В субботу в окрестностях гродненского ТЦ TRINITI не припарковаться: здесь проходит один из крупнеших автофестивалей в Беларуси — «Лакацыя-2023» (городской формат SunDay). Организаторы анонсировали более 300 участников — это уникальные для нашей страны машины, которые вы вряд ли увидите в потоке: стоковые или тюнинговые, электрические или с максимально громким выхлопом и не только.
Среди самых интересных «премьер» на фестивале — Tesla Cybertruck. Точнее, перед нами реплика завирусившегося в сети пикапа. К слову, первый серийный Cybertruck «Тесла» выпустила лишь на прошлой неделе. Массовое производство еще не началось. А какая судьба ждет эту копию? Известно, что она приехала к нам из России, донором стал внедорожник Toyota Tundra.
— Мы ее ставим на ход. Будем делать всю электрическую часть, чтобы она передвигалась за счет электротяги, — рассказал представитель TeslaShop.by. — Сейчас это больше фотозона, хотя машина может передвигаться своим ходом. Салон пока что не для чужих глаз, но это вопрос времени.
На мероприятии присутствуют представители как минимум четырех стран. В их числе — «карбоновое безумие» Toyota Celica T18 (1991 г. в.) из Риги, где почти все навесные элементы выполнены из этого материала.
— Я никогда не увлекался автомобилями, — рассказывает владелец машины Даниэль. — Но много лет назад бывший друг купил эту Celica, прокатил меня по городу, и я влюбился. Спустя 8 лет он предложил мне ее у него купить.
— Друг стал бывшим после продажи машины?
— Да. Он мне продал ее в два раза дороже, чем мы изначально договаривались. Более того, она оказалась сильно гнилой и поломанной. За первый месяц владения я потратил на ремонт столько же денег, за сколько я машину купил. Поднял с тем самым другом эту тему, мол, цена-то была завышена. Но он ответил: «Ты же видел, что покупал».
— Помню, приехал на СТО, мне начали называть стоимость ремонта. Я услышал цену и подумал: «У меня что, руки не из того места растут? Сам сделаю».
Отремонтировал одно, второе, третье… Втянулся. Поменял мотор — сейчас стоит 2-литровый 3S-GTE на 300 л. с. Удалена вся «экология», стоят спортивные мозги.
— А как карбон появился в жизни?
— Я купил ветровики. Друг захотел такие же. Стали искать, где изготовят: сначала в Риге, потом по всей Латвии и Прибалтике. Никого не нашли, и я снова решил — сделаю сам. И вот я уже 8 лет занимаюсь карбоном. Из маленькой компании гаражного типа выросли в большое предприятие, хотя раньше я занимался компьютерами. Это дело мне нравится гораздо больше: ты из ничего можешь сделать что-то уникальное. Такое, что люди посмотрят и скажут: «Вау!» В основном строим машины для драг-рейсинга, но иногда развлекаемся и делаем сувениры: в багажнике лежат ручки и мыльница из карбона.
Владелец Celica отмечает: сейчас машина весит 1100 килограммов, по заводу — 1300. Однако в случае конкретно с этой машиной не было задачи ее облегчить, проект скорее для души.
А вот самая яркая в прямом смысле этого слова «премьера» — культовая Toyta Supra Mk4 прямиком из 1995 года. Почему оранжевая? Оттенок кузова владельцу авто Денису посоветовала выбрать дочка.
— Это 20-летняя мечта. 5 лет искал подходящую машину. Нашел — купил, но она была «убитой»: стояла вросшая в землю. Восстанавливал все, включая мотор (сейчас стоит контрактный 2JZ-GTE из Японии), кузов, электрику, ходовую, обвесы… Машина еще в стадии постройки, планируется, что мощность двигателя достигнет 550—600 лошадиных сил.
— На данный момент в машину вложено больше $25 000. Но на легенду не жалко, с каждым годом она только дорожает.
