Зима во всей красе! Снегом заваливает дороги и дворы, детвора радуется, автомобилистам приходится несладко: один проезд к месту стоянки чего стоит! Вот об этом и поговорим.
Зимой лопату в машине лучше иметь. Причем не «карманную», а подходящую для работы со снегом, то есть с большим лотком. Это позволит быстро выкопать место под парковку или пробить выезд из сугроба. Вы скажете: к чему время терять, можно и так на машине «пробиться»? Но есть пара нюансов.
Если вы только завели автомобиль зимним утром, двигатель и коробка еще не прогреты, они не любят повышенных нагрузок. А если вы буксуете, пытаясь выехать из глубокого снега, это как раз и есть повышенная нагрузка, которую ой как не любят «автоматы», и особенно вариаторы.
Или вариант с парковкой ходом в сугроб. Во-первых, вы можете не знать, что находится под снегом, особенно в незнакомых местах. А там может быть все что угодно, от большого куска наледи до выступающего канализационного колодца, так что, если сомневаетесь, незнакомые места лучше проверять ногами.
Еще один момент. Если работаете бульдозером, сгребая снег перед собой, так можно повредить бампер или решетку радиатора либо оторвать что-нибудь (например, аэродинамические или защитные щитки) под днищем. Также при езде по глубокому снегу им забиваются колеса, что будет вызывать вибрацию на скорости, он же может попадать между радиатором и вентилятором — а там и до поломки последнего недалеко.
Здесь стоит уточнить, что снег может быть разный. Свежий, легкий не страшен: он хорошо сметается или трамбуется. А вот слежавшийся тяжелый, который обычно появляется при оттепели, как раз и может доставить неприятности.
Мы не призываем при любой парковке протаптывать траекторию и браться за лопату, все хорошо в меру. Но если снега реально много, он сильно затрудняет движение и маневрирование — не мучайте технику, хотя бы минимально почистите заезд и выезд на парковочное место. Ну и, согласитесь: куда приятнее выходить из машины на расчищенную площадку, чем в снег по колено.
Глубокий снег создает значительное сопротивление качению, так что преодолевать его все-таки нужно ходом (в пределах разумного, разумеется), так как остановка может привести к тому, что дальше машина не поедет, а просто начнет буксовать. Так и вышло? Не стоит «закапываться», пытаясь проехать вперед. Можно сдать чуть назад, взять небольшой разгон и пробивать колею ходом.
Это проще всего делать по прямой: повернутые в сторону передние колеса могут привести к «упору», машина опять остановится. Помните об этом, если решили развернуться в глубоком снегу или на колее. И, разумеется, сдавая назад, разгоняясь, лучше ехать по своим же следам, то есть по уже накатанной траектории. Вот когда чуть разогнались, можно пробовать повернуть в сторону.
С маневрированием в таких условиях вообще проблема. Машине в принципе тяжелее продвигаться вперед или назад. Поворачивать тоже труднее, а если есть глубокая колея, из нее может быть непросто выскочить, особенно если снег тяжелый. И, наоборот, при попытке «прорваться» с вывернутыми в сторону колесами машину может сносить, особенно при движении задним ходом. Это нужно учитывать как раз во время парковки, когда по сторонам могут быть другие автомобили и их можно повредить.
Тут важно не торопиться и не «закопаться». Если автомобиль остановился и начинает буксовать, стоит попытаться сдать в обратную сторону по своим следам. Не получается? Можно попробовать враскачку, двигаясь вперед-назад, пусть даже на считаные сантиметры. Если это выходит, есть шанс увеличить амплитуду и в конечном счете выехать в одну из сторон.
Шансы на успешное вызволение из снежного плена значительно повышают помощники, которые будут толкать машину — и здесь важно синхронизировать их усилия с действиями водителя.
Если автомобиль оснащен системой стабилизации, можно попробовать разные режимы ее работы. В некоторых автомобилях ESP успешно имитирует работу межколесных блокировок, но в других машинах, наоборот, может слишком сильно «душить» двигатель, и тогда, возможно, стоит отключить Traction Control (но помним, что сильная пробуксовка тоже не нужна).
У современных кроссоверов может иметься режим блокировки муфты, в таком случае его стоит попробовать. Ну а на внедорожниках можно использовать принудительные блокировки и понижающую передачу.
Хуже всего, если машину нельзя сдвинуть с места даже с посторонней помощью. В лучшем случае причина будет в том, что автомобиль буксует, потому что просто не может преодолеть сопротивление снега (например, если он стоит поперек колеи или упирается в выступающую неровность) или же под колесами образовался лед и нет достаточного сцепления с дорогой.
В этих случаях нужно убрать снег, препятствующий дальнейшему движению. Разумеется, с помощью лопаты. Если ее нет, подойдут любые подручные средства, даже резиновые коврики. На худой конец, можно раскидать снег прямо ногами. Если проблема с «зацепом», под колеса можно подложить те же коврики. Но лучше, чтобы был помощник, который наступит на них, иначе они просто выскочат при первой же пробуксовке.
Улучшить сцепление колес можно, снизив давление в шинах. Но если с собой нет насоса, этот способ лучше использовать лишь в случае крайней необходимости. Лайфхак от водителей старой закалки: зимой стоит иметь в машине мешочек с песком и солью. Если нельзя тронуться или проехать из-за льда, содержимое мешочка высыпается под колеса.
В худшем случае автомобиль не может сдвинуться с места из-за того, что уже висит «на брюхе» и колеса разгружены. Можно попытаться немного утрамбовать снег под машиной, раскачивая кузов — просто руками или вставая на порог и работая телом.
Если это не поможет и нет другой машины с тросом, а сил помощников не хватает, придется убирать мешающий снег из-под машины. И снова мы возвращаемся к необходимости иметь лопату. Ведь в противном случае придется использовать куда менее удобные предметы или вообще выгребать снег руками.
И еще раз: в таких условиях снег хорошо забивается в колеса, забивает решетки, может попасть в вентиляторы системы охлаждения. Так что по окончании приключений не забудьте очистить от него все доступные места с помощью щетки, других подходящих предметов или вручную.
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро