У BMW сухих моторов не бывает? Проверили вместе с читателями их машины с «масложором» на СТО

Автор: Вероника Сайко. Фото: Александр Ружечка, иллюстрация: Максим Тарналицкий
36 102
29 ноября 2023 в 8:00

Если между плановыми ТО вам приходится самостоятельно доливать масло (и вы делаете это неоднократно), то, похоже, вашей «ласточке» светит прямая дорога на СТО. Чтобы на практике убедиться, насколько разными могут быть причины «масложора», мы кинули клич среди наших читателей: попросили отозваться тех, кто давно столкнулся с этой проблемой, но так и не выяснил, с чем она связана. Отобрали три интересных случая: 19-летнюю BMW X5, Toyota Corolla с удаленными катализаторами и почти новую Skoda Kodiaq, которая не раз (со слов владельца) заезжала к дилеру из-за своего зверского «аппетита». Машины мы завезли на сервис — и вот что выяснилось во время осмотра.

Немного теории. Причины «масложора» — какими они могут быть?

— Сразу заметим: потребление двигателем масла в небольших количествах считается нормой. Какая она должна быть — ответить сложно, каждому мотору свойственно свое значение, — объясняет Алексей Хотейкин, руководитель СТО «АВ АвтоСпецСервис». — На автосервисах в основном работают с показателем 0,01—0,05% от общего потребления топлива автомобилем. На это число влияют разные факторы: наличие турбонагнетателя, объем мотора, количество клапанов и т. д.

Допустим, расход топлива у машины — 10 литров на 100 км. Тогда на 10 000 км пробега 100—500 «съеденных» грамм масла — это норма.


Не всегда «масложор» связан с проблемами в двигателе, отмечает специалист. Если автомобиль эксплуатируется в нетипичных для него условиях (например, долгое время находится в пробке), то он может позволить себе «съесть лишнего».

— Также повлиять на повышенный расход масла могут некачественные фильтры, топливо, долгая работа мотора на холостых оборотах… Само масло может быть некачественным или поддельным.


Важно: если есть подозрение на «масложор», уровень масла стоит проверять каждый раз перед выездом. А теперь — к техническим причинам повышенного «аппетита» у двигателя. Какими они могут быть?

— Причины «масложора» можно разделить на две категории. В первом случае выливание масла происходит наружу. Такое может случаться из-за повреждений резинотехнических изделий, контура масляных трубок и т. д.

Выбор покупателей
синтетическое, 5W-40, бензиновый/дизельный, допуски API: SN; CF, 4 л
Выбор покупателей
синтетическое, 5W-30, бензиновый/дизельный, 5 л
Выбор покупателей
синтетическое, 5W-40, бензиновый/дизельный, допуски API: SN; CF, 5 л

Вторая категория — масло в большом количестве попадает в камеру сгорания двигателя. Почему так происходит? Есть целый ряд причин, которые могут быть связаны (или нет) между собой.


Самой распространенной проблемой эксперт называет износ маслосъемных колпачков (они предотвращают попадание масла по стержню клапана в цилиндр) и направляющих втулок клапанов.

— Вторая «популярная» причина — неправильная работа вентиляции картерных газов.

Картерные газы в двигателе вентилируются, и в сапуне происходит отсекание масла и воздуха. Когда этот сапун работает неправильно, то вместе с воздухом во впускной коллектор попадает и масло, которое затем сгорает в моторе.


— Третья причина повышенного расхода масла связана с подачей топлива. В камере сгорания у нас сжигается топливовоздушная смесь (топливо отдельно от воздуха не горит). Если топлива в смеси больше, то это приводит к «масложору».

Турбированные двигатели больше подвержены «масложору», чем «атмосферники», отмечает Алексей. Повышенный «аппетит» в таком случае может быть связан с турбонагнетателем.

— Через турбину проходит масляный контур. И так или иначе какое-то количество масла попадает в интеркулер — это радиатор, который охлаждает подаваемый турбиной воздух.


