроения машины с паровыми установками успешно конкурировали с автомобилями, оснащенными ДВС. Так, в 1906 году паромобиль братьев Стэнли впервые в мире преодолел отметку в 200 км/ч — разработчикам машин с ДВС в то время такое и не снилось.
На фото — 20-сильный «паровоз» Stanley Steamer Model 70, выпущенный в 1910 году. Впрочем, эра паромобилей закончилась быстро — по сути, после того, как американский инженер Чарльз Кеттеринг создал электростартер. До этого поездка на автомобиле начиналась с довольно тяжелой и небезопасной процедуры — вращения заводной рукоятки.
Minerva… Древнеримская богиня войны и мудрости. А еще — объект вожделения нуворишей двадцатых годов прошлого века, ибо автомобили этой давно забытой всеми марки из бельгийского Антверпена котировались на одном уровне с Bugatti, Hispano-Suiza и Rolls-Royce. На снимках запечатлен редчайший люксовый седан Minerva 00 1923 года, оснащенный 6-цилиндровым мотором объемом 6 литра и мощностью 30 л. с. На передних стойках тут красуются фонари в стиле ар-нуво, а внутри — отделка шелком.
Тридцатые годы прошлого столетия — эпоха, когда ценилось как техническое, так и эстетическое совершенство. Не обходилось и без смелых экспериментов, некоторые из которых сегодня покажутся смешными. Так, причудливый прототип Helicron образца 1932 года оснащался авиационным двигателем и приводился в движение пропеллером. За основу Helicron взят лишенный крыльев биплан разработки французского авиаконструктора Марселя Леиата. Всего построили два таких аппарата.
Автомобильные марки того времени нынче многим из нас уже неизвестны, но только не Bugatti. В Малаге на всеобщее обозрение выставлен Type 57 Galibier — никакие снимки не передают всего великолепия этой машины, которой можно любоваться часами, как виллой в Портофино. Работал над седаном не сам Этторе Бугатти, а его сын Жан — под чутким присмотром штатных инженеров-конструкторов. К слову, сам Этторе был тем еще «кустарных дел мастером»: не имея профильного образования, он создавал машины методом проб и ошибок. Этот экземпляр изготовлен в 1939 году, оснащен 135-сильной «восьмеркой» 3.3 и является, по сути, Type 57 с заводским, так сказать, кузовом, ведь богема того времени предпочитала заказывать модель в индивидуальных кузовных вариантах, непохожих друг на друга.
Из Европы мысленно перенесемся за океан. Это Studebaker Commander, версия FD 1931 года с 8-цилиндровым мотором объемом 4,1 литра на 80 л. с. Типичный американский автомобиль времен сухого закона, часто мелькающий в фильмах про гангстеров. Между тем на Commander передвигался Джон Диллинджер, «враг общества номер один» по версии ФБР — в 1933 году его банда совершила дерзкий налет на банк в Гринкасле (штат Индиана). В общем, автомобиль вроде этого Studebaker — один из атрибутов гангстерского шика наряду со шляпой, сигарой и, конечно же, автоматом Томпсона, больше известного как Tommy Gun.
В автомузее Малаги можно лицезреть и Auburn 851 Supercharged Boattail 1936 года, оснащенный 4,6-литровым мотором (115 л. с.) с механическим нагнетателем. Компания Auburn появилась в США в самом начале прошлого века. В ее ассортименте было немало разных моделей, но родстер 851 Speedster стоял особняком. А уж в Голливуде его просто обожали! Неспроста на этой машине ездила сама Марлен Дитрих в фильме «Желание» (Desire). Саму же марку Auburn, увы, погубила Великая депрессия.
Еще одна заморская «жемчужина» музея в Малаге — Cord 812 Supercharged 1937 года. Под «аллигаторным» капотом тут скрывается 4,7-литровый V8, с помощью нагнетателя развивающий 170 л. с. В 1930-е автомобили этой канувшей в Лету американской марки являлись одними из самых технически передовых и выделялись яркой внешностью. Так, среди изюминок Cord были скрытые в крыльях выдвижные фары. Над обликом модели 812 работал Гордон Бюриг, которого многие и сейчас называют лучшим автомобильным дизайнером всех времен.
