Ездил на «Запорожце», пытался стать дальнобойщиком, прославился на гонках в Дубае. Удивительная история парня из Минска

Источник: Борис Самкович. Фото: Борис Самкович, архив героя публикации. Коллаж: Максим Тарналицкий
27 927
15 февраля 2024 в 8:00

Сложно представить, в какую сторону может развернуться жизнь человека. Особенно у той категории людей, которые находятся в поисках самих себя. Наш сегодняшний герой перепробовал немало профессий: красил машины на СТО, занимался шиномонтажом, руководил собственным транспортным предприятием. Но нашел себя в другой стране и совсем в другой сфере. Этот материал о том, как путем большого труда и риска можно осуществить мечту детства.

«С детства мечтал попасть в большие гонки»

Андрею Муравейко 34 года, и с самого детства он грезил автомобильными гонками. Скорее всего, эта страсть передалась от отца — известного в прошлом автогонщика.

— Я влюбился в гонки в самом юном возрасте. Все началось с прокатного картинга на отдыхе в Крыму. Потом еще несколько раз катался в Минске. Но папа мое увлечение не поддерживал, хотя сам долго занимался автомобильным спортом. В свой день рождения, после вопроса родителей о желаемом подарке, я попросил отвести меня в секцию картинга, — рассказывает он. — Так начал заниматься в кружке у тренера Александра Юлиановича Угольника. Отец думал, что надолго меня не хватит, но страсть не проходила. Когда он понял, что это всерьез, то стал во всем помогать. 

Андрей прогрессировал достаточно быстро и уже в 11 лет принял участие в своих первых соревнованиях. Спустя всего пять лет стал чемпионом Беларуси по картингу среди взрослых и завоевал звание мастера спорта по автомобильному спорту.

Андрей Муравейко в 16 лет побеждает в чемпионате Беларуси по картингу и становится мастером спорта. Минск, 2005 год

Работа автомобильным маляром и гонки на «Запорожце»

Сразу после окончания школы Андрей пошел работать. Отец предлагал помогать ему на своем шиномонтаже, но парень хотел больше самостоятельности. В итоге устроился маляром на специализированную СТО. Параллельно с работой стал готовиться к уже большому автоспорту, а в качестве «оружия» выбрал… «Запорожец».

— Я считаю, что настоящий гоночный автомобиль должен быть заднеприводным. Ну или полноприводным, если мы говорим о ралли. «Запорожец» идеально подходил под наши трековые гонки. Там и задний привод, и мотор сзади — идеальная компоновка для старта! — отмечает собеседник. — В самом начале мы даже мотор родной использовали. Но это быстро надоело. В условиях гонок он быстро терял свою мощность и в середине дистанции там внутри уже все «шаталось». Приходилось его постоянно перебирать. Решили использовать вазовский двигатель, но не стандартный, а с 16-клапанной головкой блока и спортивным впрыском топлива. Вот тут уже стало веселее! Пришли первые серьезные успехи в гонках на треке. Но и этот мотор часто не выдерживал моего темпа.

Гражданская жизнь шла параллельно со спортивной. Сколотив первый капитал на покраске машин, Андрей решил открыть собственный бизнес в грузоперевозках. Вначале были микроавтобус и ИП, позже парень расширился до полноценной фирмы и парка из нескольких грузовиков.

Успех в спорте и проблемы в бизнесе

После жигулевского мотора наступил третий по счету «свап» для уже ставшего популярным «Запорожца» — двигатель BMW M42. Он и в стандартном виде был мощнее конкурентов, а после нескольких доработок стал на голову сильнее всех. Плюс ко всему — сумасшедшая надежность. Муравейко стал королем трековых гонок в Беларуси. Иногда даже признавался, что ему просто скучно ехать из-за отсутствия конкурентов!

Успехи в спорте прямо противоположно отражались на делах в бизнесе. Как говорит сам Андрей, проблемы начались после декрета №6.

— Были те, кто получал существенные льготы при ведении бизнеса, под это дело в страну завезли кучу грузовой техники. В какой-то момент перевозчиков стало очень много, ставки поползли вниз. Доходило до того, что себестоимость перевозки превышала предлагаемую цену услуги. Бизнес пришлось сворачивать, — разводит руками мужчина. — Какое-то время я поработал у отца на шиномонтаже, а затем устроился водителем-дальнобойщиком. Ездил в Испанию, Португалию… 

Естественно, с новым графиком работы говорить о каких-то полноценных выступлениях в гонках не приходилось.