— «Масложор» может появиться из—за износа маслосъемных поршневых колец. От сажи и грязи кольцо залегает в канавку и перестает обеспечивать герметичность цилиндра. Откуда сажа и грязь? Причинами могут быть некачественное топливо или масло, несвоевременная замена техжидкостей, проблема с топливно-воздушной смесью.

 

— Еще одной причиной «масложора» зачастую являются нарушения в работе впускного тракта. Сюда отнесем несвоевременную замену воздушного фильтра, негерметичность самого впускного тракта, впускного коллектора и патрубков.

Как это работает? Через забитый воздушный фильтр или негерметичный впускной тракт частички грязи и пыли попадают в камеру сгорания, смешиваясь с остатками масла и топливовоздушной смесью. Далее они превращаются в абразив и изнашивают стенки цилиндров, поршни, кольца. Герметичность нарушается, и это приводит к повышенному расходу масла.

Осмотры вслепую: три машины — три «диагноза»

В нашем сегодняшнем эксперименте участвуют три героя с разными «симптомами». Это почти 20-летняя BMW X5, «неубиваемая» Toyota Corolla и Skoda Kodiaq, которой чуть больше трех лет. На что сначала обращают внимание специалисты сервиса, когда к ним приезжает кто-либо с жалобой на «масложор»?

— В первую очередь мы расспрашиваем клиента о том, как и где он заправляется, какое масло льет, не использует ли самые дешевые китайские фильтры.

Сизый (синий) дым — признак того, что в камеру сгорания попадает больше масла, чем нужно. Если повышенная дымность проявляется в момент старта и затем пропадает, то всему виной, скорее всего, маслосъемный колпачок. Если авто постоянно дымит во время движения, то, вероятно, проблема в маслосъемном кольце.


Повышенный расход масла и при этом пропала динамика? Возможно, нарушился баланс топливовоздушной смеси: в цилиндры попадает больше топлива, чем нужно. Оно смывает масляную пленку с цилиндра, отчего нарушается герметичность и снизу поршня появляется чрезмерное количество масла. Оно сгорает — идет сизый дым, — объясняет Алексей, руководитель СТО.

BMW X5: у «бэхи» сухого мотора не бывает?

Начнем наши «осмотры вслепую» с BMW X5. Шутки о том, что «бэха» и «масложор» — это синонимы, сразу откладываем в сторону. К слову, специалисты сервиса все сегодняшние машины видят в первый раз — героев для материала мы искали через соцсети редакции.

На 19-летнем X5 приехал минчанин Максим. Двигатель здесь — 3-литровый дизель. На 5000—6000 км пробега владелец доливает примерно литр масла.


— Иногда чуть больше. Зависит от интенсивности езды, — рассказывает герой. — Расход топлива сейчас — около 15 литров на сотню. Как давно «масложор»? Я ее покупал уже с ним — в 2018 году. Что я знаю о моторе, так это то, что здесь сейчас нет ни одной живой форсунки…

— В этом, скорее всего, и причина, — с ходу говорит Алексей. — Отмечу: для BMW такой расход масла еще не катастрофический.

Специалист снимает защиту двигателя: повсеместные подтеки видны невооруженным глазом. Мотор и патрубки все в свежем масле.

синтетическое, 5W-40, дизельный, допуски API: SN; CF, 4 л
синтетическое, 5W-30, бензиновый/дизельный, 5 л


— У вас наружу выливается масло, и нужно определить, откуда конкретно оно вытекает. Без мойки мотора снизу и сверху найти утечку нельзя. Так что нужно отправляться на специализированную мойку, где двигатель очистят горячей водой и подходящей «химией».


Думаю, вопрос еще и в турбине, поскольку патрубки интеркулера тоже все в масле. Резюмирую: «масложор» может быть связан с вытеканием масла наружу через какие-то уплотнения, неправильно работающие форсунки или турбину.

Toyota Corolla: попалось поддельное масло?

Переходим к следующему «пациенту». 16-летнюю Toyota Corolla с 1,6-литровым бензиновым мотором нам на осмотр привез Павел.


