«Светофор для водителей здесь не красный, а скорее „розовый“. И про пешеходный переход забудьте — это просто белые полоски на асфальте», — такие вводные дают местные на тему «как устроено дорожное движение в Индии». У туристов, которые ни разу не были в Азии, происходящее может вызывать шок. Кажется, что творится полный беспредел: все едут как хотят, а пешеходы каждый день рискуют жизнью. Но первое впечатление часто обманчиво. Спустя неделю понимаешь, что хаос в Индии «слаженный» и местные к нему неплохо приспособились. Оказавшись в Дели, мы попытались выяснить, как в перманентной мешанине на перекрестках индийцам-водителям удается-таки их проезжать, а пешеходам оставаться в живых.
Коротко напомним, почему вы читаете про Индию. С начала августа из Минска запустили прямой рейс в Дели, и теперь слетать туда стало проще, чем в Европу, в пути — меньше 7 часов. Мы уже советовали, что посмотреть в Дели и чем необычным себя порадовать из еды. Сегодня перенесемся на шумные индийские дороги.
В 6:30 утра выруливаем из аэропорта на городские улицы и сразу же попадаем в другой мир. Еще нет сильных пробок, но трафик уже довольно интенсивный — сложно представить себе такое в Минске ранним утром выходного дня.
Едем как пассажиры, но примеряем дорожную обстановку на себя.
— Смог бы здесь водить? — устраиваю допрос фотографу, который успел покататься на авто в десятках стран. Он не спешит отвечать категорическое «нет», но признается: перед тем как взять в аренду авто, десять раз бы подумал. Движение здесь левостороннее и хотя бы поэтому непривычное. А еще придется в экспресс-режиме переучиваться на новую категорию под названием «вождение без правил».
Без шуток: народ действительно едет, кому как вздумается. Машины занимают по две полосы, объезжают пробки по встречке, сдают задним ходом на оживленных дорогах. Останавливают водителей только светофоры, и то не всегда (если красный загорелся совсем недавно, то можно и проскочить). Вот почему запрещающий сигнал здесь иронично называют розовым.
Когда светофор вдруг ломается (а мы были свидетелями такой ситуации), начинается полный хаос. На перекресток вываливают все подряд и останавливаются в нескольких сантиметрах друг от друга. Про «помеху справа» (или слева?) здесь явно не слышали.
— Какая помеха? Вы о чем? Все, кто едет перед тобой, это помеха, — смеется белоруска, которая пять лет живет в Дели и сама водит авто. — Здесь никто ни о ком не думает, все прут куда хотят. Пока кто-то один не выйдет на перекресток и не скажет: «Так, ты назад, ты вперед». Тогда все разъезжаются. Или может вмешаться полицейский.
Если загорелся зеленый, а кто-то не стартанул, это настоящая катастрофа. Индийские водители не могут ждать. Они будут сигналить так, чтобы весь мир их услышал.
Вообще, уровень шума на дорогах зашкаливающий. К этому нужно привыкнуть и воспринимать как часть туристического экспириенса. Зачем все время сигналить? У некоторых машин нет боковых зеркал, да и в принципе здесь не принято пользоваться поворотниками. Поэтому при любом маневре надо от всей души жать на клаксон. Если хочешь перестроиться или проехать первым на перекрестке, сигналь! Кто громче — тот и прав. Кто наглее — тот и молодец. Получается, какие-то правила все-таки действуют.
Не порадует водителей и отсутствие нормальной дорожной навигации и разметки. Указатели, конечно, есть, но их ничтожно мало для такого огромного города, как Дели. Как здесь ориентироваться без навигатора? Со стороны трудно представить.
Скорость движения в черте города ограничена 50 км/ч. Не то чтобы всем хотелось соблюдать это правило, но приходится: из-за большого потока разогнаться быстрее просто не получается. По нашим наблюдениям, в Дели водители двигаются в среднем со скоростью 40 км/ч. Пробки в часы пик — привычное дело. Несмотря на то что в городе разветвленная сетка метро (8 веток плюс еще одна скоростная — в аэропорт), так просто всем не разъехаться. Слишком много людей.
Из хорошего: Индия — это страна, где даже в пробках туристу не бывает скучно. Смотришь по сторонам и не перестаешь удивляться.
Вот это, к примеру, талисман (а не старый грязный ботинок, как можно было подумать).
Лимон с перцем на дворнике тоже появился неслучайно. Это защита от сглаза.
Вообще, талисманов самых разных мастей на транспорте очень много. Говорят, после покупки машины индийцы сначала едут в храм и только потом — на регистрацию авто.
Что обычно покупают? Индийцы очень любят «японцев» — чаще всего на улицах можно встретить Suzuki, Toyota и Honda. Цены на новые машины стартуют от $10 тысяч.
Довольно часто встречаются индийские Tata и Mahindra. Также можно заметить Volkswagen, Renault и Skoda (локального производства).
Американских машин мы практически не видели, а вот люксовые европейские марки типа BMW, Mercedes или Rolls-Royce попадаются. Правда, обычно не в потоке, а на парковках. Говорят, обеспеченные индийцы часто их держат «на выход». Есть авто подешевле — на каждый день, чтобы сражаться с пробками, и подороже — съездить в ресторан. Защитный полиэтилен с обивки может не сниматься годами — это распространенная фишка в Азии.
Помимо машин, на дорогах Индии сложно не заметить тук-туки и моторикши. Это полноправные участники движения, используются в основном как такси. Наш гид рассказывал, что в одном лишь Дели курсируют 80 тысяч тук-туков. Работа у водителей непростая — целый день приходится ездить по городу в жару под 40. Без кондиционера!