— Если получалось, то выезжал на дорожку трекового стадиона. Крайнюю гонку на «Запорожце» провел 13 января 2019 года… Выиграл. И поставил машину у забора папиной «шиномонтажки». Она и сейчас там стоит — уже пять лет. Тогда я понимал, что по своему уровню езды и подготовки автомобиля просто перерос местный чемпионат. Хотелось чего-то другого, — вздыхает Муравейко.

Переезд в Москву и открытие нового бизнеса

— В дальнобое я отъездил около четырех лет. И с каждым километром все больше убеждался, что нахожусь не на своем месте. Денег на хорошие гонки тут не заработать, а время идет. И надо было что-то решать, — продолжает Андрей. — У меня есть очень давний друг — Алексей. С Лехой мы с самого детства. Как-то поразмыслили и решили ехать покорять Москву. Это была авантюра чистой воды. Тогда я бросил все и уехал с билетом в один конец. Мы примерно понимали, что будем делать, но точного плана не было.

Андрей и Алексей

Мужчина говорит, что было сложно, но они справились. Начали работать там, где что-то понимали, — в грузоперевозках. Но не в классических автомобильных, а в сфере морской логистики.

— Не скажу, что сразу, но дела пошли. Начали развиваться в этом направлении, сейчас это более чем актуально. Параллельно пробуем развивать другие направления в бизнесе. Планируем создать что-то в Беларуси, — делится Муравейко.

Возвращение в гонки спустя пять лет

Осенью 2023 года наш герой попал на гонки Кубка Porsche, проходившие на трассе Moscow Raceway. Задачей было не только посмотреть заезды быстрых машин, но и познакомиться с нужными людьми, которые смогут устроить тесты на «кольце». И такие люди нашлись.

— Я первый раз в жизни ехал по настоящей трассе для шоссейно-кольцевых гонок. Сразу сел в стандартный Lamborghini Huracán STO, но меня этот автомобиль не впечатлил. Да, Lamborghini, да, 600 «лошадей» на заднем приводе, но это обычная гражданская машина на стандартной резине, — констатирует Андрей. — Попросил технику посерьезней. Мне выкатили уже настоящий подготовленный гоночный автомобиль — Porsche Cayman GT4. Это был совсем другой уровень! Для подстраховки на пассажирское кресло посадили инструктора. Мы проехали две сессии по 20 минут, причем это было под дождем. Инструктор спросил: «А ты точно в первый раз едешь?»

Гоночный Porsche Cayman GT4

Организатор тестов тогда не скрывал своего удивления. Он оценил показатели телеметрии и с ходу предложил место в команде на следующий сезон в российской серии Porsche Cup. Муравейко с ответом не торопился, а лишь предложил выслать коммерческое предложение. А еще случайно обмолвился, что зимой на несколько месяцев собирается уехать в Дубай.

Тесты в ОАЭ

— Когда я сказал, что буду зимой в Дубае, мне предложили погонять и там. Дали контакт человека, который работает в гоночной команде и может организовать тесты. Встретились, разговорились. Его зовут Станислав Бурмистров — известный гонщик, а теперь менеджер пилотов. Он с ходу сделал мне такое предложение, от которого у меня отвисла челюсть! Стас сказал, что прямо тут, в Дубае, он сможет утроить мне тесты. И если я покажу на них хорошую скорость, то есть возможность попасть в английскую команду и принять участие в марафоне «24 часа Дубая» в середине января. Я в это не мог поверить! Это была какая-то сказка. Неужели мечта детства поучаствовать в международных кольцевых гонках осуществится? — задавался вопросом Андрей.

Тесты прошли успешно. Белорус выезжал на трассы в Дубае и Абу-Даби и в обоих случаях показывал хорошую скорость. Англичане из Simpson Motorsport подтвердили участие гонщика в известной мировой гонке на выносливость.

Как пираты сорвали дебют в гонке «24 часа Дубая»

Марафон должен был пройти с 12 по 14 января. Но был сорван из-за атаки пиратов на корабли в Суэцком канале. Организатор решил не рисковать машинами, которые плыли в контейнерах из Европы, и перенаправил сухогруз в обход канала. Гонку перенесли на две недели.

— Про перенос «Дубая» мы узнали еще до Нового года. И в этом был свой плюс! — утверждает Муравейко. — В 20-х числах января была запланирована 6-часовая гонка в Абу-Даби. И англичане предложили проехать там. Для меня это был идеальный вариант. Я смогу, во-первых, привыкнуть к новой для себя Audi RS3 LMS и ее переднему приводу, во-вторых, поработать с инженерами команды в боевых условиях, в-третьих, понять суть стратегии гонок на выносливость.