— Досмотренная аккуратная машина, но в конце лета начали некорректно работать катушки зажигания. Пока разбирались с проблемой, черт дернул заодно вырезать катализаторы. И вот тут началось. Если раньше от замены до замены (межсервисный интервал — 7000—8000 км) она «съедала» буквально 200 грамм масла, то после манипуляций с катализаторами через какое-то время дошло до расхода в литр масла на 1500—2000 км пробега, — поделился своей «болью» минчанин. — В плане тяги после удаления катализаторов автомобиль стал ехать только лучше, расход топлива упал.


— Из-за катализатора расход масла мог повыситься лишь незначительно. Меня смущает то, что у вас он начался очень резко, быстро и в больших объемах, — отмечает руководитель СТО. — Если бы дело было в поломке мотора, то вы бы почувствовали это по его работе, динамике и другим признакам. Масло подбираете не только по вязкости, но и по допуску?


— Да. Раньше заливал Liqui Moly. Как раз после удаления катализаторов я проехал примерно тысячу километров и поменял масло на Idemitsu. Затем залил масло, купленное на рынке… — поясняет Павел.

Специалист просит показать банку от техжидкости. Молодой человек достает ее из багажника: в последний раз покупал масло в Малиновке. До этого — в интернет-магазине. Возникает предположение, что автолюбителю попался контрафакт. Однако без экспертизы подтвердить это или опровергнуть мы не можем. Алексей проводит «бытовой» тест: слегка трет тряпкой маркировку на банке, она тут же стирается. Косвенно это может свидетельствовать о том, что в руках подделка.


Какие рекомендации дают в автосервисе? Осмотреть машину на подъемнике на предмет течи, померять компрессию и обследовать цилиндры изнутри видеоэндоскопом. Ну и масло к замене заказать у крупного надежного поставщика.

синтетическое, 5W-30, бензиновый, допуски API: SN, 4 л
синтетическое, 0W-20, бензиновый, допуски API: SN, 4 л

Skoda Kodiaq: почти новая машина «ест» по два литра масла на 10 000 км?

На очереди достаточно свежая Skoda Kodiaq 2020 г. в., у которой уже закончилась гарантия. Мотор — 2-литровый и бензиновый. Машина, которой владеют супруги Юрий и Анастасия, «ест» по два литра масла на 10 000 км. Минчане рассказывают, что с проблемой уже были у дилера.


— Выяснить конкретную причину «масложора» не смогли, но на официальном сервисе нам предложили сократить межсервисный интервал до 7500 км. Однако нам все равно приходится регулярно доливать масло, — утверждает Анастасия. — Предложили поменять маслосъемные колпачки, но на это нужно 3000 рублей.

— У дилера нам сказали, что якобы чуть ли не каждая вторая Skoda сейчас с таким расходом масла, — добавляет Юрий.


— Однозначно дело не в колпачках, — считает руководитель СТО. — Более того, автомобиль слишком свежий, чтобы говорить о каких-то фатальных неисправностях мотора: стандартные признаки повышенного расхода масла не проявляются. Скорее всего, мы имеем дело с недоработками производителя в конструкции силового агрегата.

В таком случае нужно связываться с инженером по гарантии, у которого должна быть информация о частоте обращений с подобными проблемами и, самое главное, о способах их решения с точки зрения специалистов производителя. Если у завода есть наработки по рекламациям такого рода, то они должны устранить неисправность.


Дилер пойдет в отказ? Нужно запросить письменный ответ. Если он не устроит или не поможет в решении ваших вопросов, то остается только разбирать мотор и обследовать каждый его узел, который может влиять на повышенный расход масла.

В ответе на рекламацию завод должен указать, какое потребление моторного масла считается нормой, какое имеем мы (в процентном отношении) и что людям, эксплуатирующим автомобиль, делать.

синтетическое, 0W-30, бензиновый/дизельный, 5 л
синтетическое, 0W-30, бензиновый/дизельный, 1 л

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by<