За короткую поездку мы обычно платили водителям тук-туков 100 рупий (чуть больше $1). А если пользоваться приложениями Uber или Ola Cabs, за 150—200 рупий (примерно $2) можно проехать на тук-туке 10 км. Незабываемые впечатления гарантированы, особенно вечером!
На авто за 10 км с вас возьмут около 300—350 рупий ($3,5). Можно вызвать мототакси — и поездка обойдется еще дешевле, примерно в 100—120 рупий ($1,5). Правда, ехать придется под палящим солнцем.
Как и в любом другом южном городе, мотоциклов в Дели очень много и они добавляют столице красок, особенно если среди пассажиров есть девушки в развевающихся на ветру сари. Это по-прежнему популярная в Индии одежда.
Некоторые с ног до головы обматываются тканью — так защищают себя от пыли и смога.
По правилам на двухколесном транспорте могут ездить не более двух человек, но дети «не считаются». Никаких особых требований к их перевозке в Индии не предъявляют — взяли на руки и везите. Мы наблюдали семьи с двумя-тремя детьми, которые умудрялись загрузиться на один мотоцикл.
Кого еще можно увидеть на дорогах в Индии? Велосипедистов, мужчин, тянущих на себе телеги, верблюдов, лошадей, ишаков, коров (куда же без них). Места хватает всем — некомфортно здесь, пожалуй, только пешеходам.
Пешеходами в Дели быть плохо — про их удобство мало кто задумывается. Привычные нам тротуары во многих районах отсутствуют. Как нам объясняли, в Индии просто не принято ходить пешком — всегда проще взять тук-тук и добраться до нужного тебе места.
Пешеходные переходы есть, но они скорее «для красоты». Даже если горит зеленый, пропускать вас никто не собирается. Водители лишь немного снижают скорость, когда приближаются к «зебре».
Первые пару дней, признаемся, переходить дорогу было очень волнительно. Нас учили просто медленно и предсказуемо идти вперед, выставив руку перед собой и жестом показывая водителям: «Остановитесь». Вот как ловко это делают местные.
Мы за неделю так не научились: каждый раз на переходе шутили про то, что не зря оформили хорошую страховку. А еще было непривычно смотреть сначала направо, а потом налево — особенность левостороннего движения.
Если в Минске вы любите прогуляться по улице, уткнувшись в телефон, то здесь такая расхлябанность может закончиться очень быстро. Хотя мы видели местных, которые умудрялись переходить дорогу, отвечая на сообщения (это высший пилотаж).
У тех, кто просит милостыню, вообще как будто семь жизней. Они любят попрошайничать именно на светофорах, пока для водителей горит красный. За считанные секунды успевают выцепить среди пассажиров иностранцев и жалобно смотрят в ваши глаза. Это тоже часть Индии, которую придется прочувствовать на себе туристам.
Спустя несколько дней мы выехали за пределы Дели, чтобы прокатиться по Золотому треугольнику. Заодно оценили удобство платных дорог. Говорят, за последние пять лет в Индии построили много таких хайвеев. Расценки разные — мы платили что-то около 750 рупий ($9) за комфортную дорогу до Тадж-Махала.
Заехали на заправку — вы же хотите знать, сколько в Индии стоит топливо? Цена в разных городах плавающая. В среднем литр бензина стоит 100 рупий ($1,2), дизеля — 90 рупий ($1,1).
Даже на трассах постоянно встречаются коровы. Иногда они перегораживают водителям дорогу.
А вот какие нарядные грузовики гоняют по дорогам самого яркого штата в Индии — Раджастана. Выглядит такой тюнинг очень эффектно. Хотелось сфотографировать все проезжающие мимо авто.
А еще за пределами столицы мы наконец увидели, как много индийцев может помещаться на одном квадратном метре полезной площади.
Все помнят знаменитые фотографии поездов, где индийцы ездят на крыше? С автобусами у них так тоже можно.
Лихачей на трассах мы не замечали, как и большого количества камер и постов полиции. Возможно, мы просто ездили не по тем дорогам — выводов делать не будем. Для понимания: штраф за превышение скорости в Индии стартует от 1000 рупий ($12). Предусмотрены штрафы по 1000—2000 рупий за опасное вождение, за перегрузку мотоциклов и скутеров, за езду без шлема — на бумаге все довольно серьезно. Есть и неформальные наказания: говорят, можно получить от полицейского палкой по голове, если прокатишься на мопеде без защиты.
Все участники движения должны покупать обязательную страховку — нам говорили, что это около $100 в год. За вождение без страховки предусмотрен штраф — 2000 рупий ($24). Если поймают водителя без прав — это уже 5000 рупий ($60). По слухам, примерно столько же стоит водительская «корочка», которую легко можно «купить» без экзаменов.
— Обучение есть, но для этого вам надо куда-то ходить, учиться… Люди дают деньги, и все — получают свои права, — признался местный водитель.
Если случается легкое ДТП, народ обычно решает вопрос между собой или участники просто разъезжаются. Мы своими глазами наблюдали, как парень упал с мопеда, столкнувшись с легковушкой. Поднялся, отряхнулся и поехал дальше. Полицию никто не вызывал.
За неделю мы видели всего два столкновения — оба лайтовые. Местные объясняют это тем, что водители хорошо адаптировались к дорожным условиям, знают, где нужно поднажать, где уступить и как быстро перестроиться. А таксисты вообще показывают мастерство вождения 80 lvl.
В следующих выпусках мы сравним, в каких условиях живут богатые и бедные индийцы, и покажем много картинок из путешествия по Золотому треугольнику, где мы своими глазами увидели Тадж-Махал.
Благодарим за помощь в подготовке материала авиакомпанию «Белавиа» и компанию Funway Holidays Pvt. Ltd.
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by