Rolls-Royce Silver Shadow приехал в Беларусь из Америки в апреле этого года, а сошел с конвейера в 1974-м. Машина в оригинальном состоянии и на ходу — даже страшно представить цену этого раритета, но Руслан из Xcars.by, приехавший на этом эксклюзиве, решил стоимость оставить загадкой.
Однако привел пример: руководство по эксплуатации стоит минимум $600. Мануал, между прочим, занимает 1500 страниц!
— Это машина моего товарища, сейчас разбираемся с технической частью. Уже проехали на ней 1200 километров по Беларуси.
— Это в свое время были самые дорогие и технически продвинутые автомобили. Поэтому даже богатые люди их не эксплуатировали каждый день — вот и секрет хорошего состояния и маленького пробега.
У машины единая система тормозная, рулевого управления и подвески — безумно сложно это все устроено. Три месяца мы разбирались только с тормозами, но в конце концов их «победили». Без мануала это сделать было бы невозможно.
— Кстати, фишка тормозов: педаль всегда мягкая. Даже если вы резко нажмете — машина остановится стремительно, но при этом мягко. Такая особенность машины — все движения должны быть плавными.
Отделка салона — отдельный разговор. Настоящая кожа, шерсть… Есть такие фишки, которых нет и в современных машинах. Например, регулируемый подлокотник на двери. Обратите внимание на дверную карту. Один из элементов выполнен сразу из трех видов дерева — ясень, граб, венге. Из опций — кондиционер, центральный замок, электроподъемники, стереосистема раздельная, электроантенна.
Владелец Игорь из Клайпеды, как конструктор, собирал этот Lotus 4 года: «Цена? Давным-давно сбился — еще при покупке».
— Изначально машина была битая, приобрел ее примерно за $10 000. Мне пришлось переклеивать раму: она из алюминия и при этом склеена, плюс немного саморезов, клепок… Потом я решил: восстановлю фары и особо ничего больше не буду делать. Но вот во что это вылилось.
— Передняя часть от другого автомобиля, я ее расширил. Появились «жабры». Пороги тоже были расширены под «лицо». Остались лишь стоковые двери и зеркала, но последним жить недолго.
— Задняя часть была от Elise, стала от Exige. Тоже ее раздул — теперь GT style. Крышка задняя тоже изначально от Exige, сейчас — кастом. Выхлоп был снизу, а потом я его перенес. Поменял колеса, спереди 17-е, сзади 18-е.
— Почему наклейка «Нюрбургринга»? Один раз туда ездил, но не на время. Прокатился и понял — нужно дальше двигаться, потому что я там самый медленный.
Был с завода «тойотовский» двигатель, но захотелось большего. Пошел самым простым путем — поставил мотор Honda K24. Выхлоп сделал сам, стоят два интеркулера, бачок от Volkswagen…
С постройкой каких-либо гоночных или тюнингованных автомобилей Игорь не связан: Lotus собирает для души в гараже два на четыре метра. В автопарке помимо этого «большого карта» еще Fiat Ducato и новый проект, который автолюбитель решил пока оставить в секрете.
— Началось все с того, что я работал в Голландии, у меня там был друг — такой же сумасшедший. Мы приобрели два мотоцикла, а потом захотелось большего. Купили два картинга на 250 «кубов» (40 л. с. примерно). Стали ночью ездить по городу… Но нас поймали, и тогда я понял: надо увлечение как-то легализовать и купить что-то, на чем можно ездить по дорогам общего пользования.
В прошлом году тоже пытался попасть на «Лакацыю». Проехал 500 км до белорусско-польской границы. 7 часов простоял в очереди… С пафосом подал тетеньке-пограничнице техпаспорт на авто. Она с тем же пафосом спросила, где VIN. Я ей говорю: «Там, над колесом смотри…» Она еще раз взглянула на документ и спрашивает: «Это что, Jaguar?» В общем, я не тот техпаспорт взял.
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ok@onliner.by