Гродненский регион остается одним из самых интересных направлений для велосипедных путешествий любой протяженности и уровня сложности. В прошлый раз мы приезжали сюда на обзорную велоэкскурсию по Гродно. Проделав такой путь, хорошо бы задержаться здесь подольше и съездить на Августовский канал. Этот уникальный во многих смыслах объект создавался как маршрут для водного транспорта, но, поверьте, ехать вдоль него нужно именно на велосипеде. Здесь, в тени могучих деревьев, прячется история.
Мы уже рассказывали о том, что до Гродно вместе с велосипедом можно доехать на поезде: около четырех часов пути, и вы на месте. Отправляться в такую дорогу без ночевки — это как взять отпуск на день: хорошо, но мало. Закладывайте на такое путешествие как минимум все выходные: и город посмотрите, и на канал съездите без спешки — будет потом, что вспомнить.
Из Гродно держим путь к северу, на Сопоцкин. Это уютное небольшое местечко, хорошо знакомое велосипедистам из этих краев. До него 25 км: немало, но тут хорошая дорога, поэтому проскочите быстро. Катучий асфальт, классные пейзажи, засеянные поля, сменяемые перелесками, — катишь себе и катишь, не глядя на время. То, что нужно для хорошего путешествия.
По пути можно сделать остановку у Гродненской крепости: фортификационная система создавалась и перестраивалась здесь на протяжении многих веков и видела немало боевых штандартов и жестоких сражений. Некоторые форты были взорваны уже в XX веке, отдельные фрагменты крепости сохранились до наших дней. Здесь тихо, земляные валы обступают со всех сторон, а могучие стены будто и не восприимчивы к летнему солнцу: они уже пережили пекло и теперь хранят спокойную прохладу.
Аккуратно переступили улиток, облюбовавших эти места, и рванули дальше.
Выезд из города был чуть-чуть неуютный — обочина все-таки узковата, — но водители здесь к велосипедистам явно привычны, едут аккуратно. А потом, где-то на полпути до Сопоцкина, появилась обустроенная велодорожка: ее разметили на проезжей части, и никто из автомобилистов при нас даже не попытался ехать не по правилам, на дорожке ощущаешь себя действительно комфортно.
Вообще, велосипедные маршруты в регионе в какой-то момент дождались финансирования и развивались весьма бурно, в том числе в рамках общеевропейских программ. Часто видны указатели, сообщающие о том, что мы на участке какого-нибудь суперпротяженного европейского веломаршрута — совсем далеко не поедем, конечно, но и заблудиться риска нет.
Через короткое время въезжаем в Сопоцкин. Издалека видны башни костела Вознесения Девы Марии: с XVIII века глядят они на эту землю и повидали с тех пор многое.
Если податься вправо, то выедете в Августовский парк — уютное место с тенистыми тропами. Можно передохнуть, но нельзя засиживаться: впереди еще большое путешествие.
В Сопоцкине нужно пополнить запасы воды и набить карманы или рюкзаки какой-нибудь едой: по дороге что-то раздобыть будет не так просто, по крайней мере до шлюза «Домбровка» — 17-го шлюза Августовского канала. Можно было бы направиться туда сразу из Сопоцкина, и если уже прилично подустали, то так и поступайте: атмосферу почувствуете и увидите много интересного, не наматывая при этом дополнительный километраж. Ориентируйтесь на указатели и поезжайте снова к северо-западу — не заблудитесь.
Мы же направляемся в другую сторону, чтобы, объехав часть канала и несколько других шлюзов, у «Домбровки» финишировать. Знаки уводят в лес: дорога там именно лесная, и для шоссейного велосипеда это самый неподходящий отрезок за все путешествие. Впрочем, он совсем короткий, нечего даже и беспокоиться.
Вообще, места здесь действительно проезжие, по крайней мере те, которые адаптированы для подобных путешествий, и переживать не о чем: маршрут можно осилить на любом велосипеде, не потребуется ни особого оборудования, ни экипировки, ни специфических навыков. Главное, рассчитывать силы, соответствующим образом планировать маршрут, пить достаточно жидкости и не забывать устраивать небольшие пикнички и чем-то подкрепляться в пути.
Дорога вывела нас к «Радивилкам» — большому усадебно-парковому комплексу с гостиницей и рестораном. Гудел этот комплекс как растревоженный улей — готовились к спецобслуживанию и на велосипедистов внимания не обращали, не удалось даже кофе выпить.
Ну и ладно — что там кофе, когда впереди ждал Августовский канал. Еще несколько поворотов, и мы оказались на берегу. Водная гладь блестела в лучах высокого солнца, а берега канала, очерченные под линейку, уходили в обе стороны. Вдоль берегов — накатанные дорожки. Где-то асфальт, где-то хорошая грунтовка. Если повезло с погодой, то и нечего опасаться — дорога шелестит и убегает из-под колеса.
