Совсем недавно мы общались с белорусами, которые перешли на пропан-бутан и, кажется, остались более чем довольны таким решением. Правда, наши герои признались: они до сих пор сталкиваются со множеством мифов и стереотипов, связанных с газовым баллоном в машине. Что ж, пришло время их развенчать (или подтвердить?). Продолжаем совместный с «Белоруснефтью» проект. На этот раз мы обратились на СТО, где устанавливают газовое оборудование, и пригнали автомобиль на газу для осмотра вслепую — на днях у него как раз обнаружилась проблема. Что смогут сказать специалисты, которые до этого ни разу его не видели?
Дано: Renault Megane 2007 года выпуска по техпаспорту, с 1,6-литровым мотором и МКПП. В нише запаски — газовый баллон. Еще вчера все было нормально, но прямо сейчас машина на газ не переключается. Это вся информация, которую мы предоставили мастерам СТО «Газ-Альтернатива», передав им в руки ключи.
Автомобиль принадлежит семье корреспондента Onlíner как минимум пять лет, но информации об установленном ГБО мало. Что смогут с ходу рассказать специалисты сервиса при первом осмотре? Открываем капот и багажник.
— ГБО голландское, — говорит Михаил Дулько, замдиректора станции. — Судя по всему, машина с этим оборудованием (оно самого распространенного сейчас четвертого поколения) уже приехала в Беларусь. Отмечу: голландские баллоны Prins более технологичные, чем те, что обычно устанавливают у нас в стране. Они исключительно надежны, и их цена в четыре-пять раз выше польских, например. Стоимость нового такого баллона сейчас начинается от $500.
Голландцы более глубоко интегрируют газовое оборудование в электронику автомобиля. И не дают никому сервисные программы. Поэтому если у вас возникнут проблемы с блоком управления (он начнет, допустим, сбоить), то мы просто не сможем «прочитать» его на ошибки блока.
Интересное наблюдение: форсунки стоят те, что называют скоростными. Они обеспечивают более короткие длительности впрыска газа. Для чего понадобилось их ставить на Megane — неизвестно. Но это обычная практика голландцев — делать все с большим запасом по функционалу и возможностям. Редуктор мы не видим — скорее всего, он находится в крыле.
— Очевидная проблема: оторван провод, который идет на форсунку. Без дополнительной диагностики можно предположить, что газ не включается из-за этого. Его можно попробовать «перепиновать», — находит решение специалист.
Заглядываем в багажник. Мастера замечают: оборудование 2007 года и имеет разнесенную арматуру. Плюс в том, что баллон не лежит на днище автомобиля: он закреплен верхними балками, то есть находится в подвешенном состоянии, а значит, не так сильно изнашивается.
— У вас медная топливная магистраль, это устаревшее решение, — констатируют на СТО. — Сегодня этот материал уже не используется, ему на смену пришел термопластик. Он не вступает в реакцию с газом, и фильтры служат дольше. Почти наверняка стенка трубки утончена из-за коррозии.
Болезнь голландского оборудования — выходящие из строя заправочные шланги, но это решаемо.
Странно, что магистраль газа идет по салону. Если трубки перетрутся — газ попадет внутрь авто. Но это заводское решение — видно даже по саморезам.
— Какие рекомендации могу дать? «Доезжать» свое оборудование до предела, пока есть такая возможность. Оно безопасное, смонтировано людьми, которые знали, что делают, — говорит замдиректора СТО. — Но машину в целом нужно привести в порядок. К авто на газу есть требования, которые нужно соблюдать более четко. Особенно это касается электрической части. Газ впрыскивается в цилиндр в газообразном состоянии, зажечь его сложнее: сопротивление газовоздушной смеси выше, чем бензиново-воздушной. То есть искра должна быть более стабильной. Значит, нужно тщательнее следить за свечами и высоковольтными проводами.
С этой машиной разобрались. А дальше — ликбез для тех, у кого много вопросов.
— Газ — это история об экономии, — считает Михаил. — О каких деньгах обычно идет речь? Среднегодовой пробег у белорусского автолюбителя — от 25 до 30 тысяч километров. Автомобиль, оборудованный 4-цилиндровым мотором с расходом 9—10 литров на сотню, при эксплуатации его на газу экономит, по нашему опыту, около $600—700 в год. Что такое $600—700? Это, например, полноценный отдых с семьей на Браславcких озерах.
— Берем за основу то, что газа в количественном измерении расходуется на 20% больше, чем бензина. Если у вас средний расход последнего — 10 литров, то ГБО будет «съедать» 12. Дальше вы подсчитываете траты исходя из пробега и разницы в цене на оба вида топлива (актуальная стоимость пропан-бутана в РБ — 1,23 рубля за литр, АИ-92 — 2,26. — Прим. Onlíner).
— Установка ГБО на тот же 4-цилиндровый мотор будет начинаться от $370 по курсу, если мы говорим о бюджетном китайском варианте. Фирменное оборудование — от $450. Таким образом, при среднегодовом пробеге в 30 тысяч километров ГБО окупится за 6—8 месяцев. Если машина будет находиться в семье, как это часто бывает, 4—5 лет, то экономия на будущее очевидна.
Какого обслуживания требует газ? Это замена фильтра тонкой очистки каждые 10 000 километров, средняя стоимость — около 15 рублей на сервисе. И раз в три года нужно аттестовывать баллон — 62 рублей. Процедура занимает около трех часов.
— Чаще всего это семейный мужчина 30+ лет, у которого уже есть какие-то финансовые обязательства. Поэтому машина перестает быть для него игрушкой, а становится утилитарным средством передвижения, которое еще и деньги должно экономить.
А еще это коммерческие организации. Автопарки такси с пробегами в 100—120 тысяч километров в год и другие крупные компании, где много машин, осуществляющих доставку товаров.
Есть и отдельные случаи, когда к нам обращаются клиенты, планирующие путешествие за границу. Тогда стоимость ГБО может отбиться и за одну поездку. Но нужно принимать во внимание, куда именно вы едете. Например, в Европе, где стоимость топлива выше, экономия на газу будет очевидна: ГБО дает дополнительный запас хода, вам нужно реже заправляться — это еще один его плюс.
Я знаю историю про машину на газу, которая путешествовала в Африке по таким диким местам, где бензина не было вообще. И газовое оборудование давало возможность в принципе передвигаться.
— Очевидных противопоказаний не существует, если вы вовремя обслуживаете автомобиль. Но сколько бы люди не переводили машины на ГБО, все равно будут жить мифы, что газ портит двигатель и т. д. В действительности же по своим физико-химическим свойствам пропан-бутановая смесь схожа с бензином. Из отличий — меньшая теплотворная способность (газ дает примерно на 20% меньше энергии, чем бензин, — отсюда и разница в расходе).
Если человек очень хорошо знает свой автомобиль, то при переходе на ГБО он услышит, что мотор стал работать мягче. Кривая горения газа более пологая, и двигатель не испытывает ударных нагрузок.
У газовой смеси бóльшая длительность впрыска, чем у бензина, но для современных моторов это не критично. Форсунки в любом случае успевают впрыснуть необходимое количество топлива. Так что разница в работе на бензине и газу будет заметна лишь у тех машин, у которых короткие и ультракороткие периоды впрыска топлива. Для каких-то спортивных двигателей ГБО может не подойти, но это скорее исключение из правил.
Отличие в эксплуатации автомобиля с газовым оборудованием может заключаться только в том, что у газа температура горения более высокая: автовладельцу нужно контролировать тепловые зазоры и следить, чтобы не зажало клапаны. Поэтому идеальный вариант для ГБО — двигатель с гидрокомпенсаторами, где автоматически регулируется тепловой зазор. Это, например, Volkswagen Polo или Skoda Rapid с 1,6-литровым фольксвагеновским мотором MPI.
«Уход» теплового зазора (первый признак — неустойчивая работа холодного двигателя на холостом ходу) грозит прогоранием клапанов. Но это проблема не ГБО, а запущенного мотора.
— Машина не должна терять в динамике при установке пропан-бутанового ГБО. Если такое происходит — это повод обратиться на СТО. Возможно, некорректно отрегулирован блок управления газом.
— Газ безопаснее, чем бензин. Если последний прольется под капотом и воспламенится, то автомобиль сгорит. С газом не так, в случае ЧП он загорается и взрывается в объеме. То есть при пожаре произойдет хлопок и огонь не успеет схватиться за тот же пластик под капотом. При этом в действительности поджечь газовоздушную смесь не так уж и просто, должно быть определенное соотношение газа и воздуха.
— Если баллон устанавливается в нишу запаски, то есть определенные нормы, какое расстояние должно быть до бампера, чтобы оборудование не повредилось при ДТП. В сети можно найти немало краш-тестов: при ударе оно просто «уезжает» в салон.
Не могу вспомнить ни одного случая, чтобы баллон разрывался при аварии. К тому же вместе с ГБО должны быть установлены предохранительные пожарные клапаны. При ЧП они открываются и стравливают лишнее давление. Проще говоря, в случае пожара баллон, как Змей Горыныч, будет время от времени пыхать огнем, пока вся смесь не выгорит. Вообще, работа современного ГБО предусматривает многоступенчатую систему предохранителей.
Условие, при котором газ становится опасным, — это замкнутый объем. То есть в случае с машиной это гараж. Если вы открыли двери гаража и учуяли резкий запах газа, нужно перекрыть баллон, выкатить автомобиль и проветрить помещение.
— В автомобиле с правильно установленным ГБО запаха быть не должно. Вентиляция организована таким образом, что даже если баллон где-то и травит, газ будет отводиться за борт машины.
Если запах внезапно появился — нужно разбираться в причинах. И это не обязательно утечка. Мы в своей практике сталкивались с тем, что автомобиль был заправлен «грязной» смесью с повышенным количеством одоранта (это вещество, используемое для придания газу запаха). И даже при нормальной работе машины шланги так набирали запах меркаптана, что шел устойчивый шлейф газа.
— Он может отказаться от обязательных элементов, снизив безопасность ГБО. Или, например, использовать неподходящую арматуру баллона: вместо автоматической поставить оборудование с механическими вентилями. В чем разница? Если арматура автоматическая, то когда вы глушите машину либо переводите ее на бензин, клапан закрывается и газ перекрывается на уровне баллона. Когда вентили механические, вся газовая магистраль постоянно находится под давлением.
Мы рекомендуем обращаться в крупные сервисы с историей. Потому что одно дело — беречь репутацию длиною в год, и другое — в несколько десятилетий. Желательно, чтобы сервис предоставлял широкий перечень услуг, чтобы в случае обнаружения проблемы (например, с бензиновой частью) вам не пришлось гнать автомобиль куда-то еще.
Выбирайте автогаз ПБА Белорусского газоперерабатывающего завода РУП «Производственное объединение «Белоруснефть» для своего авто и получайте экономию в 2 раза на топливе без вреда для авто!
Установите газовое оборудование и получите дополнительную скидку 10% на автогаз в сети АЗС «Белоруснефть».
Рассчитать время окупаемости и сумму экономии можно на калькуляторе по ссылке.
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by