Туда, где другие не проедут: на этих машинах поисковый отряд «Ангел» спасает пропавших без вести

Автор: Вероника Сайко. Фото: Анна Иванова
27 611
07 декабря 2023 в 8:00

Вы наверняка слышали об «Ангеле» — поисково-спасательном отряде, который приходит на помощь тем, кто пропал без вести. Заявки от взволнованных родственников волонтеры принимают круглосуточно, хотя в штате отряда официально числится всего несколько человек. Остальные люди во время поисков — это добровольцы, жертвующие работой и личной жизнью в обмен на возможность кому-то помочь. Непроходимый лес, болота, город — зачастую волонтерам приходится добираться туда, где не проедет большинство техники. Поэтому и автопарк «ангелов» специфический. Рассказываем про него подробнее.

«Под водой живых не бывает». Отправляемся на Jac T6 на поиски (предположительно) утонувшего

Наше знакомство с автопарком отряда начинается субботним утром (на часах почти 07:00) на стоянке рядом со штабом поисковиков. Сегодня у волонтеров — Сергея Пожоги и Александра Прудильника — своеобразный тест-драйв: они впервые отправляются в дальнюю поездку на новом Jac T6.


Рамный пикап должен стать заменой уже слегка уставшей 21-летней Toyota Tundra (о ней мы расскажем чуть позже) на больших расстояниях от Минска. У «Тундры» хорошие аппетиты, в то время как дизельный Jac, по подсчетам, более экономичный. К слову, приобрести машину удалось со щедрой скидкой: представители дистрибьютора, знакомые с деятельностью отряда, сделали финансовую поблажку.

Jac T6


Год выпуска: 2023

Мотор: 2,0 л, дизель (136 л.с.), 6-ступенчатая МКПП

Расход топлива: 9 л/100 км (по паспорту)

Разгон 0-100 км/ч: 9,5 сек

— Мотор тяговитый, мне нравится. Наверное, на первом месте у меня по симпатии именно эта машина: она в салоне точно комфортнее «Тундры». Дилер готовит нам кунг — сейчас его окрашивают под цвет кузова,— делится первыми впечатлениями о «Джаке» Сергей.


Сонно, холодно, но добровольцы, отложив свои личные дела, цепляют к пикапу прицеп с моторной лодкой. Сегодня по плану поиск на воде: в гомельском водоеме, предположительно, утонул 52-летний мужчина.

Что толкает людей менять священный субботний сон в теплой кровати на помощь тому, кому уже, возможно, не помочь? Синдром спасателя или альтруизм? Воспитание, заложенное родителями, или самоотверженность? Вряд ли мы докопаемся до истины. Поэтому просто познакомимся с нашими сегодняшними героями (причем героями во всех смыслах).


Пока мы с горячими термосами и в плотных пуховиках натягиваем теплые шапки на глаза, Александр с позывным «Бездна» в одной кофте, стоя на заправке, поедает мороженое. С ним нас заочно познакомил его коллега. Командир подводного подразделения «Ангела», инструктор-дайвер с огромным опытом… Официально Александр работает охранником и имеет небольшое дело по изготовлению мебели.


— Сколько лет я занимаюсь дайвингом? С трех, когда чуть не утонул в речке, — смеется Александр. — Профессионально этим увлекаюсь лет 25. Жена у меня тоже дайвер, часто погружаемся вместе. Если взять километраж прохождения, например, Красного моря, то это число перевалило за 100 км.

— А с «ангелами» как подружились?

— В 2013 году перед Хавьером в Столбцах под лед провалился мальчик. Мы — дайверы, ОСВОД — выбрались на его поиски. Как раз в то время отряд собирал Сергей Ковган, основатель «Ангела». Созвонились, поговорили, я предложил свою помощь. И вот я больше 10 лет в отряде. Все, что касается поисков на воде и под водой, — это моя стихия.