Свернули вправо. С одной стороны вода, с другой — густые заросли. Блуждать здесь негде — обустроенный веломаршрут, какого не сыскать нигде больше.
Августовский канал, изначальной протяженностью более 100 км, соединил в XIX веке Вислу и Неман и стал важной частью водного маршрута из Балтийского моря в Черное. Искусственные каналы прокапывали от реки к реке, от озера к озеру, объединяя их системой шлюзов, позволяющих контролировать и изменять уровень воды для прохода судов. Сегодня сложно даже вообразить, насколько трудоемким и тяжелым был процесс строительства 200 лет назад.
По воде сплавляли древесину и возили товары. Августовский канал возвели как альтернативу наземным маршрутам, и он оправдывал свое предназначение, хоть и не очень долго. Уже слышна была тяжелая поступь парового гиганта на железной дороге, начиналась эпоха паровозов.
С этими мыслями мы подъехали к шлюзу с именем «Куркуль». Посмеялись: здесь тоже кофе не допросишься, хорошо, что запаслись провизией в Сопоцкине. Едем дальше.
От «Куркуля» еще совсем немного в ту же сторону вдоль канала и приезжаем к «Немново» — самому большому шлюзу Августовского канала.
Как работает шлюз и для чего он нужен? Канал объединил в водный маршрут десятки естественных и искусственных водоемов, расположенных на разном рельефе. Перепад высот нужно было компенсировать так, чтобы канал был пригоден для судоходства. Для этой цели создавались шлюзы: с их помощью контролировался уровень воды на конкретном участке.
Закрываются входные ворота шлюза, и уровень воды в камере начинает меняться: подниматься или опускаться. Таким образом поднимается или опускается судно, которое ожидает возможности прохода через шлюз. Уровень воды должен соответствовать уровню за выходными воротами. Когда это достигается, выходные ворота открываются и судно выходит через них. Иногда оно может продолжать путь дальше по каналу, иногда приходится пройти не одну шлюзовую камеру, прежде чем это станет возможным. Шлюз «Немново», к примеру, компенсировал перепад воды в 10 метров на входе и на выходе. Отчасти это похоже на принцип работы лифта, но с тем условием, что всю работу выполняет вода, а перемещается при этом большое тяжелогруженое судно.
Из «Немново» вы быстро не уедете. Отсюда увезете много фотографий шлюза, селфи на его фоне. Обратите также внимание на домик смотрителя. Сейчас такие дома стали сдавать в аренду — отличная возможность не только увидеть историю со стороны, но и немного пожить в ней.
Здесь мы переезжаем на противоположный берег канала и едем в обратную сторону, к «Домбровке». Сначала с пяток километров по совершенно шикарной гравийной дороге, где даже шоссейный велосипед летит сам собой. Слева канал, а справа дышит хвоей Гродненская пуща — большущий лесной массив, царство живой природы.
Это велосипедный променад в чистом виде: вольготно крутишь педали, не устаешь, вертишь головой по сторонам, обозревая достопримечательности. Проехали шлюз, вон какой-то деревянный мосток, явно не для велосипедов сделанный, чуть дальше судно с какими-то очень специальными функциями...
Такая прогулка понравится всем: красиво, не тяжело — то, что нужно. Машины нам не встречались, однако еще раз отметим, что к велосипедистам здесь привычны: подальше, уже на асфальтовом участке, мы даже видели знак, предупреждающий водителей, что нужно быть осторожнее.
Сами не заметите, как доедете до «Домбровки», куда, возможно, кто-то направился прямиком из Сопоцкина. Это самый обжитой и подготовленный к туристическому наплыву шлюз. Наконец-то нам повстречались кафе под открытым небом — можно перекусить, если вся провизия, взятая в дорогу, уже закончилась. Цены, к слову, не шокируют.
Многие так и поступают, оставив велосипеды отдыхать в тени. Кто-то отдыхает сам: солнышко пригревает.
В этом месте есть возможность пройти настоящий действующий шлюз на судне, ну или по крайней мере понаблюдать за процессом со стороны. Корабль с пассажирами входит в камеру, которая, кажется, настолько тесная, что он будет биться бортами о стены. Внешние ворота закрываются, и уровень воды начинает опускаться, а вместе с ним на глазах опускается и корабль. Затем выходные ворота открываются, и судно отправляется дальше по каналу.
Здесь можно зависнуть надолго, попивая кофе за столиком под раскидистыми деревьями, плавая по каналу, заглядывая в музеи и просто впитывая то, чем живет вне времени этот уютный уголок на краю великого леса. Обратная дорога в Сопоцкин будет даже слишком быстрой: не раз обернетесь, с грустинкой глядя, как удаляется канал. А там и до Гродно недалеко.
Получится — оставайтесь с ночевкой, оставайтесь надолго. Или возвращайтесь снова — ведь захочется вернуться.
Знаете интересные маршруты по красивым местам? Пишите, будете провожатым: pv@onliner.by или t.me/vitpetrovich.
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by