Гонка в Абу-Даби проходила на той же трассе, что и Гран-при «Формулы-1». Помимо Андрея машиной управляли еще два пилота: россиянин Иван Станчин и англичанин Джейсон Гарретт.

— У нас все хорошо получалось. Мы шли на второй позиции в своем классе, — вспоминает собеседник. — Первым стартовал Иван, потом я, далее Джейсон. Во второй половине гонки мы должны были меняться еще раз. И как раз в этой второй половине по нашей стратегии планировалось ускорение и борьба за первое место. Но нам не повезло. Вначале англичанин повредил машину, а позже еще и отказала турбина. Скорость на прямых упала с 250 км/ч до 210... Мы финишировали на втором месте в своем классе и на третьем в общем зачете группы машин TCE. Вроде и призовое место, но какой-то осадок остался — могли лучше.

Трофеи с гонки в Абу-Даби

Мечты детства сбываются, или Старт в «24 часах Дубая»

Гонка в Дубае закрывала трехэтапную серию состязаний на выносливость — «Трофей Среднего Востока». В зачет шли два лучших результата. В теории Андрей мог побороться и за место в общем зачете. Но не все было так просто, как в Абу-Даби. Тут и дистанция в четыре раза длиннее, и ночная езда, и пять гонщиков в команде.

Андрей Муравейко (первый слева) с партнерами по команде

— Гонка стартовала в 13:00 в субботу 27 января. На старте 55 автомобилей, в нашем классе — 6. Длина круга — всего 5,4 км. Представляете, какая плотность на трассе? Получили установку первую половину гонки беречь машину, а дальше атакуем! Моя смена начиналась в 15:00 и продолжалась около двух часов, — рассказывает мужчина.

Первая половина марафона оказалась «пристрелочной». Команды не хотели рисковать и ехали в щадящем режиме. Первых три автомобиля группы TCE держались в одном круге — экипаж Муравейко шел на второй позиции.


— Веселье для меня и всех парней началось ближе к ночи: отказала система подачи питьевой воды пилоту. Это был просто ад! В машине невыносимо жарко и нет возможности пить, — вспоминает Андрей. — И если коллеги ехали чуть больше часа, то я старался выкатывать все возможное время — 2 часа и 5 минут, потом заканчивался бензин. Моя вторая смена завершилась в полпервого ночи. Я был полностью мокрый, от усталости безумно хотелось спать. Прилег, закрыл глаза… А какое спать? Мысли на трассе. Пошел посмотрел телеметрию, попытался отвлечься. Но все впустую. Тут еще начинается паника в боксе: на нашей машине взорвалось переднее колесо, оторвало крыло, гонщик на трех оставшихся шинах пытается добраться до пит-стопа… Благо, что все решилось заменой колеса и гонка продолжилась.

— Вроде удалось уснуть. Но кто-то будит: «Андрей, давай вставай, через 15 минут тебе ехать»! Смотрю на время — 04:15! И это сколько я поспал? Чуть натянул на себя мокрое термобелье и комбинезон. Сел в автомобиль и вообще ничего не понимаю. Даже не помню, как проехал первый круг… А потом начался рассвет! Солнце слепит глаза, воды по-прежнему нет, в любой момент можно потерять траекторию или попасть в замес при обгонах. Но ничего — собрался, — продолжает Муравейко.

Тем временем машина конкурентов получает повреждение и делает незапланированную остановку в боксах. Это шанс! Audi RS3 LMS DSG под номером 138 выходит в лидеры 24-часового марафона. В своей четвертой смене, длившейся чуть больше часа, Андрею предстояло не ошибиться и привести автомобиль к финишу, что он и сделал. Победа! Первое место в «24 часах Дубая», а заодно и серебро в общем зачете пилотов «Трофея Среднего Востока» в гонках на выносливость. Мечта детства сбылась…

Немного цифр

В этой гонке Андрей Муравейко провел за рулем четыре смены и в общей сложности управлял машиной почти восемь часов — больше, чем любой другой член экипажа. Было израсходовано девять комплектов шин и 1350 литров топлива. Средняя скорость на быстром круге составила 144 км/ч. Общая средняя скорость (с учетом смены пилотов, дозаправки и смены шин) — 120 км/ч. Пилоты преодолели 532 круга (2880 км). Себестоимость расходных материалов на 1 км составила 4 евро.

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by