Хорошо помню наш первый совместный поиск: это была девочка по имени Настя из Сеницы. Так ее и не нашли. Основная версия пропажи — криминал: предполагали, что она могла утонуть или ее утопили. Самый счастливый поиск — когда я девочку из болота вытянул в августе 2017-го. Вы понимаете: под водой живых не бывает, а тут пропавшая девочка нашлась почти в целости и невредимости. Это был лесной поиск, меня тоже позвали, потому что я как раз был на выходном.


Прибываем на место — к водоему на окраине Гомеля. Площадь его настолько небольшая, что мы удивляемся: и как здесь можно утонуть?


— По словам местных волонтеров, мужчина шел по тротуару. Затем что-то случилось — он кубарем покатился с горки в воду. Это зафиксировала камера видеонаблюдения соседнего магазина. В воде нашли его телефон, ключи и шапку. Если он здесь, то мы его найдем, — говорят поисковики, распаковывая Humminbird. Это эхолот — прибор для исследования структуры и рельефа дна.
— Оборудование работает по принципу солнечного света или вспышки. Лучи отражаются от предметов и дают картинку, по которой можно понять, что находится на дне. Работает как аппарат УЗИ, — «разжевывают» нам волонтеры. — Слева и справа дальность видения — по 25 метров. Глубина? Это морской аппарат, для него глубина не препятствие.
Помимо «ангелов» на поиски приехали сотрудники МЧС. В том числе чтобы перенять опыт использования «Хамминберда». К старту работ подтянулись и местные волонтеры «Симуран».




Как-то незаметно заснеженный склон — да, тот самый, с которого в воду, возможно, скатился пропавший без вести — наполнился детьми, родителями, надувными «ватрушками» и санками. И пока мы бороздим заледеневший водоем в поисках человеческого тела, рядом раздаются радостные возгласы ребятишек, которых не смущают суровые дядьки в форме МЧС и водолаз в полной амуниции. Правда, время от времени кто-то из малышей подходит и задает вопросы в духе «А что вы здесь делаете?»


Что мы здесь делаем? Мы 6 часов катаемся на лодке, пока волонтеры пытаются увидеть что-то полезное на экране эхолота. Поиск трудный: вот эти оранжевые «разводы» — это помехи, которые дает лед. То и дело Александр пытается объяснить нам, как рассмотреть в этом хаосе очертания каких-либо предметов. Чем-то это напомнило попытки увидеть рисунок на стереокартинках, которые были популярны в нулевых.

— Честно, если бы нам не сказали, что в воде нашли личные вещи пропавшего, мы бы давно уже свернули поиск, — в какой-то момент признается «поисковик».




В то же время между собой выдвигаем разные версии случившегося. А может, мужчина свалился в воду, но смог выплыть, подняться и убежать в соседние дворы в поисках помощи? Почему тогда не дал о себе знать близким, ведь прошла уже неделя?..

Увы, на улице стемнело, а поиск не дал результатов. Разве что со дна подняли старую бочку. «Заплыв» сделал и водолаз, но он тоже не нашел ничего, облегчающего поиск. Есть шанс, что когда водоем покроется толстым однородным льдом, можно будет сделать лунку и запустить туда камеру эхолота с обзором на 360 градусов.




Привезут туда, где другие не проедут. Внедорожники отряда

Jac возвращается на стоянку — здесь он соседствует с Tundra. На зиму японский пикап освободили от тяжелого кунга, который служит передвижным штабом отряда.


Внутри можно жить: четыре спальных места, стол, за которым работают координаторы, холодильник, раковина, конфорка для приготовления еды, шкафы с провизией… Отопление тоже предусмотрено — газовое.

Toyota Tundra SR5


Год выпуска: 2002.

Мотор: 4,7 л, V8 (245 л. с.), 7-ступенчатая АКПП.

Расход топлива: 20 л / 100 км (со слов волонтеров). Также установлено ГБО.