В небогатой послевоенной Германии было пруд пруди мелких моторизованных «колясок» (немцы называли их «кабиненроллерами») вроде BMW Isetta или Messerschmitt KR200. Из этой же оперы и Fuldamobil S-1 1955 года с кузовом, напоминающим по форме большой надутый пузырь (отсюда и прозвище «яйцо»). В движение она приводилась 200-кубовым 1-цилиндровым моторчиком мощностью 9 л. с. В какой-то степени машинки наподобие S-1 олицетворяли послевоенное возрождение Европы.
А восстав, так сказать, из пепла, европейские компании начали производить драйверские автомобили: мощные и «породистые» спорткары становятся не только дорогими игрушками для известных актеров, успешных бизнесменов и плейбоев, но и символом значительного улучшения качества жизни в послевоенный период. В том же духе в середине прошлого столетия развивалась и Haute Couture, то есть высокая мода — тогда Кристиан Диор решил, что негоже людям одеваться так, будто до сих пор идет война. На смену аскетизму приходит показная роскошь.
И какая же «сладкая жизнь» 1950-х без Ferrari? К слову, позади этого купе 250 GT Speziale 1956 года можно увидеть платье и кейп (теплая накидка для него) из коллекции Dior — в кругу клиентов известного французского модельера, разумеется, было немало покупателей спорткаров легендарного бренда из Маранелло.
В 1950-е на свет появляются и такие знаменитые шедевры, как Mercedes 300 SL и Aston Martin DB4. Выставленное в музее купе 300 SL образца 1955 года с подъемными дверями типа «крыло чайки» (Gullwing) и сегодня выглядит просто потрясающе. Под вытянутым капотом тут скрывается рядная «шестерка» объемом 3 литра и мощностью 212 л. с. На счету гоночных версий 300 SL — победы в таких легендарных гонках, как «24 часа Ле-Мана», Mille Miglia («Тысяча миль») и Carrera Panamericana.
В 1958 году настоящей сенсацией Лондонского автосалона стал Aston Martin DB4 — и даже 65 лет спустя этот автомобиль пленяет. Кузова купе изготавливались в Милане итальянским ателье Touring Sperleggera. В движение спорткар приводила 3,7-литровая «шестерка» (240 л. с.), практически полностью изготовленная из алюминия. Разработана она была под руководством польского инженера Тадека Марека.
Еще одна британская легенда — ассоциирующийся с «бурными шестидесятыми» Jaguar E-Type, оснащенный 265-сильной «шестеркой» 3.8. Этот ставший каноническим спорткар был представлен в марте 1961 года на Женевском автосалоне. Реакция публики на купе, доступное для тест-драйвов лишь в одном экземпляре, была настолько ошеломительной, что вторая такая же машина была в ту же ночь пригнана в Швейцарию из Ковентри. А Энцо Феррари, впервые увидев E-Type, назвал его самым красивым автомобилем всех времен.
Этот автомобиль выглядит так, как будто прибыл из будущего. Тем не менее в нем есть нечто общее с фантастическими машинами из разноцветных комиксов 1960-х годов. Питается он энергией солнца — для зарядки блока аккумуляторов на SolarWorld No.1 используются расположенные на кузове фотоэлементы. Сконструировали солнцемобиль студенты Университета прикладных наук Бохума (Германия).
И чем дальше машина от серийного производства, тем изощреннее и смелее идеи дизайнеров. Данный довольно странноватого и инопланетного вида экспонат построили в Германии специально для музея в Малаге. По задумке, он оснащен установкой с питанием от топливных элементов, работающих на водороде и синтезирующих воду с выделением электрической энергии. Создатели особо подчеркивают, что водород можно производить путем электролиза воды за счет энергии из возобновляемых источников (имеются в виду, в частности, солнце и ветер).
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by