Разгон 0—100 км/ч: 7,8 с (по паспорту).

Внешне авто покрашено специальной краской «Раптор», чтобы царапины от веток и прочих сюрпризов лесных дорог были не так заметны на кузове. Усиленная подвеска, грязевая резина — все, чтобы заехать туда, куда не доберется легковая машина.

ГАЗ С42А43-20 «Садко Next».


Год выпуска: 2021.

Мотор: 4,4 л, дизель (149 л. с.), 5-ступенчатая МКПП.

Расход топлива: 20 л / 100 км (со слов волонтеров).

Чуть больше года назад автопарк пополнил преемник легендарной «Шишиги» (ГАЗ-66) — ГАЗ «Садко Next».

— На заводе автомобиль специально изготавливали под нужды отряда. Установлен второй топливный бак для большего запаса хода. Здесь усиленная рама, стальные колесные диски. У водителя — пневмосиденье. Есть круиз-контроль, аудиосистема и навигация, — рассказывают поисковики. — Кузов планируем переоборудовать под штаб, а пока в нем перевозится необходимое оборудование. Генераторы, например.


«Садко Next» может проходить брод до полутора метров. Имеет пониженную передачу. Есть функция спуска и подкачки шин для преодоления, например, заболоченного участка и выезда после него на твердую поверхность. Установлена лебедка, чтобы можно было вытащить «товарищей», застрявших где-нибудь в грязи или снегу.

Квадроцикл Stels ATV 650 Guepard


Мотор: 650 куб. см, бензин.

— А этот снегоболотоход — самый миниатюрный помощник в автопарке. Тем не менее с его помощью не раз эвакуировали людей, заблудившихся в лесу, — показывают нам еще одно транспортное средство «ангелы».

Из недавних операций, во время которых квадроцикл себя зарекомендовал, Сергей вспоминает поиск пожилой женщины — она пошла в лес за грибами. Потерялась и повредила ногу. Оперативно доставить к ней аптечку для оказания первой помощи помог как раз таки квадроцикл. На нем «к цивилизации» женщину и вывезли. Правда, дорогу пришлось пробивать — на пути было много непроходимых кустов.


— У этого квадроцикла подключаемый полный привод и блокировка межосевого дифференциала. Установлена лебедка. Мощности хватает для прохождения мест, где нет больших водных преград. Но мелиоративные каналы преодолевает с легкостью, — делится опытом эксплуатации Сергей.


В дополнение к оборудованию у отряда есть металлические носилки, которые можно привязать к квадроциклу. Пострадавший, закрепленный в них должным образом, находится как бы в коконе и при эвакуации не бьется о железные элементы.

— По дорогам, где нет асфальта, квадроцикл можно разогнать до 90 км/ч. Но я с такой скоростью никогда не ездил — я за безопасность, — добавляет собеседник.


Большой автопарк требует постоянного обслуживания: машины в отряде не щадят и зачастую эксплуатируют на пределе технических возможностей. Тем более когда речь идет о бездорожье и непроходимых местах. Стоянка, мытье автомобилей после поисков, замена расходников — каждый день машины «тянут» деньги.


На топливе специально тоже никто не экономит: если спасение жизни требует оставить на заправке сумму с парочкой нулей — что поделать?

Сейчас, по словам Сергея Ковгана — основателя отряда, у поисковиков настали действительно тяжелые в денежном плане времена. «Ангелы» не имеют постоянного финансирования: добровольцам помогают такие же добровольцы.

Как можно помочь отряду?


✓ с помощью банковской карточки на сайте отряда:

разовое пожертвование 

подписка 

✓ USSD-запрос для абонентов МТС, А1 и life — *222*13#.

✓ Электронные платежи (ЕРИП), код услуги 4345671.

✓ Пополнение отрядных моб. телефонов МТС: 8 (033) 6666-856, 8 (033) 6666-033.

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by